Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности является его активность, проявляющая себя в инициативном, самостоятельном, творческом отношении к внешней деятельности, к другим людям и к самому себе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Поэтому в своей работе я использую активные формы работы.
Хочу привести пример разновозрастного урока риторики для учеников 1 и 4 классов по теме «Интервью». Оба класса были поделены пополам. Урок проводился 2 преподавателями одновременно в разных кабинетах, во 2 полугодии. Спасибо моей коллеге, Галине Павловне Халтуриной, которая согласилась участвовать. Ученикам 4 классов было задание заранее продумать вопросы для учеников 1 классов на тему: «Первый год в школе».
Цель урока: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе учебно-познавательной деятельности.
Задачи для учеников 1 классов:
Задачи для учеников 4 классов:
1. Организационный момент.
2. Речевая гимнастика. Проводит один из учеников 4 класса.
3. Объявление темы урока. Мотивация.
– Сегодня на уроке мы будем развивать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы. Это важные умения? Для чего они нам пригодятся?
– Ученики 4 класса возьмут интервью у учеников 1 класса.
4. Работа над значением и произношением слов.
– Прочитаем слово «интервью» правильно. Обратите внимание на гласный звук, который мы произносим после «т», на ударение.
– Как вы думаете, что такое интервью?
Сначала отвечают ученики 1 классов, затем 4 классов, учитель обобщает ответы и даёт понятие из толкового словаря Ожегова: Интервью (английское слово) – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам).
– Какие слова в определении непонятны? Вопрос для первоклассников, слова выписываются на доску.
Ученики 4 классов объясняют значение этих слов, пользуясь своими знаниями. Если возникнут затруднения, можно обратиться к толковому словарю.
5. Подготовка к интервью.
– Послушайте ещё раз определение слова «интервью».
– Подумайте, можно ли интервью назвать текстом.
Ответы первоклассников: да, на одну тему, предложения связаны друг с другом, ответы вытекают из вопросов...
Ответы четвероклассников: да, можно придумать заголовок, каждый текст имеет свою структуру …
– Совершенно верно. Давайте вспомним структуру текста.
Первоклассники называют:
1. Начало (вступление).
2. Основная часть.
3. Заключение (концовка).
Вопрос для четвероклассников.
– Что может быть в каждой части интервью?
Во вступлении журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник представляется сам.
Основная часть содержит беседу журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
В заключении журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.
– Отлично. Вспомнили структуру текста, а также структуру интервью.
6. Физ. пауза. Проводит ученик 4 класса.
7. Практическая работа в парах.
– А теперь настало время самого интервью.
– Первоклассники, участвуя в интервью, попробуйте по вопросам определить тему интервью.
– Четвероклассники, не называя тему, четко ставьте вопросы. Кратко записывайте ответы, используя опорные слова. По ним вы должны будете восстановить текст интервью.
8. Проверка полученных заданий.
– Первоклассники, на какую тему было интервью? Четвероклассники уточняют и называют тему интервью (на доске открывается тема).
– Как вы думаете, ребята, тексты интервью будут одинаковые? Почему?
– Где можно увидеть результаты любого интервью? В газетах, журналах, на телевидении.
– В средствах массовой информации.
9. Итог урока.
– Как прошёл первый год в школе у учеников 1 «В» мы узнаем из нашей школьной стенгазеты. Четвероклассники, используя опорные слова, восстановите текст интервью и оформите его.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Каким умениям учились?
– Понравился ли вам урок?
Послесловие
Такой урок у нас проводился не первый раз, поэтому первоклассникам было комфортно давать интервью. Детям такие уроки очень нравятся. Доля активности ребенка на уроке высокая, невозможно просто отсидеться.
Автор: Ольга Витальевна Голенцева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 2 города Екатеринбурга.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Действительно учение с увлечением! Хороший урок! Не поделитесь, Ольга Витальевна, с какими трудностями столкнулись на этом уроке?
Спасибо за комментарий. Конечно, трудности были, прежде всего в организации совместного урока. Так же мы не очень хорошо знаем учеников другого класса, невозможно предугадать их ответы. Но с другой стороны, удовольствие от урока и результаты, которые мы получили перевешивает эти трудности.
Очень интерсно! Здорово!
Нашим детям очень важно научиться разговаривать друг с другом, правильно, вежливо и красиво. Это так не хватает им в наше время.
Они чаще общаются с компьютерами, чем между с собой. Спасибо Ольга Витальевна за статью.
Спасибо. Дети действительно общались с большим интересом. После урока многие пары продолжили разговор.
Очень полезный урок с точки зрения преемственности поколений. Спасибо.
Да, я думаю время урока для детей пролетит не заметно и очень интересно. Общение с более старшими детьми поможет малышам в развитии речи и кругозора, а старшим хорошая практика для применения , полученных знаний.
Уметь общаться и не комплексовать при ответе на сложные вопросы нужно учиться с малых лет. Интервью нынче модное занятие на www.hh.ru :-)))
На фото вижу Сашу Ш., который учится сейчас в 7 классе. В прошлом году он брал у меня интервью для школьной газеты. Думаю, ваш урок оказался для него очень полезным)))
Действительно, некоторые ребята из 4 класса стали корреспондентами школьной газеты. А ребята из 1 класса, во 2-3 классе делали выпуски классной газеты "Радуга-дуга". А в 3 классе уже стали снимать на видео выпуски новостей, где основой является умение брать интервью, умение ответить живо и интересно на вопросы.
Уважаемая Gold Olga Vita! Я хорошо знаю Ваши методы творческого увлечения молодых личностей в любую, развивающую их, работу. Вы просто умница! С уважением, Владислав.
Разновозрастный урок удался !!!Я это с полной уверенностью говорю, т к время показало. Маша Брюханова бывшая первоклассница, теперь уже она в 4-м стала редактором ежемесячной КЛАССНОЙ газеты, а Никита Плюснин и Саша Шушмарченко бывшие 4 -классники, а теперь уже 7-классники постоянные корреспонденты ШКОЛЬНОЙ ежемесячной газеты гимназии №2. И интервью - это их конёк! Ежегодно редакция поручает именно им брать интервью у учителей и детей гимназии. Вот и на днях они брали интервью. Думаете у кого? У Ольги Витальевны!!!
Замечательный пример содружества учителей и учеников! И главное - есть положительный результат. А не планируете ли Вы продолжать такие уроки? Насколько я поняла, этот урок был проведён года 3 назад. Как называется Ваша гимназическая газета?
Спасибо за отзыв. Очень часто такие формы уроков применять не нужно, так как они требуют большой подготовки и способствуют эмоциональному напряжению. Конечно, буду продолжать проводить такие уроки. Тем более у меня в этом году 1 и 4 классы. Мы уже спланировали провести разновозрастной урок во Всероссийский день чтения. Ребята представят друг другу свою любимую книгу. Мы планируем выпустить журнал "Любимые книги наших сверстников". Урок ещё в стадии разработки. Так же в конце года можно использовать и данный урок, провести интервью с первоклассниками.
Наша газета называется "UNTITLED"
Действительно, это классный тренинг. Я ученик Халтуриной Г.П. и я есть на последней фотографии. Сейчас работая в школьной газете мне он очень помогает. 17.09 я приходил брать интервью у Ольги Витальевны для газеты. Навыки, полученные в 4 классе пригодились мне на всю жизнь.
Спасибо, Никита! С нетерпением буду ждать нового выпуска газеты.
Спасибо всем, кто голосовал за меня, кто оставил свой отзыв. Очень хотелось узнать мнение других учителей о разновозрастных уроках, так как мало литературы по данному вопросу.
Очень интересная форма работы в разновозрастной группе! Ольга Витальевна, а Вы не пробовали пригласить родителей для съёмок этих уроков?
Спасибо за отзыв. Этот урок был снят родителями на видео. Он хранится в нашем архиве.
Ольга Витальевна, очень интересная находка, постараюсь применить частично на своих логопедических занятиях. Хороших вам учеников и достигнуть в работе всего чего захотите. Только творческие педагоги могут выжить в современных условиях образования. Спасибо за опыт.