Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Педагогический проект в начальной школе»
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает в том числе «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося..., обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Одной из таких форм является проект.
Логопедическая коррекционная работа в школе направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. В первом классе главной задачей является нормализация звуковой стороны речи. Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить поставленные звуки. Необходимо взаимодействие логопеда, учителя и родителей. Совместно выполняя задания по подбору материалов с закрепляемым звуком, взрослые могут проконтролировать данный звук у своих детей и тем самым помочь автоматизации этого звука. Весь материал может пригодиться и другим обучающимся с подобным нарушением речи.
Исходя из вышеизложенного, данный проект актуален и позволяет совместно обучающимся и их родителям творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.
Цель: автоматизация звука [л] в связной речи.
Задачи:
Участники проекта: первоклассники, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный, индивидуальный.
Сроки реализации: январь-март (3 четверть)
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное произношение обучающимися звука [л] во всех словах и фразах; создание совместно с детьми и родителями брошюры по автоматизации звука [л] в связной речи.
1 этап — организационный.
Для этого в январе была проведена совместная логопедическая консультация детей и родителей, где были обсуждены все эти вопросы, учитывая индивидуальные особенности детей.
2 этап — основной (практический).
Для решения этих задач семьям было предложено совместно поработать над вопросами индивидуальных карточек и сделать вывод
После вывода о необходимости чётко проговаривать твёрдый звук л, надо было подобрать материал для закрепления правильного произношения этого звука. Взрослые вместе с детьми стали придумывать или находить пословицы, чистоговорки, скороговорки, ребусы, загадки, кроссворды с твёрдым звуком л. Проговаривать найденный материал, следя за твёрдым звуком л.
3 этап — заключительный.
В условиях школьного логопункта данные обучающиеся продемонстрировали свои деформированные тексты (рассказы с заменённой или пропущенной буквой Л) в своих группах. Когда остальные первоклассники не всё поняли из текста, участники проекта восстановили в печатном произведении букву Л и правильно прочитали свои рассказы, следя за произношением звука [л]. Далее рекомендовали задания и упражнения на закрепление поставленного звука [л]. Презентовали совместно выпущенную брошюру.
Результатом проведённой работы является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука [л] в речи.Выпущенная брошюра может быть использована на коррекционных логопедических занятиях, а так же в домашних условиях родителями для закрепления правильного произношения твёрдого звука л.
Литература
1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
2. Логопедический проект «Рука об руку» http://berezka.sokik.ru/logopedicheskij_proekt.html
3. Картинки для брошюры http://yandex.ru/
Автор: Калюжная Светлана Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №8, город Ханты-Мансийск, педагогический стаж 20 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Валерьевна! Спасибо за участие в конкурсе! Тема Вашего проекта интересная, актуальная. Цель и задачи проекта сформулированы грамотно, в работе представлены задания и фотоматериал. Однако, на мой взгляд, Ваш проект представлен не в полной мере, хотелось бы увидеть и презентацию проекта, и брошюру. Удачи в конкурсе!
Ольга Владимировна, спасибо за отзыв. На школьной конференции у нас бала видео презентация. Если получится, то попробую её загрузить.
Светлана Валерьевна замечательный проект. Интересно, увлекательно. Структура соответствует требованиям. Но материала, действительно, не хватает. Я полностью согласна с коллегой.
Лариса Андреевна, спасибо за добрые слова и высокую оценку моего проекта! Ваши замечания и предложения обязательно учту в следующих работах! Всего Вам самого наилучшего!
Уважаемый автор, тема проекта педагогически необходима, некоторые материалы проекта представлены, уверена, не в каждой школе есть логопункт. Мне не хватило подробного описания форм работы всех участников в ходе реализации проекта (в целях расширения границ применения проекта, учителем начальной школы, например...). Удачи и новых интересных проектов!
Светлана Александровна, спасибо за отзыв. Этот проект направлен на вовлечение родителей в процесс закрепления поставленных звуков в связную речь. Очень сложно привлечь их к проблемам, как родители говорят, школьным. Учителям на МО начальных классов им была представлена наша брошюра и некоторые задания из неё в электронном виде (кроссворд, чистоговорки...) С учителями начальных классов мы работаем в тесном взаимодействии.
Уважаемая Светлана Валерьевна! Звуковая культура речи и автоматизация звуков, правильное произношение, речевое взаимодействие педагогов и детей для начальных классов всегда остается проблемой , порой нерешаемой. Очень эффективно с Вашей стороны привлечение родителей и детей к данной теме. Я бы расширила диапазон форм совместной деятельности: родители-дети-педагог. А так тема очень актуальна для сегодняшнего времени. Желаю Вам новых увлекательных проектов!
Спасибо за отзыв. Без учителей нам никуда! С ними я тесно сотрудничаю, а вот родителей привлечь - проблема! Поэтому и упор в этом проекте на работу родителей со своими детьми. В следующем проекте диапазон расширим!
Уважаемая Светлана Валерьевна! Тема вашего проекта очень актуальна. Я тоже логопед. Хотелось бы посмотреть творчество детей и родителей. В заключении проекта на мой взгляд не хватает результатов. Помогла ли ваша брошюра детям, учителям?
Спасибо за предложения, учту в следующих проектах. Задания и упражнения из брошюры пользуются спросом и хорошо помогают при автоматизации звука.
Уважаемые авторы, юные исследователи, интересная работа вами представлена: тема проекта познавательна, актуальна и практически значима. Цель работы конкретна, задачи побуждают к действию. Порадовало многое: соответствие опытов возрасту исследователей, грамотность оформления, наличие приложения, фотографий и результативность проекта. Удачи и новых интересных проектов!
Спасибо за внимание к этой работе. Хорошо, что есть возможность показать себя и поучиться у других! Всем творческих идей и вдохновения!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.