Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Цель урока: Цель данного урока: закрепить способы образования имён прилагательных, опираясь на ранее полученные знания по данной теме.
Для успешного достижения цели были поставлены следующие задачи:
Тип урока: комбинированный с элементами исследования.
Ход урока.
1. Каллиграфическая минутка.
На доске:
раз ск
2. Упражнение в выделении приставок и суффиксов в именах прилагательных и именах существительных.
Прочитайте словосочетания.
Подземный город,
сильный мороз, прожорливый зверь, белая берёза, голая земля,
полезный творог,
серая дорога, удивительный день, красивый дом.
3. Словарная работа.
На доске:
В тетради: город – пригород, беседа – собеседник, вагон – вагоноремонтный (в словах выделены части слова).
1. Работа с памяткой «Способы образования слов» из тетради «Правильная тетрадь».
Вывод: слова могут быть образованы с помощью приставки, суффикса, путём сложения основ.
2. Исходя из выполненных упражнений и выводов, сформулируйте тему и цели урока.
Тема урока «Способы образования имён прилагательных».
Цели урока:
1. Работа в группах.
I группа
1. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.
Гора – горная река, вред – вредное насекомое,
дача – дачный посёлок, чертёж – чертёжная доска.
Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы.
II группа
2. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.
Колос – колосистая рожь, скала – скалистый берег,
тень – тенистый сад, волна – волнистая линия.
Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы.
III группа
3. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.
Город – городское хозяйство, море – морской берег,
Москва – московская область, Сибирь – сибирские леса.
Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы.
IV группа
4. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.
Удалой – разудалый молодец, добрый – предобрая бабушка,
за городом – загородная прогулка, избежать – неизбежная участь.
Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы и приставки.
V группа
5. Спишите. Выделите основы предложений. Определите часть речи выделенных слов.
Мороженое мясо дольше хранится. Сливочное мороженое изготавливают на заводе.
Рабочий изготовил важную деталь. В магазине «Рабочая одежда» можно купить всё необходимое.
Как образовались выделенные имена прилагательные?
2. Проверка групповой работы.
В ходе проверки формулируются выводы о способах образования имён прилагательных и на доску вывешиваются карточки с названиями выявленных способов.
1. «Верёвочка».
(Карточки разложены по одной на партах. Выполнив свое задание, ребенок пересаживается за другую парту. Так ученики меняются местами, пока не закончится отведенное время.)
2. Проверка. Ученики говорят образованное слово и способ его образования.
3. Творческая работа.
Спишите текст, вставляя на место пропусков подходящие имена прилагательные. Разберите их по составу.
Ах, осень, осень!
Солнце ещё высоко поднимается на ___________ голубом небе, по которому плывут стайки ____________ облаков. __________ дни радуют мягким теплом.
Особенно хорошо в такое время прогуляться по лесу. Какие здесь ______________ краски! Все деревья надели свои самые лучшие наряды. Белоствольные берёзки тихо шелестят ветками, покрытыми ____________ листочками. Могучие дубы ещё не сдаются осени, на их ветвях крепко держатся ____________ тёмно-зелёные листья. Зато _____________жёлуди в __________ шапочках с хвостиком покрывают ковром всю землю вокруг ствола. На полянке рябины красуются перед всеми багряными листьями и ____________ ягодками. Только ______________ ели не изменили свой наряд. Налетит лёгкий ветерок, затрепещут ____________ деревья.
(На местах пропусков изображены схемы слов, которые учащиеся должны добавить в текст. Слова располагаются в следующем порядке: бездонном, белоснежных, последние, разноцветные, золотистыми, узорчатые, глянцевые, рубиновыми, задумчивые, ветвистые).
2. Проверка творческой работы.
Автор: Светлакова Ксения Юрьевна, учитель начальных классов, I категория, НОУ СОШ «Гелиос», г. Екатеринбург. Стаж работы по специальности – 16 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.