Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Образовательная программа «Школа 2100»
Тема урока: Различение приставок и предлогов. Роль приставок в русском языке.
Цели урока:
Оборудование: Бланки теста, учебники, тетради, записи на доске, изученные словарные слова по теме «Дорога, транспорт».
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся по теме «Сложные слова». Тест.
– Урок начнём с теста «Сложные слова». Бланк теста лежит перед каждым на столе. Я прочитаю задание, вы должны подумать и отметить в бланке правильный ответ.
Тест «Сложные слова»
1. 1 2 3 4 5
2. а и е ё ы о у
3. твёрдых, мягких, звонких, глухих, ж, ш
4. твёрдых, мягких, звонких, глухих, ж, ш
5. землянка, остроумный, снеговик, кашевар, троллейбус, русалочка
Задания теста:
1. Сложными называются слова, в которых _______ корня.
2. Корни в сложном слове соединяются при помощи гласных __________.
3. Соединительная гласная буква О пишется после ______ согласных.
4. Соединительная гласная буква Е пишется после ______ согласных.
5. Подчеркните сложные слова.
3. Тренировка в каллиграфическом письме.
– Среди слов пятого задания теста найдите слово, правописание которого надо запомнить (троллейбус).
– Посмотрите на линии для минутки чистописания. Как задание соотносится со словом троллейбус? (согласные буквы в определенном порядке – трлб)
4. Словарно-орфографическая работа.
– Вспомните другие слова с непроверяемым написанием, которые можно поместить в одно множество со словом троллейбус (дорога, машина, автомобиль, трамвай, вокзал, пассажир, и т.д.) Какое название можно дать нашему множеству?
Комментированное письмо, дети определяют ударение и обозначают орфограммы.
5. Введение в раздел. Новый материал. Формулирование темы урока.
Работа по учебнику.
– Начинаем работу по новому разделу. Как он называется?
– Какие части слова знаете?
– О чем будет вспоминать на уроке?
– Сформулируйте тему урока.
Работа по заданию упр. 143. Самостоятельная запись в тетради, самопроверка по эталону на доске.
– Прочитайте слова с приставками.
– Дети, что вы уже знаете о приставках?
– Почему эта часть слова так называется?
– Для чего нужны приставки?
– Как пишутся приставки?
– Узнали ли вы из нашего разговора что-то новое? Нет, совершенно верно, этот материал вам знаком из курса 2-го класса. Значит, какая сегодня наша цель? (вспомнить, повторить, уточнить, если что-то забыли). Сформулируйте правило о приставках.
Физминутка.
6. Различение приставок и предлогов. Правописание приставок и предлогов со словами.
На доске следующая запись: (до)ехал (до)берёзы
(по)бежал (по)деревне
(про)читал (про)город
(на)кричал (на)собаку
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить слова в словосочетаниях? (Данные слова можно разделить на слова с предлогами и на слова с приставками)
– Обратите внимание на особенность моей записи и скажите, какая вторая цель нашего урока (Вспомнить правописание приставок и предлогов).
– Верно. Кто сможет сформулировать правило правописания? Как проверить, что перед нами: предлог или приставка?
Задание выполняется коллективно, один ученик работает на доске.
7. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Упр.144
– Прочитайте предложения. Докажите что в данном случае за приставка; предлог.
– Придумайте слова с таким же корнем; с такой же приставкой. Изменяется ли смысл слова при изменении приставки? Какую роль в речи играют приставки?
8. Закрепление.
– Прочитайте стихотворные строки. Определите, как нужно записать слова со скобками. Спишите. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Решили лисы кролика (за)печь.
А кролик из духовки прыг (за)печь.
9. Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
Автор: Людмила Анатольевна Эргашева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 45» г. Норильск Красноярского края. Стаж работы по специальности – 20 лет.
О себе: Методист ОС «Школа 2100», веду курсы повышения квалификации. Имею диплом лауреата конкурса «Учитель года-2002», диплом лауреата Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» – 2010.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Фотографии были присланы к другому материалу, они абсолютно сюда не подходят. Возможно, лучше вообще их удалить.
Фото убрали. Ждем фотографии, соответствующие материалу. Это одно из условий конкурса.
Людмила Анатольевна, урок хороший, многое возьму для себя. Ведь уроки русского языка связаны с работой логопеда в школе. Не хватает красочности подачи материала, всегда наглядная презентация, грамотно оформленная - это уже половина успеха. Спасибо за опыт и хороших вам учеников и результатов.