Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Цель проекта: Привитие учащимся первоначальных умений собирать информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта.
Задачи проекта:
1. Показать необходимость знания
алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности
современного человека.
2. Развивать познавательную и
творческую активность учащихся.
3. Привлечь родителей к совместному
поиску.
4. Воспитывать у детей любовь к родному
языку.
Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета русский язык. Длительность выполнения проекта две недели. Дети получили задание найти ответы на вопросы:
1) Почему алфавит назвали
алфавитом?
2) Где и кем в школе, дома и в
других местах используется алфавит?
3) Смогу ли я обойтись без знания
алфавита?
Для ответа на первый вопрос можно было использовать справочные страницы в конце учебника и материалы одного из упражнений. (Русский язык «К тайнам нашего языка» 1кл. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.) Любые источники и помощь родителей приветствовалась. Листочки с краткими ответами украшались цветными буквами, рисунками, ребусами и кроссвордами.
Для продолжения исследований класс был разделён на три группы.
Первая группа работала в нашей
школе. Посетив библиотеку и читальный зал, дети узнали от библиотекаря о
расположении книг на полках, познакомились с картотекой, полистали энциклопедии
и справочники, поработали с детским орфографическим словарём, затем заглянули к
школьному секретарю.
Вторая группа получила задание побывать на работе у родителей и воочию убедиться в том, как там используется алфавитный порядок.
А ребята из третьей группы работали с литературой, принесённой из дома по своим интересам и увлечениям (атласы, справочники, детские энциклопедии, телефонная книга и др.).
По результатам исследований составляли отчёты по 3-5 предложений для выступления на защите проекта, делали фото для слайдов будущей презентации. Наблюдать, контролировать и направлять исследования своих подопечных в нужное русло, было приятно. В процессе работы сочинила стихи, которые дети выучили к предстоящей защите.
На защиту проекта были приглашены гости. Оформили класс, сделали выставку книг. После рассказов учеников о проделанной работе с наглядной презентацией все с удовольствием исполнили песню «Поём русский алфавит». (Использовался музыкальный видеоклип с сайта viki.rdf.ru).
Применить свои знания на практике дети смогли приняв участие в викторине в составе команд «От А до Я», «Азбучные истины», «АБВГДЕйка», «Любознайки». Задания были следующие: расположить имена пяти одноклассников в алфавитном порядке; пять книг детских писателей разместить по фамилии авторов на книжной полке; угадать зашифрованные слова; вписать в текст недостающие буквы из словаря; расположить пословицы в порядке алфавита.
Подводя итоги, дети отметили, что теперь они не только выучили наизусть алфавит, но знают, для чего он нужен и умеют им пользоваться. А для меня и родителей приятно сознавать, что ребята стремятся самостоятельно открывать новое, выбирать главное и интересное, расширяют свой кругозор, учатся правильно строить свои отношения с одноклассниками и взрослыми.
Учитель: Дорогие
ребята! Дорогие гости! Сегодня у нас завершающий этап, защита проекта «Зачем
нам нужен алфавит?». Каждый из вас искал ответы на вопросы:
1. Почему алфавит назвали алфавитом?
2. Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3. Смогу ли я обойтись без знания алфавита?
Ваши письменные ответы находятся в папке. Самые лучшие из них будут сейчас озвучены, но сначала мы ответим на первый вопрос. Почему алфавит так называется? А ещё как его называют? Почему?
Ответы детей.
Учитель:
Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.
Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.
По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.
Учитель: Послушаем, о чём узнали ребята в результате поиска ответа на второй вопрос. Где и кем в школе используется алфавит?
Все рассказы учеников, иллюстрируются на слайдах.
Ученик: При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.
Ученик: Библиотекарь Татьяна Сергеевна показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста. А эта полка с книгами о Великой Отечественной войне.
Ученик: Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.
Ученик: В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.
Ученик: У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!
Ученик: В нашей школе у секретаря Веры Ивановны есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.
Учитель: А теперь узнаем об использовании алфавита дома и в других местах.
Ученик: Моя мама работает в налоговой инспекции. Она рассказала, что дела налогоплательщиков хранятся в алфавитном порядке.
Ученик: Мой папа работает в ГИБДД. Он мне сказал, что на его работе списки зарегистрированных и угнанных машин составлены в алфавитном порядке.
Ученик: Я вместе с бабушкой побывала на избирательном участке во время выборов. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.
Ученик: Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.
Ученик: А это – энциклопедия, из которой я брал информацию о насекомых, чтобы рассказать одноклассникам на уроке окружающего мира. В конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.
Ученик: У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке. Меньше всего фамилий в справочнике на букву ____. Больше всего на букву П, а самая распространённая фамилия – Попов, в справочнике встречается ____ раз.
Учитель: И это ещё не всё! Послушаем других ребят
Ученик: Я люблю рисовать. Посещаю кружок в нашей школе. Планирую поступить в художественную школу. Помощником стать мне может книга Е.Каменевой «Какого цвета радуга». Это небольшой иллюстрированный словарик. В нём объясняется значение различных понятий в изобразительном искусстве.
Ученик: Алфавит нам нужен, чтобы передавать накопленные знания. У меня в руках книга «Русские пословицы и поговорки». В них заключена народная мудрость. Расположены пословицы и поговорки в алфавитном порядке.
Ученик: Я вместе с папой и мамой люблю рассматривать «Атлас мира». В нём тоже есть указатель. Он помогает найти страницу с географической картой и краткой информацией о любой стране, её столице, о реках, горах и океанах и морях.
Ученик: Я люблю читать книги Э. Успенского. Они весёлые и поучительные. Персонаж сказочной повести крокодил Гена очень любил читать точные и серьёзные книги: справочники, учебники или расписания движения поездов. Кстати, расписание движения фирменных поездов тоже составлено по алфавиту.
Ученик: В моём мобильном телефоне на клавишах есть буквы. Они расположены в алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой буквой имени или фамилии. А новая запись появляется в порядке алфавита.
Учитель: Спасибо большое! Теперь мы знаем, что алфавит нужен везде для наведения порядка. И мы выучили его наизусть. Давайте встанем и ещё раз споём его.
Учитель: Молодцы, повторили, а теперь воспользуемся своими знаниями. Вы разделены на 4 команды.
Команды:
1.«От А до Я»
2.«Азбучные истины»
3 «АБВГДЕйка»
4. «Любознайки»
1. Наши имена
Учитель: Каждой команде достался список имён пяти учеников нашего класса. Имена полные, как положено во всех словарях и официальных документах. Ваша задача: распределить эти имена в алфавитном порядке. Надпишите вверху цифры от 1 до 5. Прочитайте, что получилось.
2. На книжной полке
Учитель: В спешке книги на полку в библиотеке поставили не правильно. Давайте наведём порядок. Поставим книги детских писателей по фамилии авторов в алфавитном порядке.
3. Угадай зашифрованные слова
Учитель: Ключом от шифра является знание порядка букв в алфавите. Возьмите листок и фломастер. Слушайте внимательно и вписывайте нужные буквы.
4. Применяем знания на практике
Учитель: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.
В нашей семье у каждого свои инт_ресы и любимые занятия. Дедушка ходит в лес за грибами и яг_дами. С рыбалки он приносит пл_тву и к_расей. Бабушка х_рошо г_товит. На праздники она печёт п_роги с ябл_ками и к_пустой. Мама с удовольствием вышивает в_сильки и р_машки. А папа интересуется музыкой. Он умеет играть на г_таре.
Учитель: В некоторых словах пропущены буквы. Чтобы правильно вставить недостающие буквы используйте словарь: Альбом, арбуз, василёк, гитара, готовить, дорога, животное, заяц, земляника, иней, интересно, капуста, карась, облако, пирог, плотва, ромашка, снегирь, тарелка, хорошо, цифра, шоссе, яблоко, ягода.
5. Конкурс пословиц и поговорок
Учитель:
Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы и в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют, советы мудрые дают,
Порой – чему-то поучают и от беды нас берегут.
Учитель: Прочитайте пословицы. Распределите их по алфавиту.
С книгой поведёшься – ума наберёшься. Азбука – к мудрости ступенька. Учёный водит, а неучёный следом ходит. |
Порядок – время бережёт. Без терпенья нет уменья. Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает. |
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Грамоте учиться – всегда пригодиться. Век живи – век учись. |
Кто грамоте горазд – тому не пропасть. Порядок – душа всякого дела. Голова без ума, что фонарь без света. |
Учитель: Какая из них больше подходит к нашей теме? Подтверждением этому является выставка книг на нашей полке.
Послушаем ещё стихи о пользе знания алфавита.
«Алфавит вокруг нас»
Чтоб в массе информации не смог я закопаться,
Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.
Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,
Порядок алфавитный запомни, заучи!
Отыщется в книге любое понятие,
Стоит нам только открыть указатель.
А рядом смотрите, номер странички!
Наш поиск был очень экономичен!
В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!
И не надо три часа перелистывать страницы!
В порядке алфавитном слова здесь расположены.
Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.
Все буквы по порядку назвать легко могу.
Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:
Школа, больница, детский сад, аптека,
Институт, милиция, музей, библиотека.
Расписание движения поездов,
Коды регионов и городов.
На страницах поиска в интернете
Алфавит использован при ответе.
Классный журнал, телефонная книга,
Всё, что нам надо – отыщется мигом.
Учитель: Подведём итоги. Хорошо выполнили задания все команды. Пригодилось ли вам знание алфавита при выполнении заданий? Сможем ли мы обойтись без знания алфавита? Почему?
Дети: Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.
Автор: Наталья Александровна Филатова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №4» города Борисоглебска Воронежской области, стаж работы по специальности – 16 лет.
О себе: Люблю свою работу, нравится путешествовать и общаться с интересными людьми, иногда пишу стихи. Принимала участие во втором профессиональном конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе». Фото автора nata_68
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Алфавит нам нужен очень!!!
все запомнят, это точно!
Спасибо за интересное занятие!
Наталья Александровна! Вы очень светлый человек. Когда видишь Вас, сам заряжаешься положительными эмоциями, хочется всем улыбаться.А ещё Вы очень творческий человек. А алфавит нам просто необходим!
Наталья Александровна! С большим удовольствием познакомилась с содержанием Вашей с детьми работой. Ваш огромный труд и кропотливая работа каждого участника будут очень полезны для коллег, которые идут в ногу со временем. Искренне рада за Вас! С уважением Ирина Сергеевна Сорокина!