Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жанром письма, с правилами и вежливыми
формами переписки.
2. Подготовить детей к написанию письма.
Задачи урока:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Оборудование: Памятки для написания письма (3 правила), письмо Мудрой Совы, карточки для работы в парах «Проверь себя», картинка «почтальон Печкин».
I. Организация детей на занятие. Мобилизующий этап
Учитель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Я вам приготовила несколько загадок. Давайте попробуем их отгадать.
1. К дому – невеличке
Подлетают птички,
Весточки, приветы
Понесут по свету. (Почтовый ящик, письма).2. Куда мне угодно,
Туда полечу,
Там и заговорю. (Письмо)
II. Формирование темы урока
Учитель: Как вы думаете, почему я вам приготовила именно такие загадки?
Дети: Мы будем говорить о почте, о письмах, какие бывают письма, как их надо писать, когда их начали писать.
III. Актуализация опорных знаний
На доске написаны слова: почта, письмо, почтальон, марка.
Задание 1.
Объяснение лексического значения слов учащимися.
Задание 2.
Учитель: Какое слово лишнее?
Дети: Марка – все согласные звуки твердые, первый звук [м]; почтальон – 3 слога, в остальных словах 2 слога.
Учитель: Как вы думаете: какую букву будем писать на чистописании?
Дети: Пп
Учитель: Что вы можете сказать о звуке, который обозначается буквой «П»?
Дети: Согласный, глухой, парный.
IV. Чистописание
Учитель: Сегодня на чистописании мы будем писать буквосочетания буквы «П» с гласными первого и второго ряда: па-пя, по-пё, пы-пи, пе-пэ, пу-пю.
Учитель: Какая разница в произношении звука [п]?
Дети: В сочетании с гласными первого ряда звук [п] – твердый, в сочетании с гласными второго ряда звук [п] – мягкий.
Учитель: Какое слово здесь зашифровано?
На доске надпись – Сьмопи
Дети: Письмо.
Учитель: Давайте запишем это слово в тетрадь. Сколько в слове букв, звуков? Почему разное количество?
V. Работа по теме урока
Учитель: Кто из вас получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем?
Ответы детей.
Учитель: А мне вот сегодня по дороге в школу вручили вот это письмо для первоклассников. А как на почте узнали, что это письмо для вас?
Дети: На конверте адрес: село, улица, дом, фамилия.
Учитель: Тот, кто получает письма – адресат. Адрес надо писать правильным разборчивым почерком, чтобы письмо нашло своего адресата. Кем мы с вами являемся?
Дети: Адресатами.
Учитель: Давайте запишем эти слова в тетрадь.
Адрес, адреса.
Учитель: Чем похожи слова?
Дети: Одинаковая часть, родственные.
VI. Физ.минутка
VII. Продолжение работы по теме
Учитель: Давайте посмотрим, что это за письмо. Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?
Дети: Тот, кому это письмо написано.
Учитель: У вас на партах лежат правила работы с письмами. Прочитайте первое правило и обсудите с соседом по парте.
Правило 1.
Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!
Учитель: А это письмо мы можем распечатать?
Дети: Да, это письмо нам, первоклассникам.
Письмо первоклассникам
Здравствуйте, дорогие дети!
Я узнала из лесной почты от сов, зимующих в вашем парке, что вы очень добрые ребята. Зимой вы делали для птиц кормушки, подкармливали птичек, не сгоняли сов с деревьев, правильно вели себя на природе. Вы умеете наблюдать. Сейчас и в лесу, и в парке беспокойная пора: птицы обновляют гнезда, высиживают птенцов, кормят их комарами, мошками. Не обижайте птиц! Я прошу вас продолжать быть защитниками природы, любить её и охранять.До свидания, ваша Мудрая Сова.
Учитель: Какое чувство вы испытывали, когда я вам прочитала письмо?
Дети: Радостное.
Учитель: Приятно слышать о себе хорошие слова. Интересно узнать что-то новое. Как вы думаете, нужно вам отвечать на письмо?
Дети: Да, нужно. Когда мы увидим что-то интересное, то можно об этом написать.
Правило 2.
Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.
Учитель: А с каких слов надо начинать письмо?
Дети: Слова-приветствия:здравствуйте, привет.
Учитель: А как мы обратимся?
Дети: Здравствуй, Мудрая Сова!
Учитель: Это обращение. Давайте запишем его в тетрадь.
Учитель: Какие письма приятно получать?
Дети: Чтобы было аккуратное. Чтобы лист был чистый, не помятый.
Правило 3.
Бумага и конверт должны быть чистыми. Постарайтесь, чтобы письмо было написано аккуратным почерком, без исправлений.
Учитель: Письмо пишут в хорошем настроении. Давайте посмотрим, какие части в письме Мудрой Совы.
Дети: 1 часть – приветствие, 2 – новости, 3 – советы детям, 4 – прощание.
Учитель: Ребята, почтальон Печкин предлагает вам некоторые правила написания письма. Выберите, на ваш взгляд, самое важное правило и запишите к себе в тетрадь.
VIII. Творческая работа
Учитель: А в современном мире какие пишут письма?
Дети: По электронной почте, посылают SMS-ки.
Учитель: Я предлагаю вам творческое задание по группам.
Сочините послание Сове, используя как начало слов, буквы слов: год, сад, лес.
Например. Сова. С – слушай, О – отвечай, В – веселись, А – активно.
Дети:
1 ряд – ГОД – Главное, отдохни дома.
2 ряд – ДОМ – Думай о малышах.
3 ряд – ЛЕС – Летом ешь сливы.
IX. Итог урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми правилами составления письма. Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, электронной почтой, SMS-ками. Но не следует забывать и о письмах, этом старинном способе общения людей.
X. Рефлексия
Учитель: На карточках «Проверь себя» запишите, какие правила составления писем вы узнали на уроке.
Дети работают в парах.
«Проверь себя»
Слова для справок: чистый, как можно быстрее, разборчиво.
Положительная оценка работы учителем. Похвала.
Автор: Галина Ивановна Сугакова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №8» села Тугулук Грачёвского района, Ставропольского края, стаж работы по специальности – 37 лет.
О себе: Люблю вышивать, пишу стихи. Являюсь куратором интеллектуальных конкурсов учащихся младших классов школы. В 2009 году участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года», заняла 2 место, награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». siren
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Урок познавательный, живой. Много интересных моментов.
Большое спасибо учителю.
Снежана Сергеевна.
Спасибо учителю за познавательный, творческий материал урока! Хорошо, что поднята тема общения через письма!
Содержательный, познавательный, а самое главное расширяющий кругозор детей урок! Спасибо!
Очень интересный урок и по содержанию, и по структуре, ... Он дает ученикам новые знания, расширяет их кругозор, возбуждает интерес к русскому языку!
Спасибо, что поделились столь полезным материалом!!! Обязательно воспользуюсь! Успехов Вам и Вашим детишкам.