Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»
Данный урок представляет собой повторение и изучение материала по теме «Имя существительное как часть речи» на основе создания паспорта слова «здоровье». Урок ориентирован на привитие навыков здорового образа жизни.
В течение урока учащиеся повторяют изученное об имени существительном в начальной школе, вспоминают основные характенристики имени существительного как части речи, а также углубляют свои знания по теме «Лексика»: ребята работают со статьями словаря, употребляют в речи антонимы, фразеологизмы, пословицы. Учащиеся не только повторяют и закрепляют знания по морфологии, орфографии, но и обогащают свой словарный запас.
На уроке предусмотрена групповая работа, смена видов деятельности. Итогом работы является создание памятки «Как сберечь здоровье».
Урок проводится в обычном кабинете и не требует особых временных и материальных затрат. Можно проводить как воспитательное мероприятие, исключив моменты изучения части речи и оставив лишь составление «паспорта». Урок актуален для тех педагогов, кого интересуют здоровьесберегающие технологии.
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель урока: создать условия для изучения материала об имени существительном как части речи.
Задачи урока:
1. Проверить усвоение материала о правописании приставок и по теме «Лексика».
2. Изучить материал об имени существительном как части речи на материале слова «здоровье» путем создания паспорта слова.
3. Создать условия для развития умения работать со статьей словаря, подбирать синонимы, антонимы к слову, употреблять в речи фразеологизмы, пословицы, создавать тексты; развивать речь.
4. Обратить внимание учащихся на ценность здоровья, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
1. Оргмомент.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о здоровье. Как и почему это возможно на уроке русского языка? Анализ эпиграфа. Попробуйте угадать тему нашего урока, обратив внимание на первое слово в эпиграфе (часть речи):
Эпиграф «Здоровье – великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других». (Томас Карлейль)
А зачем нам нужно знать эту тему? (Правильно склонять, определять род, строить предложения, составлять тексты…). Запись даты и темы урока.
2. Повторение.
1. Цифровой диктант по теме «Правописание приставок пре и при» (2 человека за доской, 2 индивидуальных задания).
1 – пре, 2 – при
3. Изучение нового материала
Учитель: Вернемся к слову здоровье. Что мы можем сказать о нем как о части речи? А что такое имя существительное? (Ответы учеников, затем изучаем материал учебника).
Учитель: Попробуем создать паспорт слова «здоровье» по плану.
1. Как произошло слово здоровье? Изучим материал статьи этимологического словаря (пункт 1 в приложении).
2. Каково его лексическое значение?
3. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к слову(в парах).
4. Что такое фразеологизм?
5. Продолжим нашу работу. Слово «здоровье» часто встречается в пословицах.
4. Обобщение.
Учитель: Мы многое узнали о слове «здоровье». Но ведь это не только слово, это наше состояние. Давайте попробуем составить памятку «Как сберечь здоровье» (приложение 6) в группах. Можно использовать материалы пословиц.
Защита работ.
Учитель: Подчеркните в памятках существительные.
5. На дом: упражнение по учебнику (на усмотрение учителя); найти пословицы и поговорки о здоровье; создать текст на тему «Береги здоровье смолоду» (задание на выбор).
6. Рефлексия.
Учитель: Сформулируйте по два предложения: одно по теме урока, второе – о важности здоровья.
Например: 1. Сегодня на уроке мы повторили правописание пре, при; создали паспорт слова.2. Я еще раз убедилась, что здоровье важнее всего, и желаю всем здоровья.
7. Итоги.
Приложение 1. Происхождение слова
1) Слово произошло от существительного «dorvo» – дерево. Буквальное значение – «похожий на дерево».
2) Оно образовано, по всей видимости, от глагола «даровать» у восточных славян. Таким образом, «здоровье» – это дар (даровье) Божий (Божие).
Приложение 2. Значение слова
Значение слова Здоровье по Ефремовой:
1. Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы.
2. Самочувствие.
3. перен. Духовное, социальное благополучие.
Значение слова Здоровье по словарю медицинских терминов:
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
Приложение 3.
Синонимы
……
Антонимы
Приложение 4. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Приложение 5. Пословицы
Автор: Толопило Людмила Дмитриевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия №1 г. Новополоцка», Витебская область, Белоруссия. Победитель конкурса «Педагогическое вдохновение 2014» в номинации «О педагогике с любовью».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Людмила Дмитриевна, замечательный и интересный урок. Слово "здоровье" разбирается весь урок на всех этапах и повторяются и обобщаются знания по темам: антонимы, фразеологизмы, работа с пословицами, работа со словарем. Можно многому у вас поучиться. Спасибо!