Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
План-конспект урока во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова». УМК: «Начальная школа XXIвека» (руководитель Н.Ф. Виноградова).
Цель: формирование орфографической грамотности, учебной деятельности обучающихся через системно-деятельностный подход, ИКТ-технологию.
Задачи:
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки для дифференцированной работы, планшеты с орфографическими тренажёрами, видеоурок «Шишкина школа», памятка – ступенька.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Задания, методы и приёмы работы |
Форма |
Деятельность К, Р, Т, П* |
Результат |
Мотивация |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, мотивирует к учебной деятельности. Подводит обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
Исследование текста – лингвистической сказки о гласных и согласных |
Фронтальная |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Формулируют тему, определение критериев оценки: «знаю орфограмму», «могу найти орфограмму», «умею подбирать проверочное слово». К, Р |
Мотивация |
Локализация |
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует индивидуальные затруднения |
Анализ проверенных работ |
Фронтальная, |
Определяют место затруднения, формулируют причины индивидуальных затруднений. П, Р |
Конкретизация |
Целеполагание |
Совместно с обучающимися создаёт проблемную ситуацию |
Орфографическая зарядка «Поймай орфограмму», каллиграфическая минутка |
Фронтальная, |
Формулируют цель урока, выстраивают проект коррекции выявленных затруднений, составление опорной схемы. Р, Т |
Формирование |
Построение |
Представляет варианты |
Проектирование памятки-ступеньки |
Индивидуальная |
Выбирают вариант, позволяющий найти выход из затруднения, обосновывают свою точку зрения. Составляют план работы П, К |
Планирование Формулирование собственного мнения и позиции в высказываниях, использование речи для регуляции своего действия |
Реализация |
Подводит обучающихся к осмысленной коррекции своих ошибок в самостоятельной работе и формирует умения правильно применять соответствующие способы действия |
Объяснительный диктант, |
Индивидуальная |
Просмотр мультфильма «Шишкина школа. Урок 49». Оценивают свою деятельность оценочной шкалой (правильность и аккуратность) К, П, Т, Р |
Принятие и сохранение учебной задачи, осуществление пошагового контроля
|
Обобщения |
Способствует закреплению способов действий, вызвавших затруднения
Организация |
Игра «Правописание безударных гласных и парных согласных» – орфографическое лото. |
Парная, |
Принимают участие в игре, выбирая слова с изучаемыми орфограммами, собирают пазлы (сильная и слабая позиция гласных и согласных в корне слова) П Проводят сами дети, используя музыкальный шаблон, приготовленный учителем Т |
Мотивация к учебной деятельности |
Самостоятельная
|
Организует работу Предлагает набор дифференцированных заданий для разных групп обучающихся |
Исследовательский метод, частично- поисковый |
Индивидуальная |
Осуществляют выбор карточки нужного Оценивают степень своей самостоя-тельности по линейке оценивания. Р Т П |
Адекватное восприятие оценки учителя. Формирование учебной деятельности обучающихся, орфографической грамотности |
Включение в |
Координирует творческую деятельность.
|
Творческая работа в группах с электронными упражнениями- тренажёрами |
Групповая |
Работают с различными видами электронных тренажёров (из интернет – источника «Дневник.ru», заданиями с ЭОР «Тесты, проверочные работы по русскому языку» (издательство «Планета»). Т, Р, П |
Анализ, синтез, сравнение, классификация по разным критериям. Мотивация к учебной деятельности |
Рефлексия |
Задает вопросы Проектирует вместе с обучающимися задачи на следующие уроки.
|
Проектирование, рефлексия, контроль. Методика
|
Фронтальная, |
Проговаривают по плану новые полученные на уроке знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения о задачах следующего урока. Ставят себя на ступеньку лесенки, используя критерии: «знаю орфограмму», «могу найти орфограмму», «умею подбирать проверочное слово» Выбор домашнего задания: тренировка на тренажёрах, выбор упражнения из учебника. К, Р |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Развитие способности к самооценке. |
* К, Р, П, Т:
К – коммуникативная деятельность
Р – рефлексивная деятельность
П – познавательная деятельность
Т – творческая деятельность.
Текст лингвистической сказки
«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.
И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Узнали согласные о таком помощнике и загрустили, ведь у них тоже постоянно возникали ссоры, особенно у парных согласных. Гласные подумали и решили сами стать помощниками для согласных. Приходят в гости к согласным, пьют чай, и всё понятно, никто не ссорится.
Памятка-ступенька
Объяснительный диктант
На дворе мороз. Выпал пушистый снег. Саша надел тёплую шубку и меховую шапку. Он бежит на пруд. Там много ребят. Весело зимой.
«Поймай орфограмму»
Зуб, папа, зима, лесной, сосна, поле, гриб, сугроб, пирог, стены, гроза.
Дифференцированные задания для разных групп.
Карточка 1 (белого цвета).
1. Обведи парные согласные.
б, р, с, х, д
2. Обведи слова с сомнительной согласной.
Дом, кот, шарф, раки.
3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
Дубок, дубки.
4. Поставь, где надо, букву т.
Тор , са , кана , пара.
5. Подчеркни «лишнее» слово».
Лук, пилот, жар, лёд.
Карточка 2 (зелёного цвета).
Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова:
Собака – верный дру ( ) человека. Всной ( ) цветёт душистый ланды ( ).
Карточка 3 (красного цвета).
Из отрывка выписать слова на изученные правила и написать к ним проверочные:
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
Автор: Коновалова Тамара Владимировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, БОУ г. Калачинска «Гимназия №1»», педагогический стаж 15 лет, Омская область, город Калачинск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Тамара Владимировна! Спасибо за участие в конкурсе. Приятно увидеть на портале грамотно построенный конструкт урока, продуманные этапы и прекрасное визуальное сопровождение. Это явно открытый урок для учителей города. Вы отлично справились, поздравляю. Как много Вы успели сделать!!! Прекрасный темп для ноября 2 класса!
Мне очень интересно, как осуществляется игра, где ""выбирают слова с изучаемыми орфограммами, собирают пазлы (сильная и слабая позиция гласных и согласных в корне слова), используя музыкальный шаблон, приготовленный учителем", я бы взяла себе это на заметку. Мы ведь учимся друг у друга!
Желаю Вам удачи в конкурсе!!!
Здравствуйте,Тамара Владимировна. К сожалению,не могу согласиться с Галиной Павловной о грамотно составленной карте.
Например:
- Формирование учебной деятельности обучающихся - разве это может быть результатом этапа на уроке?
или - "Совместно с обучающимися создаёт проблемную ситуацию" - ученики осознают наличие такой и предлагают пути выхода из неё. Непонятно выделение видов деятельности учащихся как в целом,так и на каждом этапе . Творческой деятельности как таковой не просматривается, задания боьшей частью репродуктивные. Вы пишите:"Проговаривают по плану новые полученные на уроке знания",но ведь новых знаний не было,ведь Вы сами сами обозначили тип урока - "Отработка умений и рефлексия".
Фраза "Ставят себя на ступеньку лесенки",тем более на уроке русского языка .... нонсенс.
Зря Вы "забили" конспект типовыми фразами из конструктора урока;во-первых,труднее уловить логику урока,распознать его "изюминку",во-вторых,каждой фразе должно быть авторское подтверждение - как это делали именно Вы (Подводит обучающихся к формулированию темы-Способствует закреплению способов действий, вызвавших затруднения-и т.д.)
А урок -то наверняка был интересным!
Добрый вечер, Тамара Владимировна. Познакомилась и я с представленным материалом.Да, ребята на уроке выполнили много заданий, но репродуктивного характера. Безусловно, для создания ситуации успеха, репродуктивные задания нужно включать в содержание урока, но, только на первых его этапах. Активного применения полученных знаний детьми не было (ориентируюсь на Приложения). Творческого направления деятельности не прослеживается. Если я ошибаюсь, поясните. Удачи в конкурсе.
Согласна с мнением Людмилы Анатольевны. Видеоурок "Шишкина школа" идёт 7 минут - успели ли при этом всё задуманное выполнить?
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.