Регистрация

Урок русского языка в 1 классе по теме «Как пишут письма?»

  • 10 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с жанром письма, с правилами и вежливыми формами переписки.
2. Подготовить детей к написанию письма.

Задачи  урока:

1. Образовательные:

  • формировать навыки каллиграфически правильного письма;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся и фонематический слух;
  • совершенствовать культуру речи детей;
  • развивать орфографическую зоркость детей;
  • расширять кругозор младших школьников;
  • развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные:

  • воспитание любознательности, пытливости при получении знаний;
  • формировать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: Памятки для написания письма (3 правила), письмо Мудрой Совы, карточки для работы в парах «Проверь себя», картинка «почтальон Печкин».

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Мобилизующий этап

Учитель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Я вам приготовила несколько загадок. Давайте попробуем их отгадать.

1. К дому – невеличке
Подлетают птички,
Весточки, приветы
Понесут по свету. (Почтовый ящик, письма).

2. Куда мне угодно,
Туда полечу,
Там и заговорю. (Письмо)

II. Формирование темы урока

Учитель: Как вы думаете, почему я вам приготовила именно такие загадки?

Дети: Мы будем говорить о почте, о письмах, какие бывают письма, как их надо писать, когда их начали писать.

III. Актуализация опорных знаний

На доске написаны слова: почта, письмо, почтальон, марка.

Задание 1.

Объяснение лексического значения слов учащимися.

Задание 2.

Учитель: Какое слово лишнее?

Дети: Марка – все согласные звуки твердые, первый звук [м]; почтальон – 3 слога, в остальных словах 2 слога.

Учитель: Как вы думаете: какую букву будем писать на чистописании?

Дети: Пп

Учитель: Что вы можете сказать о звуке, который обозначается буквой «П»?

Дети: Согласный, глухой, парный.

IV. Чистописание

Учитель: Сегодня на чистописании мы будем писать буквосочетания буквы «П» с гласными первого и второго ряда: па-пя, по-пё, пы-пи, пе-пэ, пу-пю.

Учитель: Какая разница в произношении звука [п]?

Дети: В сочетании с гласными первого ряда звук [п] – твердый, в сочетании с гласными второго ряда звук [п] – мягкий.

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

На доске надпись Сьмопи

Дети: Письмо.

Учитель: Давайте запишем это слово в тетрадь. Сколько в слове букв, звуков? Почему разное количество?

V. Работа по теме урока

Учитель: Кто из вас получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем?

Ответы детей.

Учитель: А мне вот сегодня по дороге в школу вручили вот это письмо для первоклассников. А как на почте узнали, что это письмо для вас?

Дети: На конверте адрес: село, улица, дом, фамилия.

Учитель: Тот, кто получает письма – адресат. Адрес надо писать правильным разборчивым почерком, чтобы письмо нашло своего адресата. Кем мы с вами являемся?

Дети: Адресатами.

Учитель: Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Адрес, адреса.

Учитель: Чем похожи слова?

Дети: Одинаковая часть, родственные.

VI. Физ.минутка

VII. Продолжение работы по теме

Учитель: Давайте посмотрим, что это за письмо. Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Дети: Тот, кому это письмо написано.

Учитель: У вас на партах лежат правила работы с письмами. Прочитайте первое правило и обсудите с соседом по парте.

Правило 1.

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Учитель: А это письмо мы можем распечатать?

Дети: Да, это письмо нам, первоклассникам.

Письмо первоклассникам

Письмо первоклассникам

Здравствуйте, дорогие дети!
Я узнала из лесной почты от сов, зимующих в вашем парке, что вы очень добрые ребята. Зимой вы делали для птиц кормушки, подкармливали птичек, не сгоняли сов с деревьев, правильно вели себя на природе. Вы умеете наблюдать. Сейчас и в лесу, и в парке беспокойная пора: птицы обновляют гнезда, высиживают птенцов, кормят их комарами, мошками. Не обижайте птиц! Я прошу вас продолжать быть защитниками природы, любить её и охранять.

До свидания, ваша Мудрая Сова.

Учитель: Какое чувство вы испытывали, когда я вам прочитала письмо?

Дети: Радостное.

Учитель: Приятно слышать о себе хорошие слова. Интересно узнать что-то новое. Как вы думаете, нужно вам отвечать на письмо?

Дети: Да, нужно. Когда мы увидим что-то интересное, то можно об этом написать.

Правило 2.

Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Учитель: А с каких слов надо начинать письмо?

Дети: Слова-приветствия:здравствуйте, привет.

Учитель: А как мы обратимся?

Дети: Здравствуй, Мудрая Сова!

Учитель: Это обращение. Давайте запишем его в тетрадь.

Учитель: Какие письма приятно получать?

Дети: Чтобы было аккуратное. Чтобы лист был чистый, не помятый.

Правило 3.

Бумага и конверт должны быть чистыми. Постарайтесь, чтобы письмо было написано аккуратным почерком, без исправлений.

Учитель: Письмо пишут в хорошем настроении. Давайте посмотрим, какие части в письме Мудрой Совы.

Дети: 1 часть – приветствие, 2 – новости, 3 – советы детям, 4 – прощание.

Учитель: Ребята, почтальон Печкин предлагает вам некоторые правила написания письма. Выберите, на ваш взгляд, самое важное правило и запишите к себе в тетрадь.

  1. Нельзя читать чужие письма!
  2. На полученное письмо надо отвечать.
  3. Пишут письма только в хорошем настроении.

VIII. Творческая  работа

Учитель: А в современном мире какие пишут письма?

Дети: По электронной почте, посылают SMS-ки.

Учитель: Я предлагаю вам творческое задание по группам.

Сочините послание Сове, используя как начало слов, буквы слов: год, сад, лес.

Например. Сова. С – слушай, О – отвечай, В – веселись, А – активно.

Дети:

1 ряд – ГОД – Главное, отдохни дома.

2 ряд – ДОМ – Думай о малышах.

3 ряд – ЛЕС – Летом ешь сливы.

IX. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми правилами составления письма. Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, электронной почтой, SMS-ками. Но не следует забывать и о письмах, этом старинном способе общения людей.

X. Рефлексия

Учитель: На карточках «Проверь себя» запишите, какие правила составления писем вы узнали на уроке.

Дети работают в парах.

Работа в парах

«Проверь себя»

  1. Для письма используй …………………лист бумаги.
  2. Отвечать на письмо нужно ………………….
  3. Адрес нужно писать ……………………………

Слова для справок: чистый, как можно быстрее, разборчиво.

Положительная оценка работы учителем. Похвала.

Автор: Галина Ивановна Сугакова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №8» села Тугулук Грачёвского района, Ставропольского края, стаж работы по специальности – 37 лет.

О себе: Люблю вышивать, пишу стихи. Являюсь куратором интеллектуальных конкурсов учащихся младших классов школы. В 2009 году участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года», заняла 2 место, награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». siren

Презентация «Как пишут письма» 

4 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 32)
  • 10 сентября 2010
  • 17991
  • 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Снежана Сергеевна 12.09.2010 в 19:55

Урок познавательный, живой. Много интересных моментов.
Большое спасибо учителю.
Снежана Сергеевна.

Лариса 13.09.2010 в 23:01

Урок очень интересный, спасибо учителю.
Лариса Владимировна

Ирина Геннадьевна 14.09.2010 в 20:48

Спасибо учителю за познавательный, творческий материал урока! Хорошо, что поднята тема общения через письма!

Ирина Геннадьевна 14.09.2010 в 21:00

Содержательный, познавательный, а самое главное расширяющий кругозор детей урок! Спасибо!

Тамара Мейлиевна 21.09.2010 в 16:42

Очень интересный урок и по содержанию, и по структуре, ... Он дает ученикам новые знания, расширяет их кругозор, возбуждает интерес к русскому языку!
Спасибо, что поделились столь полезным материалом!!! Обязательно воспользуюсь! Успехов Вам и Вашим детишкам.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!