Регистрация

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Приставка и суффикс»

  • 17 мая 2021

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. 

  • Предмет: русский язык.

  • Класс: 3.

  • Учебник (УМК): Т.Г. Рамзаева. Русский язык 3 класс.

  • Тема урока:  Приставка и суффикс. 

  • Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Оборудование: учебник, тетрадь, комплект разрезных карточек и индивидуальных заданий.

При подготовке уроков русского языка предлагаю обратиться к сайту pravopisanie.com, который поможет разобраться во всех хитросплетениях русского языка.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок.

Учащиеся владеют:

• регулятивными УУД: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы:

• коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

• опознают понятия «приставка», «суффикс», адекватно используют их в собственной речи

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

•  называют определение этих понятий

2 уровень — воспроизведение

•  анализируя и оценивая слова определяют словообразующую роль приставки и суффикса

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

• самостоятельно  преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о составе слова

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные УУД

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные УУД

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

 

Этап урока, время этапа

Задачи
этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотива-ционно-целевой
этап

15 минут

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты  имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблем-ной ситуации сомнения

Фрон-тальная

 

Индиви-дуальная

 

Фрон-тальная

 

 

 

 

 

Групповая, фрон-тальная

1. Предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о составе слова.

2. Предлагает списать слова. Выделить корень и окончание. Предлагает оценить свою работу.

3. Предлагает определить состав слова.

4. Подводит детей к постановке учебной задачи и формулировке вопросов, на которые нужно найти ответы.

1. Воспринимают на слух и отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что такое корень и окончание.
2. Списывают в тетрадь слова, выделяют корень, окончание. Обсуждают в парах, проводят взаимопроверку. Соотносят с эталоном (один ученик выполняет работу на доске). Коррекция и оценивание своих работ.
3. Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Обнаруживают неполноту знаний (сталкиваются с частями речи, которых не знают).  

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие затруднения. (Цель)

Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и графической форме.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.

Ориенти-
ровочный этап

2 мин.

организовать  самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Фрон-тальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий.

Регулятивные УУД: планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский
этап

10 мин.

организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Парная

 

 

Фрон-тальная

 

 

 

Групповая.

1. Организует  работу в парах. Предлагает образовать однокоренные слова.

2. Побуждает детей к формулированию выводов.

3. Структурирует вместе с детьми новые знания в виде таблицы.

1. В парах образуют однокоренные слова. Записывают их в тетрадь.

2. После прочтения текста в учебнике фиксируют в таблице выводы.

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;
- выборочно пересказывать текст;
- структурировать знания;
- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;
- формулировать вопросы;
- формулировать выводы. 

Практи-
ческий
этап

10 мин.

обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

 

Парная

1. Организует работу в парах. Предлагает образовать новые слова.
2.  Организует контроль и проверку выполненного задания.
1. Списывают слова в тетрадь. Выделяют части слова. Обсуждают, аргументируют своё согласие (несогласие). Приходят к общему мнению о роли приставки и суффикса в образовании новых слов.
2. Выполненную работу сравнивают с работами других групп, проводят коррекцию.

 

 

Познавательные УУД:подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД: оценивать роль приставки и суффикса в образовании новых слов

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлек-сивно-оценочный этап

3 мин.

осмысление процесса и результата деятельности

 

Индиви-дуальная

1. Акцентирует внимание на конечном результате деятельности.
2. Предлагает сформулировать вывод урока.
3.  Организует работу с оценочным листом.

 

1. Определяют последовательность действий для определения приставки и суффикса.
2. Формулируют вывод урока.

Регулятивные УУД: санкцио-нировать факт завершения действий.

Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Этап урока

Задания для учащихся

Мотивационно-целевой этап

 

 

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

1станция

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом, выделить корень:

1)ягоды, плоды, сваренные в сахаре;  ( варенье)
2) мастер по приготовлению пищи; (повар)
3) большая ложка для разливания жидкой пищи; (поварёшка)
4) маленький варёный пирожок (вареник)

2 станция. «Чебурашка простудился».

Та часть слова, что изменяется,

окончанием называется

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок ….

3 станция «Помогите Крокодилу Гене».Физминутка.

 Разобрать по составу слово  посадили.

Ориентировочный этап

 

 

Поисково-исследовательский этап

 

 

 

 

 

 

 

 

Устно.

В группах заполняют таблицу

Вопросы

Состав слова

Как называется?

 

 

Где находится?

 

 

Для чего служит?

 

 

Как обозначается?

 

 

Письменно.

Образуют однокоренные слова, слову ПОСАДИЛИ, при помощи приставок 

ДО, ЗА, ПЕРЕ, ВЫ– и при помощи суффикса К, ИК.

Практический этап

 

 

4 станция. «Старуха Шапокляк»

Перед корнем есть  приставка,
слитно
 пишется она,
и при помощи
приставки
образуются слова.

Образуют однокоренные слова к слову ходили при помощи приставок

ПОД, У, В, ДО, ОТ.

Слово ходили
нам предложило:
–  Во мне
вы суффикс измените – 
и слово новое найдите.
Мы заменили ил на ок
и ок на ик
и получилиходоки и ходики.

 

Рефлексивно-оценочный этап

 

 

 

 

 

Заполняют оценочный лист:

Мне было легко на уроке.

Я узнал, что такое приставка и суффикс.

Мне было трудно на уроке.

Я не понял, что такое приставка и суффикс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Дуркина Валентина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Июльская СОШ Воткинского района, Удмуртской Республики.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.06.2021 в 04:26

Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 04:56

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!