Регистрация

Урок русского языка в 3 классе по теме «Суффикс и его роль в слове»

  • 13 октября 2016

На данном уроке были поставлены цели: Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове.

Они полностью соотносятся с содержанием, структурой и выбранной образовательной технологией проблемного диалога. Была создана проблемная ситуация (Работа в парах. Нахождение суффикса в словах РОЗОЧКА и БАБОЧКА. Задание было одно, а разные варианты. Почему?).

При затруднениях в обучении русскому языку учитель может порекомендовать учащимся обратиться к сайту
RusskiyPro.ru, на котором школьники найдут актуальные материалы по правописанию многих сложных слов. Также здесь собрана обширная информация о правильном ударении. Изучайте русский язык с удовольствием и пользой, учитывая свои знания и личные интересы!

Поиск решения проблемы и открытие новых знаний; применение знаний и развитие умений. Система заданий, которые реализуют принцип минимакса (разноуровневые задания) – учитывались возрастные особенности детей и класса в целом.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

  • вывести алгоритм нахождения суффикса в слове;
  • систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

  1. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  2. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  3. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  4. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
  • Определять значение суффикса.

ЛичностныеУметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты этапа

1. Самоопределение деятельности.

Проговаривают девиз урока:

Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность  его найти.

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи: создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Создание проблемной ситуации (с затруднением)

4. Открытие новых знаний.

 

– Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова.

Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

– Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)»

Сформулируйте тему урока.

Тема: Суффикс и его роль в слове

(помещаем в »голову» схемы)

– Что мы знаем о суффиксе? Заполняют схему «Фишбоун».

              Суффикс
знаем                      не знаем
– Что такое суффикс? Суффикс – это часть слова.
– Где стоит суффикс? Суффикс стоит после корня.
– Для чего служит? Суффикс служит для образования новых слов.
– Это новая тема для вас? Какие цели и задачи вы перед собой поставите? Уточнять  и расширять наши представления о понятии «суффиксы».

Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

  • Задание было одно?
  • Как вы его выполнили?
  • Почему получились разные варианты?
  • Что мы не знаем? Не знаем как находить суффикс в словах.

Организует постановку цели урока детьми.

Какую цель вы поставите перед собой?

– Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

1. Прочитай слово.
2. Измени форму слова.
3. Найди и обозначь окончание.
4. Обозначь основу слова.
5. Подбери однокоренные (родственные) слова.
6. Найди и обозначь корень.
7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

Разбор слов розочка  и бабочка по данному алгоритму.

Какое значение имеют суффиксы –очк– ? –к–? Что мы ещё не знаем?

Суффиксы имеют значение.

Работа в группах.

Наблюдают над значением суффиксов.

Создают таблицу значений суффиксов.

1 группа. Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строи __ плот __  арт __
учи __    двор __  машин ___

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

2 группа. Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк– .

Женя – Женечка  Миша – Мишенька
Аня – …      Алёша –  …      
Света – …    Федя – …
Дима – …     Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Имена звучат ласково.

– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

3 группа. Превращает слова в названия маленьких предметов.

Кот – котик  дом – …   глаз – …  пёс – …
Нос– …    хвост – …   мёд – …   день – …

– С помощью каких  суффиксов образовали новые слова?

– Какой оттенок вносят эти  суффиксы в значение новых  слов? Превращает слова в маленькие предметы.

4 группа. Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы.

– С помощью какого суффикса образовали новые слова?

– Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?  Увеличивает предметы.

5 группа. Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:– евич– , – ович– , – ич– , – ичн– , – евн– , – овн–

Андрей – Андреевич, Андреевна.
Роман –
Кузьма –
Александр –

Самопроверка по эталону.

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся.

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

– Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

– Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного  (Познавательные УУД)

Цель: Фиксирование  целей.

Задачи: поставить цели.

Планируемый результат: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

– Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах.

– Провести наблюдение над значением суффиксов.

– Создать таблицу значений суффиксов.

Планируемые результаты:

  • уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других;
  • на основании наблюдений делать умозаключения;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

5. Развитие умений – применение знания.

 

1 уровень. Выдели суффикс. Придумай  слово с таким же суффиксом   

Столик – гвоздик,
сынок – ____________ ,  
диванчик – __________,
учитель – ___________ ,
маленький – _________ ,    
осенний – ___________ ,                
медвежонок – _________,     
стульчик – ___________,
котище – ___________ ,     
доброта – ___________ .

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник,  дома,  бежит,  длинная,  подберёзовик, снега,  снежки,  заморозки,  ходит.

3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.
  2. Бежала, смотрели, писала.
  3. Пленник, мостик, странник
  4. Каменщик, бурильщик, учитель.
  5. Берёзка, лопатка, палка.

Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору;

– организовать самопроверку по эталону, самоанализ и  самооценку.

Задачи:

– Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем.

– Выполнить самостоятельную работу.

– Сравнить свою работу с эталоном.

– Выполнить самооценку.

 

6. Рефлексия

– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Какие смысловые оттенки они вносят?
– Кто остался доволен своей работой?
– Дополните предложения.

Дополнение предложений:

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

Заполняют листы достижений:

  • Копилка моих достижений
  • Работа в паре
  • Моя работа
  • Работа в группе.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

– Ответить на вопросы, поставленные в начале урока – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  2. Рефлексия (Познавательные УУД)
  3. Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Приложение №1.

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

 Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите:

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. тракторист, пианист, танкист, печник;
  3. полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
  4. хвостище, глазоньки, усище, когтище;
  5. шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
  6. толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Образец: ёж– ёжик

Суффиксы: – ник, – ушк, – ёк, – еньк, – к, – ок, – ов, – ик.

  Путь,  зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч

Образованные слова запишите, выделите в них суффиксы.

Приложение №2

1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строи _____             плот ______              арт _______

учи ______              двор ______              машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк–

Женя – Женечка                    Миша – Мишенька

Аня – …                                  Алёша –   …

Света – …                                      Федя – …

Дима – …                                       Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк–

Женя – Женечка                    Миша – Мишенька

Аня – Анечка                                 Алёша – Алёшенька

Света – Светочка                          Федя – Феденька

Дима – Димочка                            Люба – Любочка

4группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строитель                 плотник         артист

учитель                     дворник          машинист

Автор: Решетова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ НГО «СОШ №4», г. Новая Ляля.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария

Нагорная Мария 11.12.2016 в 19:34

Уважаемая Людмила Анатольевна! Мне понравился Ваш урок. Отлично разработана технологическая карта, матерал разделён на уровни, задания распределены по подгруппам детей. Думаю, ученикам на таком уроке некогда было скучать: интересно, познавательно, насыщенно. Оценка 5!

Яковлева Надежда Ивановна

Яковлева Надежда Ивановна 04.02.2017 в 08:31

Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень интересный, познавательный, насыщенный урок!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!