Регистрация

Урок русского языка по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

  • 23 ноября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

План-конспект урока во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова». УМК: «Начальная школа XXIвека» (руководитель Н.Ф. Виноградова).

Цель: формирование орфографической грамотности, учебной деятельности обучающихся через системно-деятельностный подход, ИКТ-технологию.

Задачи:

  1. Развивать регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать способность к самооценке.
  2. Формировать коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, использовать речь для регуляции своего действия.
  3. Формировать познавательные УУД: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
  4. Способствовать пониманию личной значимости умения учиться, мотивации к учебной деятельности.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Средства обученияинтерактивная доска, компьютер, проектор, карточки для дифференцированной работы, планшеты с орфографическими тренажёрами, видеоурок «Шишкина школа», памятка – ступенька.


План-конспект урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Задания, методы и приёмы работы

Форма 
организации учебной деятельности 
обучающихся

Деятельность 
обучающихся 

К, Р, Т, П*

Результат
этапа

 Мотивация 
к учебной 
деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, мотивирует к учебной деятельности.

Подводит обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Исследование текста – лингвистической сказки о гласных и согласных

Фронтальная

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Формулируют тему, определение критериев оценки: «знаю орфограмму», «могу найти орфограмму», «умею подбирать проверочное слово». 

К, Р

Мотивация
к учебной
деятельности
на уроке

Локализация
индивидуальных
затруднений

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует индивидуальные затруднения

Анализ проверенных работ

Фронтальная,
групповая

Определяют место затруднения, формулируют причины индивидуальных затруднений.

П, Р

Конкретизация
системы знаний
об изученных
орфограммах.

Целеполагание
и построение
проекта
коррекции
выявленных
затруднений

Совместно с обучающимися создаёт проблемную ситуацию

Орфографическая зарядка «Поймай орфограмму», каллиграфическая минутка

Фронтальная,
индивидуальная

Формулируют цель урока, выстраивают проект коррекции выявленных затруднений, составление опорной схемы.

Р, Т

Формирование
учебной
деятельности
обучающихся, орфографической грамотности

Построение
проекта
выхода из
затруднения

Представляет варианты
дальнейшей
работы

Проектирование памятки-ступеньки

Индивидуальная

 Выбирают вариант, позволяющий найти выход из затруднения, обосновывают свою точку зрения.

Составляют план работы

П, К

Планирование
действий в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её реализации.

Формулирование собственного мнения и позиции в высказываниях, использование речи для регуляции своего действия

Реализация 
построенного 
проекта

Подводит обучающихся к осмысленной коррекции своих ошибок в самостоятельной работе и формирует умения правильно применять соответствующие способы действия

Объяснительный диктант,
письмо под диктовку.

Индивидуальная

Просмотр мультфильма «Шишкина школа. Урок 49».
Пишут текст под диктовку.

Оценивают свою деятельность оценочной шкалой (правильность и аккуратность)

К, П, Т, Р

Принятие и сохранение учебной задачи, осуществление пошагового контроля

 

Обобщения
затруднений во
внешней речи

Способствует закреплению способов действий, вызвавших затруднения

 

 

Организация 
проведения
физминутки

Игра «Правописание безударных гласных и парных согласных» –  орфографическое лото.

Парная,
фронтальная

Принимают участие в игре, выбирая слова с изучаемыми орфограммами, собирают пазлы (сильная и слабая позиция гласных и согласных в корне слова) П

Проводят сами дети, используя музыкальный шаблон, приготовленный учителем Т

Мотивация к учебной деятельности

Самостоятельная 
работа с 
самопроверкой
по эталону

 

Организует работу
с тестами.

Предлагает набор дифференцированных заданий для разных групп обучающихся

Исследовательский метод, частично- поисковый

Индивидуальная

Осуществляют выбор карточки нужного
цвета (в зависимости
от сложности), выполняют работу, проверяют по эталону.

Оценивают степень своей самостоя-тельности по линейке оценивания.

Р Т П

Адекватное восприятие оценки учителя.

Формирование учебной деятельности обучающихся, орфографической грамотности

Включение в 
систему знаний 
и повторения

Координирует
работу в группах, стимулирует

творческую деятельность.

 

Творческая работа в группах с электронными упражнениями- тренажёрами

Групповая

Работают с различными видами электронных тренажёров (из интернет – источника «Дневник.ru», заданиями с ЭОР «Тесты, проверочные работы по русскому языку» (издательство «Планета»).

Т, Р, П

Анализ, синтез, сравнение, классификация по разным критериям.

Мотивация к учебной деятельности

 Рефлексия 
учебной 
деятельности

Задает вопросы
о задачах урока.

Проектирует вместе с обучающимися задачи на следующие уроки.

 

 

Проектирование, рефлексия, контроль.

Методика
«Лесенка»

 

Фронтальная,
индивидуальная

Проговаривают по плану новые полученные на уроке знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения о задачах следующего урока. Ставят себя на ступеньку лесенки, используя критерии: «знаю орфограмму», «могу найти орфограмму», «умею подбирать проверочное слово»

Выбор домашнего задания: тренировка на тренажёрах, выбор упражнения из учебника.

К, Р 

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

 Развитие способности к самооценке.

К, Р, П, Т

К – коммуникативная деятельность

Р – рефлексивная деятельность

П – познавательная деятельность

Т – творческая деятельность.

Приложения к уроку

Текст лингвистической сказки

«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.

И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Узнали согласные о таком помощнике и загрустили, ведь у них тоже постоянно возникали ссоры, особенно у парных согласных. Гласные подумали и решили сами стать помощниками для согласных. Приходят в гости к согласным, пьют чай, и всё понятно, никто не ссорится.

Памятка-ступенька

  1. Произнеси слово.
  2. Определи ошибкоопасное место в слове.
  3. Определи характер орфограммы.
  4. Вспомни (прочти) правило.
  5. Подбери проверочное слово.
  6. Приведи примеры на то же правило.
  7. Напиши слово без ошибки.
  8. Проверь свою работу. Оцени правильность выполнения

Объяснительный диктант

На дворе мороз. Выпал пушистый снег. Саша надел тёплую шубку и меховую шапку. Он бежит на пруд. Там много ребят. Весело зимой.

«Поймай орфограмму»

Зуб, папа, зима, лесной, сосна, поле, гриб, сугроб, пирог, стены, гроза.

Дифференцированные задания для разных групп.

Карточка 1 (белого цвета).

1. Обведи парные согласные.

б, р, с, х, д

2. Обведи слова с сомнительной согласной.

Дом, кот, шарф, раки.

3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.

 Дубок, дубки.

4. Поставь, где надо, букву т.

Тор , са , кана , пара.

5. Подчеркни «лишнее» слово».

Лук, пилот, жар, лёд.

Карточка 2 (зелёного цвета).

Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова:

Собака – верный дру ( ) человека. Всной ( ) цветёт душистый ланды (  ). 

 Карточка 3 (красного цвета).

Из отрывка выписать слова на изученные правила и написать к ним проверочные:

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.


Автор: Коновалова Тамара Владимировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, БОУ г. Калачинска «Гимназия №1»», педагогический стаж 15 лет, Омская область, город Калачинск.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 28.11.2015 в 09:32

Уважаемая Тамара Владимировна! Спасибо за участие в конкурсе. Приятно увидеть на портале грамотно построенный конструкт урока, продуманные этапы и прекрасное визуальное сопровождение. Это явно открытый урок для учителей города. Вы отлично справились, поздравляю. Как много Вы успели сделать!!! Прекрасный темп для ноября 2 класса!
Мне очень интересно, как осуществляется игра, где ""выбирают слова с изучаемыми орфограммами, собирают пазлы (сильная и слабая позиция гласных и согласных в корне слова), используя музыкальный шаблон, приготовленный учителем", я бы взяла себе это на заметку. Мы ведь учимся друг у друга!
Желаю Вам удачи в конкурсе!!!

Любовь Владимировна 28.11.2015 в 10:54

Здравствуйте,Тамара Владимировна. К сожалению,не могу согласиться с Галиной Павловной о грамотно составленной карте.
Например:
- Формирование учебной деятельности обучающихся - разве это может быть результатом этапа на уроке?
или - "Совместно с обучающимися создаёт проблемную ситуацию" - ученики осознают наличие такой и предлагают пути выхода из неё. Непонятно выделение видов деятельности учащихся как в целом,так и на каждом этапе . Творческой деятельности как таковой не просматривается, задания боьшей частью репродуктивные. Вы пишите:"Проговаривают по плану новые полученные на уроке знания",но ведь новых знаний не было,ведь Вы сами сами обозначили тип урока - "Отработка умений и рефлексия".
Фраза "Ставят себя на ступеньку лесенки",тем более на уроке русского языка .... нонсенс.
Зря Вы "забили" конспект типовыми фразами из конструктора урока;во-первых,труднее уловить логику урока,распознать его "изюминку",во-вторых,каждой фразе должно быть авторское подтверждение - как это делали именно Вы (Подводит обучающихся к формулированию темы-Способствует закреплению способов действий, вызвавших затруднения-и т.д.)
А урок -то наверняка был интересным!

Адамбаева Людмила Анатольевна 09.12.2015 в 18:33

Добрый вечер, Тамара Владимировна. Познакомилась и я с представленным материалом.Да, ребята на уроке выполнили много заданий, но репродуктивного характера. Безусловно, для создания ситуации успеха, репродуктивные задания нужно включать в содержание урока, но, только на первых его этапах. Активного применения полученных знаний детьми не было (ориентируюсь на Приложения). Творческого направления деятельности не прослеживается. Если я ошибаюсь, поясните. Удачи в конкурсе.

Никитина Ева Владимировна 03.01.2016 в 23:19

Согласна с мнением Людмилы Анатольевны. Видеоурок "Шишкина школа" идёт 7 минут - успели ли при этом всё задуманное выполнить?

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:30

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!