Регистрация

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Приставка и суффикс»

  • 17 мая 2021

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. 

  • Предмет: русский язык.

  • Класс: 3.

  • Учебник (УМК): Т.Г. Рамзаева. Русский язык 3 класс.

  • Тема урока:  Приставка и суффикс. 

  • Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Оборудование: учебник, тетрадь, комплект разрезных карточек и индивидуальных заданий.

При подготовке уроков русского языка предлагаю обратиться к сайту pravopisanie.com, который поможет разобраться во всех хитросплетениях русского языка.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок.

Учащиеся владеют:

• регулятивными УУД: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы:

• коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

• опознают понятия «приставка», «суффикс», адекватно используют их в собственной речи

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

•  называют определение этих понятий

2 уровень — воспроизведение

•  анализируя и оценивая слова определяют словообразующую роль приставки и суффикса

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

• самостоятельно  преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о составе слова

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные УУД

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные УУД

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

 

Этап урока, время этапа

Задачи
этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотива-ционно-целевой
этап

15 минут

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты  имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблем-ной ситуации сомнения

Фрон-тальная

 

Индиви-дуальная

 

Фрон-тальная

 

 

 

 

 

Групповая, фрон-тальная

1. Предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о составе слова.

2. Предлагает списать слова. Выделить корень и окончание. Предлагает оценить свою работу.

3. Предлагает определить состав слова.

4. Подводит детей к постановке учебной задачи и формулировке вопросов, на которые нужно найти ответы.

1. Воспринимают на слух и отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что такое корень и окончание.
2. Списывают в тетрадь слова, выделяют корень, окончание. Обсуждают в парах, проводят взаимопроверку. Соотносят с эталоном (один ученик выполняет работу на доске). Коррекция и оценивание своих работ.
3. Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Обнаруживают неполноту знаний (сталкиваются с частями речи, которых не знают).  

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие затруднения. (Цель)

Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и графической форме.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.

Ориенти-
ровочный этап

2 мин.

организовать  самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Фрон-тальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий.

Регулятивные УУД: планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский
этап

10 мин.

организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Парная

 

 

Фрон-тальная

 

 

 

Групповая.

1. Организует  работу в парах. Предлагает образовать однокоренные слова.

2. Побуждает детей к формулированию выводов.

3. Структурирует вместе с детьми новые знания в виде таблицы.

1. В парах образуют однокоренные слова. Записывают их в тетрадь.

2. После прочтения текста в учебнике фиксируют в таблице выводы.

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;
- выборочно пересказывать текст;
- структурировать знания;
- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;
- формулировать вопросы;
- формулировать выводы. 

Практи-
ческий
этап

10 мин.

обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

 

Парная

1. Организует работу в парах. Предлагает образовать новые слова.
2.  Организует контроль и проверку выполненного задания.
1. Списывают слова в тетрадь. Выделяют части слова. Обсуждают, аргументируют своё согласие (несогласие). Приходят к общему мнению о роли приставки и суффикса в образовании новых слов.
2. Выполненную работу сравнивают с работами других групп, проводят коррекцию.

 

 

Познавательные УУД:подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД: оценивать роль приставки и суффикса в образовании новых слов

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлек-сивно-оценочный этап

3 мин.

осмысление процесса и результата деятельности

 

Индиви-дуальная

1. Акцентирует внимание на конечном результате деятельности.
2. Предлагает сформулировать вывод урока.
3.  Организует работу с оценочным листом.

 

1. Определяют последовательность действий для определения приставки и суффикса.
2. Формулируют вывод урока.

Регулятивные УУД: санкцио-нировать факт завершения действий.

Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Этап урока

Задания для учащихся

Мотивационно-целевой этап

 

 

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

1станция

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом, выделить корень:

1)ягоды, плоды, сваренные в сахаре;  ( варенье)
2) мастер по приготовлению пищи; (повар)
3) большая ложка для разливания жидкой пищи; (поварёшка)
4) маленький варёный пирожок (вареник)

2 станция. «Чебурашка простудился».

Та часть слова, что изменяется,

окончанием называется

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок ….

3 станция «Помогите Крокодилу Гене».Физминутка.

 Разобрать по составу слово  посадили.

Ориентировочный этап

 

 

Поисково-исследовательский этап

 

 

 

 

 

 

 

 

Устно.

В группах заполняют таблицу

Вопросы

Состав слова

Как называется?

 

 

Где находится?

 

 

Для чего служит?

 

 

Как обозначается?

 

 

Письменно.

Образуют однокоренные слова, слову ПОСАДИЛИ, при помощи приставок 

ДО, ЗА, ПЕРЕ, ВЫ– и при помощи суффикса К, ИК.

Практический этап

 

 

4 станция. «Старуха Шапокляк»

Перед корнем есть  приставка,
слитно
 пишется она,
и при помощи
приставки
образуются слова.

Образуют однокоренные слова к слову ходили при помощи приставок

ПОД, У, В, ДО, ОТ.

Слово ходили
нам предложило:
–  Во мне
вы суффикс измените – 
и слово новое найдите.
Мы заменили ил на ок
и ок на ик
и получилиходоки и ходики.

 

Рефлексивно-оценочный этап

 

 

 

 

 

Заполняют оценочный лист:

Мне было легко на уроке.

Я узнал, что такое приставка и суффикс.

Мне было трудно на уроке.

Я не понял, что такое приставка и суффикс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Дуркина Валентина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Июльская СОШ Воткинского района, Удмуртской Республики.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 15.06.2021 в 04:26

Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 04:56

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!