Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»
Для привития обучающимся положительных мотивов учения необходимо максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их интересам. Метод проектов дает возможность ученику увидеть и почувствовать практическую значимость своей учебной деятельности.
По определению Е. С. Полат, проектная технология – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
По мнению И. А. Зимней, проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.
Любая деятельность подразумевает под собой цель. Соответственно цель определяет направление движения.
Целями проектной деятельности являются:
На основе психолого-педагогической и методической литературы, а также полагаясь на свой собственный опыт, нами была разработана технология работы посредствам метода проектов. Хотелось бы представить данную разработку, которая будет особенно полезна для тех, кто не знает, как и с чего начать проект.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится способ решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Дело в том, что с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в проекте нам нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость.
Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.
Вкратце сущность проектной деятельности можно представить в следующей схеме:
Проблема –
проблемная ситуация –
поиск решения –
исследовательская деятельность –
защита проекта –
рефлексия –
прогнозирование новых проблем.
Но прежде чем приступить к работе посредствам метода проектов, педагог задается следующим вопросом
На наш взгляд, ответ является очевидным: любая деятельность, в том числе и проектная, начинается с мотивации. Что же может послужить мотивационным толчком к проектной деятельности? Что надо сделать, чтобы обучающийся решился осуществить тот или иной проект?
Ну, конечно же, необходима проблема, которая будет интересна и актуальна для самих субъектов образовательного процесса, коими являются учащиеся в проектной деятельности. Также можно показать один из удачных проектов, сделанный другими учащимися, а может даже и свой собственный.
Как нами было сказано, проектная деятельность подразумевает обязательное наличие проблемы. Но где же ее взять? Откуда? Конечно, проще всего учителю взять какую либо тему, что многие и делают, к сожалению, изучаемую в рамках программы и предложить в качестве темы проекта (например: «Мой друг», «Спорт и здоровый образ жизни» и тому подобное).
Но где же здесь, спросите вы, проблема? Правильно, здесь ее и нет. Здесь нечего изучать, нечего исследовать, здесь можно только повествовать, пересказывать, чьи-то мысли. А к проблеме обучающиеся должны прийти самостоятельно, под правильным и незаметным руководством педагога.
Как можно подвести учащихся к той или иной проблеме? Например, прочитать притчу, рассказ, сказку, стих и поговорить с учащимися, задавая наводящие вопросы по содержанию, выводя на проблему. Можно задать такой вопрос: почему занятие я начала с прочтения данной притчи, рассказа и т.д.?
С помощью учащихся выделяется основная проблема, общая. Вокруг уже выявленной проблематики выстраивается проблемное поле, подпроблемы. Затем учащиеся делятся на группы, а может, и нет, если кто-то пожелает выполнять работу индивидуально, и выбирают ту проблемную ситуацию, которую они хотят разрешить.
Чтобы было понятно, приведем примерные проблемы, например в рамках темы «Дружба»: Что такое дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Все ли можно простить другу? и т. д.
После принятия той или иной проблемы учащимися, необходимо определить цель предстоящего проекта. Участники проекта (ученики) задаются вопросом: Зачем мы делаем проект? Отвечая на данный вопрос, обучающиеся обозначают цель предстоящей деятельности.
Следующим шагом в организации и планировании проекта является формулировка задач будущей работы (Зачем мы это делаем?). Также намечаются способы деятельности (Как мы это будем делать?), итог (результат: Что должно получиться в итоге?), сроки (Как это представить и когда?).
Это определить собственную роль в проекте. Ответить на вопрос: Кто я в проекте? Надо сказать, что роли могут быть совершенно разными. Ученики могут быть и исследователями, и корреспондентами, и художниками, и ораторами, и режиссерами и т.д. Учитель же в свою очередь является равноправным партнером, координатором, консультантом, наблюдателем и т.д.
Структура проектной деятельности учащихся и учителя выглядит следующим образом:
Учащийся |
Учитель |
Определяет цель проектной деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания |
Рекомендует источники информации |
Экспериментирует |
Помогает организовать познавательную деятельность |
Выбирает пути решения проблемы |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активной деятельности учащихся |
Субъект обучения |
Партнер …. |
Какие формы продуктов проектной деятельности могут быть представлены? Это и альбом, и видеофильм, и коллаж, и макет, и путеводитель, и справочник, и Web- сайт.
Формами презентации проекта могут быть: деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог с историческим персонажем, ролевая игра, пресс-конференция, спектакль …
После подготовки и планировании проекта следует непосредственно само исследование, далее результаты обсуждаются, делается презентация, рефлексия и оценка, а также внедрение (использование продукта проектной деятельности).
Автор: Басалаева Елена Викторовна, учитель французского языка ВКК МАОУ СОШ №148 г. Екатеринбурга.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Викторовна! Замечательно, что вы напомнили нам, что такое проект, и как средствами проектной технологии можно развивать в детях познавательную активность, исследовательскую деятельность, творчество. Было бы интересно посмотреть методическую подоплёку хотя бы одного из представленных проектов: какие цели ставились? что изучали или закрепляли с детьми? чего добились? Успехов в работе!