Регистрация

Урок русского языка в 3 классе: Повторение темы «Приставки и предлоги»

  • 10 августа 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Образовательная программа «Школа 2100»

Тема урока: Различение приставок и предлогов. Роль приставок в русском языке.

Цели урока:

  • Повторение материала, изученного во втором классе по теме «Приставки и предлоги», совершенствование умений отличать приставки и предлоги.
  • Уточнение  знаний учащихся по теме «Сложные слова».
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса, активизация пассивного словаря.

Оборудование: Бланки теста, учебники, тетради, записи на доске, изученные словарные слова по теме «Дорога, транспорт».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся по теме «Сложные слова». Тест.

– Урок начнём с теста «Сложные слова». Бланк теста лежит перед каждым на столе. Я прочитаю задание, вы должны подумать и отметить в бланке правильный ответ.

Тест «Сложные слова»

1.  1   2   3   4   5 

2.  а    и    е    ё    ы    о    у

3.  твёрдых,  мягких,  звонких,  глухих,  ж,  ш

4.  твёрдых,  мягких,  звонких,  глухих,  ж,  ш

5.  землянка, остроумный, снеговик, кашевар, троллейбус, русалочка

Задания теста:

1. Сложными называются слова, в которых _______ корня.

2. Корни в сложном слове соединяются при помощи  гласных __________.

3. Соединительная гласная буква О пишется после ______ согласных.

4. Соединительная гласная буква Е пишется после ______ согласных.

5. Подчеркните сложные слова.

3. Тренировка в каллиграфическом письме.

– Среди слов пятого задания теста найдите слово, правописание которого надо запомнить (троллейбус).

– Посмотрите на линии для минутки чистописания. Как задание соотносится со словом троллейбус? (согласные буквы в определенном порядке – трлб)

4. Словарно-орфографическая работа.

– Вспомните другие слова с непроверяемым написанием, которые можно поместить в одно множество со словом троллейбус (дорога, машина, автомобиль, трамвай, вокзал, пассажир, и т.д.) Какое название можно дать нашему множеству?

Комментированное письмо, дети определяют ударение и обозначают орфограммы.

5. Введение в раздел. Новый материал. Формулирование темы урока.

Работа по учебнику.

– Начинаем работу по новому разделу. Как он называется?

– Какие части слова знаете?

– О чем будет вспоминать на уроке?

– Сформулируйте тему урока.

Работа по заданию упр. 143. Самостоятельная запись в тетради, самопроверка по эталону на доске.

– Прочитайте слова с приставками.

– Дети, что вы уже знаете о приставках?

– Почему эта часть слова так называется?

– Для чего нужны приставки?

– Как пишутся приставки?

– Узнали ли вы из нашего разговора что-то новое? Нет, совершенно верно, этот материал вам знаком из курса 2-го класса. Значит, какая сегодня наша цель? (вспомнить, повторить, уточнить, если что-то забыли). Сформулируйте правило о приставках.

Физминутка.

6. Различение приставок и предлогов. Правописание приставок и предлогов со словами.

На доске следующая запись:        (до)ехал  (до)берёзы

                                                 (по)бежал  (по)деревне

                                                 (про)читал  (про)город

                                                 (на)кричал  (на)собаку

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить слова в словосочетаниях? (Данные слова можно разделить на слова с предлогами и на слова с приставками)

– Обратите внимание на особенность моей записи и скажите, какая вторая цель нашего урока (Вспомнить правописание приставок и предлогов).

– Верно. Кто сможет сформулировать правило правописания? Как проверить, что перед нами: предлог или приставка?

Задание выполняется коллективно, один ученик работает на доске.

7. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Упр.144

– Прочитайте предложения. Докажите что в данном случае за приставка; предлог.

– Придумайте слова с таким же корнем; с такой же приставкой. Изменяется ли смысл слова при изменении приставки? Какую роль в речи играют приставки?

8. Закрепление.

– Прочитайте стихотворные строки. Определите, как нужно записать слова со скобками. Спишите. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Решили лисы кролика (за)печь.

А кролик из духовки прыг (за)печь.

9. Итог урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Автор: Людмила Анатольевна Эргашева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 45» г. Норильск Красноярского края. Стаж работы  по специальности – 20 лет.

О себе: Методист ОС «Школа 2100», веду курсы повышения квалификации. Имею диплом лауреата  конкурса «Учитель года-2002», диплом лауреата Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» – 2010.

Фото автора

Людмила Эргашева

3.2 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 29)
  • 10 августа 2010
  • 22934
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Людмила Эргашева 25.08.2010 в 12:44

Фотографии были присланы к другому материалу, они абсолютно сюда не подходят. Возможно, лучше вообще их удалить.

Посашкова Елена Вячеславовна, главный редактор портала «О детстве» 25.08.2010 в 13:39

Фото убрали. Ждем фотографии, соответствующие материалу. Это одно из условий конкурса.

Ирина Почекаева 25.01.2015 в 15:34

Людмила Анатольевна, урок хороший, многое возьму для себя. Ведь уроки русского языка связаны с работой логопеда в школе. Не хватает красочности подачи материала, всегда наглядная презентация, грамотно оформленная - это уже половина успеха. Спасибо за опыт и хороших вам учеников и результатов.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!