Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает в том числе «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
Одной из таких форм являются совместные логопедические занятия учеников со своими родителями. В нашей школе они проходят ежегодно. Занятия можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замечать нарушения речи и корректно их исправлять.
Также на этих занятиях родители выполняют такие задания и упражнения вместе со своими детьми, которые они могут делать дома, а так же могут проследить уровень усвоения их детьми данной темы. Детям очень нравится быть в одной команде со своими близкими.
Как научиться легко и непринуждённо выражать свои мысли не только на родном, но и на иностранном языке? В этом поможет языковой центр Полиглот, в котором научат понимать письменную и устную английскую речь, писать на английском с соблюдением грамматических норм, освоить английский язык как средство живого общения!
Представляю конспект совместного логопедического занятия обучающихся со своими родителями в 1 классе, 3 четверть «По следам Сурдлимпийских игр».
Цель занятия: дифференциация звуков [р]– [л] в устной речи и букв р –л на письме. Привлечь внимание взрослых к речи детей и показать приёмы автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Задачи занятия:
1. Коррекционно-образовательные: закрепить правильную артикуляцию звуков [р]–[л] и различия между этими звуками по акустическим признакам и соответствующими буквами; умения выделять данные звуки и соотносить их с соответствующими буквами; навыки правильного применения букв л и р на письме.
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове, через подстановку нужной буквы, через называние слов на данный звук; развивать навыки правильного и осознанного чтения через чтение слогов, вставку нужной буквы, вычёркивание выражений; активизировать и расширять словарь через объяснения значений слов, выражений, через беседу о символике Сурдлипиады и видах спорта; предупреждение ошибок на письме, через развитие фонематических и оптических процессов.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу; популяризация спорта.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки; презентация в программе MicrosoftOfficePowerPoint; индивидуальные листы, флажок с символикой игр, разрезанная картинка, жетоны, ручки, карандаши, магниты, талисманы на разных фонах (на красном, жёлтом и зелёном), рекомендации родителям, витамины.
I. Орг.момент. (слайд 1).
– Мы сегодня пройдём по следам Сурдлимпиады. А поможет нам талисман этих игр.
II. Определение темы и целей занятия. (1 слайд).
– Сегодня необычное занятие, так как каждый из вас работает в команде со своими родными. Отправляемся на 1-й спортивный объект (слайд 2).
III. Дифференциация Р-Л в слогах.
– Горные лыжи. (слайде 3). Чтение слогов с буквами Л (эль) или Р (эр). Каждая команда будет выходить к доске. За правильное чтение слогов при спуске или подъёме, команда получает жетон с логотипом игр (приложение 5).
– Кто знает, что обозначает логотип? (приложение 6).
IV. Дифференциация звуков в словах (слайд 4, 5, 6).
– Кёрлинг. Запомнить и назвать картинки с [р] или [л], назвать лишнюю картинку.
V. Дифференциация букв в словах.
– Сноуборд. Вставить пропущенные буквы Р или Л (слайд 7, 8). Работа с индивидуальными карточками.
VI. Называние слов на заданный звук (слайд 9).
– Хоккей. Совместное составление разрезанной картинки (слайд 10). Нахождение слов на заданный звук.
VII. Физминутка.
– Сейчас покажем несколько слов на языке жестов.Интересно, что для обозначения Ханты-Мансийска был придуман специальный жест. - Покажем ещё «здравствуйте», «спасибо», «до свидания» (данные и другие жесты есть на сайтах, указанных в интернет ресурсах)
VIII. Дифференциация Р-Л в выражениях.
– Лыжные гонки. (слайд 11, 12) Чтение словосочетаний; зачеркивание и подчеркивание по заданию. У кого нет ошибок подходите за жетонами.
IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия (слайд 13).
– Итоги.
– Рефлексия.Награждение. – Всем спасибо за занятие!(слайд 14) (Спасибо, можно показать жестовым языком) – Давайте попрощаемся на языке жестов.
Приложение 2. Конспект занятия
Приложение 3. Фото и приложения к занятию
Автор: Калюжная Светлана Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №8, город Ханты-Мансийск, педагогический стаж 20 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Валерьевна, мне понравилась сама идея вашего урока, его этапы в виде сурдлимпийских соревнований, наличие информации, расширяющей кругозор первоклассников, приобщение родителей к учёбе детей в такой активной форме (сама в прошлую субботу была на открытом уроке у дочери-четвероклассницы, слышала шёпот родителей: мол, как много материала даётся детям). Но вместе с тем,не могу обойти вниманием недочёты разработки.
Презентацию портят размытые изображения, появление текстов снизу вверх или справа налево (это удобно для чтения китайских иероглифов,но никак не для текстов на русском языке), в задании "Лыжные гонки" перечислены словосочетания, которые на письме должны оформляться не как предложение, то есть писаться со строчной буквы и в конце точка не ставится, в слове "сурдлимпиада" раз через раз у вас из корня пропадает буква Д, есть много пунктуационных ошибок. Фото не демонстрирует взаимодействие детей и родителей, да и вообще присутствие родителей (и с какой целью им даётся задание выполнить спряжение глаголов именно в прошедшем времени, ведь положение звуков [Л] и [Р] при этом не меняется? Или вы хотели потренировать родителей в произнесении [Л] в закрытых слогах? Так такое положение [Л] есть в слове футболка..Непонятно). Термин эмблема (условное изображение идеи в РИСУНКЕ, которому присвоен тот или другой смысл) подменён термином логотип (логотип – это СЛОВО, написанное в фирменном стиле).
И ещё насчёт рефлексии. Мне кажется, что этот этап организуется в большинстве случаев для галочки. если рефлексия прошла на должном уровне, то здесь, в конкурсе, задуманном с целью обмена опытом должен быть отражён её результат: что получилось, что нет, почему.Извините за критику.
Хочу отметить, что данная разработка - несомненно ваша творческая инициатива, а это дорогого стоит.
Ева Владимировна, спасибо за ваше внимание и такой развернутый отзыв. Хочу сразу извиниться за опечатку в презентации (попробую заменить). Полностью согласна с Вами, что словосочетания не оформляют как предложение, но для младших школьников допустимо написание с заглавной буквы и постановка точки в конце. Данные о логотипе брала на официальном сайте, указанном в работе. Поэтому, вопрос о логотипе и эмблеме к организаторам. Не сразу поняла, где родители спрягают глаголы? Наверное, это задание из рекомендаций родителям? Если да, то это упражнение для совместной работы с детьми ДОМА. ДЕТИ изменяют по образцу и повторяют, а взрослые контролируют произношение дифференцируемых звуков. (В глаголах прошедшего времени обязательно есть закрепляемый звук Л). Ещё раз спасибо за все замечания и предложения.
Доброе утро, Светлана Валерьевна. Хочу поздравить с наступившем Новым годом и пожелать Вам здоровья, новый идей. их успешного воплощения, позитивного настроения. Материал, представленный Вами, достоин обсуждения. Мне понравилась его развивающий компонент - сурдлимпийские игры. Весь материал выстроен в логике проведения таких игр - замечательно. Но в тоже время, хочу обратить Ваше внимание на публикацию и оформление презентации. Приложение презентации не ведет на саму презентацию. Рекомендуют использовать только два цвета, единый шрифт, четкие изображения в презентативной части. Отмечу наличие в презентации определений видов спорта. Значит, ведется работа по развитию речи и обогащению словарного запаса детей. Но в самих определениях присутствует очень много слов, требующих разъяснений. Для учащихся 1- ого класса такую информацию лучше переработать и выдать на понятном для них языке. Каждый слайд необходимо именовать, ведь он является средством для решения определенной познавательной задачи. В начале занятия Вы определяете форму работы - командная. Но, на фотографиях нет тому подтверждения. Хотя, при явном привлечении родителей к действию на занятии существует риск выполнения задания родителями или явной подсказки со стороны родителей, а, может быть, и проявления детьми недовольства в отношении родителей. Содержательная часть задания насыщена различными логопедическими упражнениями, способствующие достижению цели. В таком случае, на этапе рефлексии, результат деятельности на занятии не обозначен. Рекомендации экспертов помогут Вам в профессиональной деятельности. Успехов в конкурсе!
Людмила Анатольевна, здравствуйте. Спасибо за ваш отзыв. Обязательно учту ваши пожелания и предложения. Хотела сказать про командную работу. Не все фотографии удалось выставить на сайт, т.к. некоторые родители были против публикации. На занятии взрослые и дети дополняли, помогали и переживали друг за друга. Родители, если подсказывали, то очень тактично и сдержанно. Негатива со стороны детей не было. В конце занятия, на этапе рефлексии, вспомнили звуки и буквы, над которыми работали на протяжении урока, посчитав жетоны, наградили всех участников Сурдлимпийских игр. А так же родители получили памятки с заданиями и упражнениями для закрепления данных звуков дома. Рефлексия деятельности через цвет талисмана. (Это всё есть в полном конспекте, в приложении) Вас с Новым годом и Рождеством! Желаю здоровья, благополучия, творческого вдохновения и профессиональных успехов!
Уважаемая Светлана Валерьевна! Спасибо за участие в конкурсе. Мне понравилась Ваша инициатива.
Я из тех, кто пытается разглядеть лучшее в работе, старается разглядеть кропотливый труд учителя, предполагает бессонные ночи перед занятием и радостное облегчение, что оно удалось. Вы молодец, тема интересная, не избитая, работа с родителями в команде очень нравится детям, поэтому тоже плюс.
Один совет Вам поможет в будущем при отправке на следующий конкурс: постарайтесь, чтобы было много воздуха в строчках. Так легче Вам увидеть свои ошибки и легче читать пользователям портала.
Желаю удачи в этом конкурсе!
Про воздух Вы поняли?
Сравните комментарии не читая по восприятию на Вашей страничке.
Галина Павловна, здравствуйте. Спасибо за внимание к моей работе и Ваше позитивное настроение! Все советы и пожелания учту в будущем. Всегда интересен взгляд со стороны на своё «детище».
Вас с Новым годом и Рождеством! Желаю здоровья, благополучия, творческого вдохновения и профессиональных успехов!
Здравствуйте,Светлана Валерьевна!Что бы я изменила - все слова в упр-ях (картинки) заменила бы на "спортивно-олимпийские";для "спуска" слогов с горы выбрала другой анимационный приём;выбор мамонтят в конце занятия - может,наоборот нужно было сделать - прикрепить на определённый фон? О рефлексии - согласна с высказываниями коллег.
А задумка занятия - своеобразная и интересная!
Любовь Владимировна, здравствуйте. Спасибо за Ваш комментарий. Любые советы и пожелания пригодятся для дальнейшей работы. Выбор картинок и слов был обусловлен наличием дифференцируемых звуков или букв. А так же хотелось показать взрослым, что простые и доступные слова и картинки можно и нужно использовать дома для закрепления правильного произношения и написания.
Любовь Владимировна, здравствуйте. Спасибо за поздравление!
Спасибо всем за внимание к этой работе! Все пожелания и предложения пригодятся в дальнейшей работе. Буду рада, если данная разработка натолкнет кого-нибудь на свои совместные занятия с родителями.
Уважаемая Светлана Валерьевна, в вашей работе недоступно Приложение 1. Презентация. Прошу вас восстановить это приложение к работе.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.