Регистрация

Учение с увлечением: разновозрастной урок риторики по теме «Интервью»

  • 23 августа 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности является его активность, проявляющая себя в инициативном, самостоятельном, творческом отношении к внешней деятельности, к другим людям и к самому себе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Поэтому в своей работе я использую активные формы работы.

Хочу привести пример разновозрастного урока риторики для учеников 1 и 4 классов по теме «Интервью». Оба класса были поделены пополам. Урок проводился 2 преподавателями одновременно в разных кабинетах, во 2 полугодии. Спасибо моей коллеге, Галине Павловне Халтуриной, которая согласилась участвовать. Ученикам 4 классов было задание заранее продумать вопросы для учеников 1 классов на тему: «Первый год в школе».

Цель урока: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе учебно-познавательной деятельности.

Задачи для учеников 1 классов:

  1. Формируем начальные знания о жанре интервью, о тексте-повествовании.
  2. Развиваем умение отвечать на вопросы, составлять повествовательные предложения, рассказ.
  3. Воспитываем такие качества личности: умение слушать и слышать собеседника, адекватно отвечать на вопросы.

Задачи для учеников 4 классов:

  1. Закрепляем знания о публицистических жанрах в процессе практической деятельности.
  2. Развиваем умение задавать вопросы, составлять вопросительные предложения, умение кратко записывать текст, используя опорные слова.
  3. Воспитываем такие качества личности: умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая гимнастика. Проводит один из учеников 4 класса.

3. Объявление темы урока. Мотивация.

– Сегодня на уроке мы будем развивать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы. Это важные умения? Для чего они нам пригодятся?

– Ученики 4 класса возьмут интервью у учеников 1 класса.

4. Работа над значением и произношением слов.

– Прочитаем слово «интервью» правильно. Обратите внимание на гласный звук, который мы произносим после «т», на ударение.

– Как вы думаете, что такое интервью?

Сначала отвечают ученики 1 классов, затем 4 классов, учитель обобщает ответы и даёт понятие из толкового словаря Ожегова: Интервью (английское слово) – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам).

– Какие слова в определении непонятны? Вопрос для первоклассников, слова выписываются на доску.

  • Публицистика
  • Журналист
  • Актуальные.

Ученики 4 классов объясняют значение этих слов, пользуясь своими знаниями. Если возникнут затруднения, можно обратиться к толковому словарю.

5. Подготовка к интервью.

– Послушайте ещё раз определение слова «интервью».

– Подумайте, можно ли интервью назвать текстом.

Ответы первоклассников: да, на одну тему, предложения связаны друг с другом, ответы вытекают из вопросов...

Ответы четвероклассников: да, можно придумать заголовок, каждый текст имеет свою структуру …

– Совершенно верно. Давайте вспомним структуру текста.

Первоклассники называют:

1. Начало (вступление).

2. Основная часть.

3. Заключение (концовка).

Вопрос для четвероклассников.

– Что может быть в каждой части интервью?

Во вступлении журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник представляется сам.

Основная часть содержит беседу журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

В заключении журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.

– Отлично. Вспомнили структуру текста, а также структуру интервью.

6. Физ. пауза. Проводит ученик 4 класса.

7. Практическая работа в парах.

– А теперь настало время самого интервью.

– Первоклассники, участвуя в интервью, попробуйте по вопросам определить тему интервью.

– Четвероклассники, не называя тему, четко ставьте вопросы. Кратко записывайте ответы, используя опорные слова. По ним вы должны будете  восстановить текст интервью.

Урок риторики

8. Проверка полученных заданий.

– Первоклассники, на какую тему было интервью? Четвероклассники уточняют и называют тему интервью (на доске открывается тема).

– Как вы думаете, ребята, тексты интервью будут одинаковые? Почему?

– Где можно увидеть результаты любого интервью? В газетах, журналах, на телевидении.

– В средствах массовой информации.

9. Итог урока.

– Как прошёл первый год в школе у учеников 1 «В» мы узнаем из нашей школьной стенгазеты. Четвероклассники, используя опорные слова, восстановите текст интервью и оформите его.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Каким умениям учились?

– Понравился ли вам урок?

Послесловие

Такой урок у нас проводился не первый раз, поэтому первоклассникам было комфортно давать интервью. Детям такие уроки очень нравятся. Доля активности ребенка на уроке высокая, невозможно просто отсидеться.

Урок риторики

Автор: Ольга Витальевна Голенцева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 2 города Екатеринбурга.

Фото автора

4.3 из 5 звезд
(голосов: 61, сумма баллов: 260)
  • 23 августа 2010
  • 14721
  • 22

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (22)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галя 26.08.2010 в 20:19

Действительно учение с увлечением! Хороший урок! Не поделитесь, Ольга Витальевна, с какими трудностями столкнулись на этом уроке?

Ольга Витальевна 27.08.2010 в 18:05

Спасибо за комментарий. Конечно, трудности были, прежде всего в организации совместного урока. Так же мы не очень хорошо знаем учеников другого класса, невозможно предугадать их ответы. Но с другой стороны, удовольствие от урока и результаты, которые мы получили перевешивает эти трудности.

Татьяна Александровна 27.08.2010 в 14:38

Очень интерсно! Здорово!
Нашим детям очень важно научиться разговаривать друг с другом, правильно, вежливо и красиво. Это так не хватает им в наше время.
Они чаще общаются с компьютерами, чем между с собой. Спасибо Ольга Витальевна за статью.

Ольга Витальевна 27.08.2010 в 18:09

Спасибо. Дети действительно общались с большим интересом. После урока многие пары продолжили разговор.

Зоя Анатольевна 31.08.2010 в 20:53

Очень полезный урок с точки зрения преемственности поколений. Спасибо.

Евгения 02.09.2010 в 16:45

Да, я думаю время урока для детей пролетит не заметно и очень интересно. Общение с более старшими детьми поможет малышам в развитии речи и кругозора, а старшим хорошая практика для применения , полученных знаний.

D V 02.09.2010 в 21:11

Уметь общаться и не комплексовать при ответе на сложные вопросы нужно учиться с малых лет. Интервью нынче модное занятие на www.hh.ru :-)))

юлия 16.09.2010 в 19:18

На фото вижу Сашу Ш., который учится сейчас в 7 классе. В прошлом году он брал у меня интервью для школьной газеты. Думаю, ваш урок оказался для него очень полезным)))

Ольга Витальевна 18.09.2010 в 09:45

Действительно, некоторые ребята из 4 класса стали корреспондентами школьной газеты. А ребята из 1 класса, во 2-3 классе делали выпуски классной газеты "Радуга-дуга". А в 3 классе уже стали снимать на видео выпуски новостей, где основой является умение брать интервью, умение ответить живо и интересно на вопросы.

Елена 17.09.2010 в 11:39

Замечательный урок! Повезло детям с педагогом!!

Владислав Анатольевич 17.09.2010 в 12:53

Уважаемая Gold Olga Vita! Я хорошо знаю Ваши методы творческого увлечения молодых личностей в любую, развивающую их, работу. Вы просто умница! С уважением, Владислав.

Ольга Витальевна 18.09.2010 в 09:48

Спасибо, Владислав Анатольевич, за добрые слова.

Галина Павловна 18.09.2010 в 11:58

Разновозрастный урок удался !!!Я это с полной уверенностью говорю, т к время показало. Маша Брюханова бывшая первоклассница, теперь уже она в 4-м стала редактором ежемесячной КЛАССНОЙ газеты, а Никита Плюснин и Саша Шушмарченко бывшие 4 -классники, а теперь уже 7-классники постоянные корреспонденты ШКОЛЬНОЙ ежемесячной газеты гимназии №2. И интервью - это их конёк! Ежегодно редакция поручает именно им брать интервью у учителей и детей гимназии. Вот и на днях они брали интервью. Думаете у кого? У Ольги Витальевны!!!

Катя 19.09.2010 в 14:45

Замечательный пример содружества учителей и учеников! И главное - есть положительный результат. А не планируете ли Вы продолжать такие уроки? Насколько я поняла, этот урок был проведён года 3 назад. Как называется Ваша гимназическая газета?

Ольга Витальевна 23.09.2010 в 19:04

Спасибо за отзыв. Очень часто такие формы уроков применять не нужно, так как они требуют большой подготовки и способствуют эмоциональному напряжению. Конечно, буду продолжать проводить такие уроки. Тем более у меня в этом году 1 и 4 классы. Мы уже спланировали провести разновозрастной урок во Всероссийский день чтения. Ребята представят друг другу свою любимую книгу. Мы планируем выпустить журнал "Любимые книги наших сверстников". Урок ещё в стадии разработки. Так же в конце года можно использовать и данный урок, провести интервью с первоклассниками.
Наша газета называется "UNTITLED"

Никита Плюснин 22.09.2010 в 20:22

Действительно, это классный тренинг. Я ученик Халтуриной Г.П. и я есть на последней фотографии. Сейчас работая в школьной газете мне он очень помогает. 17.09 я приходил брать интервью у Ольги Витальевны для газеты. Навыки, полученные в 4 классе пригодились мне на всю жизнь.

Ольга Витальевна 23.09.2010 в 19:09

Спасибо, Никита! С нетерпением буду ждать нового выпуска газеты.

Елена 24.09.2010 в 15:23

Необычная форма урока. Спасибо.

Ольга Витальевна 01.10.2010 в 21:03

Спасибо всем, кто голосовал за меня, кто оставил свой отзыв. Очень хотелось узнать мнение других учителей о разновозрастных уроках, так как мало литературы по данному вопросу.

Ирина Адриановна 02.10.2010 в 20:05

Очень интересная форма работы в разновозрастной группе! Ольга Витальевна, а Вы не пробовали пригласить родителей для съёмок этих уроков?

Ольга Витальевна 03.10.2010 в 12:42

Спасибо за отзыв. Этот урок был снят родителями на видео. Он хранится в нашем архиве.

Ирина Почекаева 25.01.2015 в 15:29

Ольга Витальевна, очень интересная находка, постараюсь применить частично на своих логопедических занятиях. Хороших вам учеников и достигнуть в работе всего чего захотите. Только творческие педагоги могут выжить в современных условиях образования. Спасибо за опыт.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!