Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Учебник (УМК): Т.Г. Рамзаева. Русский язык 3 класс.
Тема урока: Приставка и суффикс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, комплект разрезных карточек и индивидуальных заданий.
При подготовке уроков русского языка предлагаю обратиться к сайту pravopisanie.com, который поможет разобраться во всех хитросплетениях русского языка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок.
Учащиеся владеют:
• регулятивными УУД: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД |
• опознают понятия «приставка», «суффикс», адекватно используют их в собственной речи |
1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• называют определение этих понятий |
2 уровень — воспроизведение |
|
• анализируя и оценивая слова определяют словообразующую роль приставки и суффикса |
3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
|
Регулятивные УУД |
• самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о составе слова |
|
Познавательные УУД |
• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников |
2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникативные УУД |
• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции |
1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД |
• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы |
2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Этап урока, время этапа |
Задачи |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимо-действия |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотива-ционно-целевой 15 минут |
• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели |
Создание проблем-ной ситуации сомнения |
Фрон-тальная
Индиви-дуальная
Фрон-тальная
Групповая, фрон-тальная |
1. Предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о составе слова. 2. Предлагает списать слова. Выделить корень и окончание. Предлагает оценить свою работу. 3. Предлагает определить состав слова. 4. Подводит детей к постановке учебной задачи и формулировке вопросов, на которые нужно найти ответы. |
1. Воспринимают на слух и отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что такое корень и окончание. 4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие затруднения. (Цель) |
Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и графической форме. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное. Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности. |
Ориенти- 2 мин. |
организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования |
Беседа |
Фрон-тальная |
Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. |
Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий. |
Регулятивные УУД: планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Поисково-исследова-тельский 10 мин. |
организовать поиск решения проблемы |
Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов) |
Парная
Фрон-тальная
Групповая. |
1. Организует работу в парах. Предлагает образовать однокоренные слова. 2. Побуждает детей к формулированию выводов. 3. Структурирует вместе с детьми новые знания в виде таблицы. |
1. В парах образуют однокоренные слова. Записывают их в тетрадь. 2. После прочтения текста в учебнике фиксируют в таблице выводы. |
Познавательные УУД: - искать и выделять необходимую информацию;- выборочно пересказывать текст; - структурировать знания; - строить логическую цепь рассуждений, доказывать; - формулировать вопросы; - формулировать выводы. |
Практи- 10 мин. |
обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения |
|
Парная |
1. Организует работу в парах. Предлагает образовать новые слова. 2. Организует контроль и проверку выполненного задания. |
1. Списывают слова в тетрадь. Выделяют части слова. Обсуждают, аргументируют своё согласие (несогласие). Приходят к общему мнению о роли приставки и суффикса в образовании новых слов. 2. Выполненную работу сравнивают с работами других групп, проводят коррекцию.
|
Познавательные УУД:подведение под понятия, выведение следствий Предметные УД: оценивать роль приставки и суффикса в образовании новых слов Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Рефлек-сивно-оценочный этап 3 мин. |
осмысление процесса и результата деятельности |
|
Индиви-дуальная |
1. Акцентирует внимание на конечном результате деятельности. 2. Предлагает сформулировать вывод урока. 3. Организует работу с оценочным листом.
|
1. Определяют последовательность действий для определения приставки и суффикса. 2. Формулируют вывод урока. |
Регулятивные УУД: санкцио-нировать факт завершения действий. Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Этап урока |
Задания для учащихся |
|||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап
|
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один). 1станция – Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. – Записать одним словом, выделить корень: 1)ягоды, плоды, сваренные в сахаре; ( варенье) 2 станция. «Чебурашка простудился». Та часть слова, что изменяется, окончанием называется ЧЕСНОК В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок …. 3 станция «Помогите Крокодилу Гене».Физминутка. Разобрать по составу слово посадили. |
|||||||||||||||
Ориентировочный этап |
|
|||||||||||||||
Поисково-исследовательский этап
|
Устно. В группах заполняют таблицу
Письменно. Образуют однокоренные слова, слову ПОСАДИЛИ, при помощи приставок ДО–, ЗА–, ПЕРЕ–, ВЫ– и при помощи суффикса –К–, –ИК–. |
|||||||||||||||
Практический этап
|
4 станция. «Старуха Шапокляк» Перед корнем есть приставка,слитно пишется она, и при помощи приставки образуются слова. Образуют однокоренные слова к слову ходили при помощи приставок ПОД–, У–, В–, ДО–, ОТ–. Слово ходилинам предложило: – Во мне вы суффикс измените – и слово новое найдите. Мы заменили ил на ок и ок на ик и получили … ходоки и ходики. |
|||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап
|
Заполняют оценочный лист:
|
Автор: Дуркина Валентина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Июльская СОШ Воткинского района, Удмуртской Республики.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.