Регистрация

Урок русского языка в 4 классе по теме «Образование имён прилагательных»

  • 31 июля 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Цель урока: Цель данного урока: закрепить способы образования имён прилагательных, опираясь на ранее полученные знания по данной теме.

Для успешного достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • образовательная – уточнить и закрепить способы образования имён прилагательных;
  • познавательная – развитие мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с заданными условиями, развитие интуиции и чувства языка;
  • воспитательная – побуждение познавательного интереса к родному слову.

Тип урока: комбинированный с элементами исследования.

Ход урока.

I.  Организация начала занятия.

II. Подготовка к усвоению нового.

1. Каллиграфическая минутка.

На доске:

раз  ск

  • Определите, какой частью слова могут быть данные буквосочетания? Приведите примеры (приставка, суффикс).
  • Какую роль играют приставка и суффикс в слове (образование новых слов)?

2.  Упражнение в выделении приставок и суффиксов в именах прилагательных и именах существительных.

Прочитайте словосочетания.

Подземный город, сильный мороз, прожорливый зверь, белая берёза, голая земля,
полезный творог, серая дорога, удивительный день, красивый дом.

  • Напишите их, ориентируясь на части слов. Сначала запишите словосочетания, в прилагательных и существительных которых нет приставки и суффикса.
  • Затем запишите те словосочетания, в прилагательных которых нет приставки, но есть суффикс.
  • И, наконец, запишите те словосочетания, в прилагательных которых есть и приставка, и суффикс.

3. Словарная работа.

  • Какие способы образования слов вы знаете? Вспомним эти способы.

На доске:

Способы образования слов.

В тетради: город  пригород, беседа собеседник, вагон вагоноремонтный (в словах выделены части слова).

III. Изучение нового материала.

1. Работа с памяткой «Способы образования слов» из тетради «Правильная тетрадь».

Вывод: слова могут быть образованы с помощью приставки, суффикса, путём сложения основ.

2. Исходя из выполненных упражнений и выводов, сформулируйте тему и цели урока.

Тема урока «Способы образования имён прилагательных».

Цели урока:

  • повторить способы образования частей речи;
  • уточнить способы образования имён прилагательных;
  • учиться употреблять имена прилагательные в речи.

 IV.   Первичное закрепление.

1. Работа в группах.

  • В результате вашей работы сформулируйте вывод о способах образования имён прилагательных.
  • (выделенные слова записаны на карточках на доске)

          I группа

1. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.

Гора – горная река, вред – вредное насекомое,
дача – дачный посёлок, чертёж – чертёжная доска.

Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы.

         II группа

2. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.

Колос – колосистая рожь, скала – скалистый берег,
тень – тенистый сад, волна – волнистая линия.

Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы.

        III группа

3. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.

Город – городское хозяйство, море – морской берег,
Москва – московская область, Сибирь – сибирские леса.

Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы.

        IV группа

4. Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.

Удалой – разудалый молодец, добрый – предобрая бабушка,
за городом – загородная прогулка, избежать – неизбежная участь.

Чем отличаются основы однокоренных слов? Выделите суффиксы и приставки.

          V группа

5. Спишите. Выделите основы предложений. Определите часть речи выделенных слов.

Мороженое мясо дольше хранится. Сливочное мороженое изготавливают на заводе.            

Рабочий изготовил важную деталь. В магазине «Рабочая одежда» можно купить всё необходимое.

Как образовались выделенные имена прилагательные?

2. Проверка групповой работы.

           В ходе проверки формулируются выводы о способах образования имён прилагательных и на доску вывешиваются карточки с названиями выявленных способов.                                        

  • Суффиксальный:  -н-  -ист-  -ск-
  • Приставочный
  • Приставочно-суффиксальный
  • Путём перехода из одной части речи в другую

V. Подготовка к творческой работе и более углублённое закрепление материала.

1. «Верёвочка».

  • В данных на карточках словах выделить основы и с помощью схемы образовать новое слово, показать способ словообразования.
  • Чем больше слов вы сможете образовать, тем легче вам будет выполнить творческую работу.

(Карточки разложены по одной на партах. Выполнив свое задание, ребенок пересаживается за другую парту. Так ученики меняются местами, пока не закончится отведенное время.)

 

2. Проверка. Ученики говорят образованное слово и способ его образования.

3. Творческая работа.

Спишите текст, вставляя на место пропусков подходящие имена прилагательные. Разберите их по составу.

Ах, осень, осень!    

Солнце ещё высоко поднимается на ___________ голубом небе, по которому плывут стайки ____________ облаков. __________ дни радуют мягким теплом.    

Особенно хорошо в такое время прогуляться по лесу. Какие здесь ______________ краски! Все деревья надели свои самые лучшие наряды. Белоствольные берёзки тихо шелестят ветками, покрытыми ____________ листочками.  Могучие дубы ещё не сдаются осени, на их ветвях крепко держатся ____________ тёмно-зелёные листья. Зато _____________жёлуди в __________ шапочках с хвостиком покрывают ковром всю землю вокруг ствола. На полянке рябины красуются перед всеми багряными листьями и ____________ ягодками. Только ______________ ели не изменили свой наряд. Налетит лёгкий ветерок, затрепещут ____________ деревья.

(На местах пропусков изображены схемы слов, которые учащиеся должны добавить в текст. Слова располагаются в следующем порядке: бездонном, белоснежных, последние, разноцветные, золотистыми, узорчатые, глянцевые, рубиновыми, задумчивые, ветвистые).

2. Проверка творческой работы.

VI. Домашнее задание.

VII. Подведение итогов урока

 Мои ученики

Автор: Светлакова Ксения Юрьевна, учитель начальных классов, I категория, НОУ СОШ «Гелиос», г. Екатеринбург. Стаж работы по специальности – 16 лет.

Ксюшка

3.2 из 5 звезд
(голосов: 13, сумма баллов: 41)
  • 31 июля 2010
  • 15459
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!