Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Для системы Российского образования в настоящее время актуально внедрение образовательных стандартов нового поколения. Хотелось бы немного порассуждать о деятельности школьного учителя-логопеда, в свете новых образовательных стандартов. Деятельность учителя-логопеда при их внедрении должна быть направлена на достижение обучающимися метопредметных результатов, которые предполагают формирование коммуникативных компетенций, и предметных результатов, а именно формирование учебных навыков по письму и чтению.
Программа коррекционной работы является обязательным разделом основной образовательной программы. Механизмами реализации программы могут быть и взаимодействие специалистов школы (логопед, психолог, учитель-предметник, классный руководитель, воспитатель), обеспечивающих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Программа коррекционной работы может включать несколько подпрограмм и модулей. Например: предупреждение нарушения чтения (1 класс), коррекция нарушения письма (2-4 классы). Количество подпрограмм и модулей, их содержание определяются качественным составом детей, нуждающихся в специальной помощи.
Однажды на заседании Совета по делам инвалидов Президент произнёс: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Стратегической задачей стало создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся разных возрастных категорий с ОВЗ. В связи с этим появились новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Повысились требования к профессиональной компетенции педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы».
Федеральная программа «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» призвана обеспечить:
Целью программы является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество инвалидов и других маломобильных групп населения.
Главная задача программы «Доступная среда» – создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. Многие общеобразовательные учреждения уже реализуют эту программу, в их число входит и наша школа МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Тем не менее, педагогами «Залининской школы» была разработана адаптированная общеобразовательная программа. В этом и заключается иновационная направленность обучения детей.
Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.
Программа направлена на решение определённых задач.
Задач много. Все они грамотно выстроены, но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.
Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:
Мы реально понимаем, что вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ляжет на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...
В рамках программы «Доступная среда» в школе созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, комплекс БОС, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, полностью оборудован и укомплектован кабинет логопеда.
Психолого-медико-педагогический консилиум школы обеспечивает диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.
Изюминка инклюзивного образования в том, что
Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно-педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.
Прежде всего учитель-логопед должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ, современные достижения отечественной и зарубежной педагогической и психологической науки, для того чтобы правильно организовывать свою деятельность:
В современных условиях образования учитель-логопед должен владеть современными диагностическими методиками и технологиями оказания логопедической помощи. Использовать различные методы анализа и обобщения диагностико-коррекционной и учебно-методической работы. Владеть навыками проведения лекционных и иных публичных выступлений.
Учитель-логопед осуществляет свою профессиональную деятельность во взаимодействии со специалистами смежных профессий (психологом, дефектологом, социальным педагогом, врачом), просвещает родителей и педагогов в области логопедических знаний. Всегда анализирует результаты обследования, причины неуспеваемости, проблемы, возникающие в ходе коррекционного процесса, с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Прогнозирует динамику и результат коррекционного процесса. Планирует и организует систематические групповые и индивидуальные занятия, лекции, семинары, принимает участие в педагогических советах школы. Разрабатывает рекомендации для родителей, педагогов, детей по вопросам развития и обучения, планирует работу на учебный год. Участвует в работе школьного ПМПк. Оформляет необходимую документацию.
Учитель-логопед призван быть квалифицированным специалистом, как в отношении ребёнка, так и в отношении среды его развития. Для этого необходимо знание средовых ресурсов и умение их организовать в корригирующие комплексы. Благодаря государственной программе «Доступная среда», государством выделены огромные деньги для детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательные учреждения поставляют оборудование для логопедических кабинетов, которое так необходимо для обеспечения доступности образовательной коррекционной программы. Очень важно повышать свою профессиональную квалификацию в современной сфере внедрения ИКТ в нашу жизнь. Умение и желание пользоваться научными знаниями для анализа и совершенствования своей работы – признак методологической культуры учителя-логопеда – характеризуют его как творческую личность, свидетельствуют о высоком уровне профессионализма. Определить, что составляет общее содержание логопедической работы, возможно, если руководствоваться следующим: цель (через систему задач), определяет содержание, которое облекается в конкретную форму (вид) и является средством для достижения результата, обусловленного поставленной целью. Цель – содержание – форма (вид) – результат.
Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психолога, учителя-логопеда, врача, родителей и наличие научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Тогда, может быть, и в наших школах безбарьерной образовательной среды Октябрьского района Курской области вырастут: Бетховены и Аланы Маршалы, Достоевские и Циолковские…
Удачи в работе, уважаемые учителя-логопеды!
Список использованной литературы:
1. О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук «Логопедическая работа в школе» Просвещение 2012г
2. С.Д. Забрамова, Т.Н. Исаева «Изучаем, обучая» ТЦ «Сфера» 2009г
3. С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв и др. Программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. ГИЦ. Владос 2014г
4. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Инфра-М, 2001
5. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17
6. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000.
Автор: Почекаева Ирина Александровна 39 лет, учитель-логопед, МКОУ Залининская СОШ Октябрьского района Курской области. Педагогический стаж работы 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Ирина Александровна.На мой взгляд,слишком "пространственная" статья.Как лихо Вы объединили - "проводить логопедическое обследование детей" и "пользоваться компьютерной и огртехникой на уровне пользователя". К сожалению,ничего конкретного не предложили ни новых,ни даже старых форм работы с детьми.
Логопедическое обследование - это очень важная и ответственная составляющая моей работы, от неё зависит дальнейшее обучение детей, предлагаемые компьютерные методики не дают полной картины при обследовании детей, поэтому ИКТ использую частично.
Ирина Александровна, я увидела только рассуждения о деятельности школьного педагога- логопеда. А что вы используете в своей работе и чем можете поделиться? Ответа не нашла.
сколько специалистов, столько и мнений. Спасибо и удачи в работе.
Ирина Александровна! Логопедам и психологам сейчас вообще тяжело в школах. Работы много, а возможностей помочь гораздо меньше. У Вас прекрасный кабинет, улыбчивые, любящие Вас ученики. Пусть удачно сложится профессиональный путь,удачи! 5 баллов.
Уважаемая Ирина Александровна! Всегда радуют педагоги, трепетно относящиеся к своей работе, увлекающиеся и старающиеся распространить свой опыт! Но к сожалению, для такого конкурса в данной номинации этого мало. В вашей работе есть слова "Цель – содержание – форма (вид) – результат", вот тоже самое и хотелось бы увидеть в Вашем материале, то есть конкретику: план - проект, занятия, интересные, познавательные наработки, результаты.Не общие слова, а Вашу работу по теме материала. Желаю Вам в Вашем нелегком труде логопеда процветания, добиваться высоких позиций на любых уровнях Вашей деятельности! Удачи!
Замечательно, что в нашей стране есть такие преданные своему делу педагоги как Вы, Ирина Александровна. Очень важно, особенно в настоящее время, развивать и укреплять современные основы образования. Вы - педагог с большой буквы! Надеюсь, что такие полезные образовательные кадры не стали "динозаврами" нашего времени, и, не "вымерли" копаясь в книжной пыли. Горжусь, что свои знания и навыки Вы передаёте детям, а с ними и частичку своего сердца. Ваши дети счастливы и безмерно горды, что у них такая замечательная мама! Удачи и успехов в Вашем не легком, но достойном уважения, труде!
Уважаемая Ирина Александровна! Замечательно, что вы увлечены работой, любите детей. Но ваша статья действительно больше похожа на эссе "моя профессия". Вы говорите, что была создана программа, так приложите ее, вы пишите , что учителю логопеду необходимо использовать различные методы - так опишите, какие вы используете. Проводить диагностику- так покажите мониторинг результативности.У вас достаточно большой опыт работы, судя по стажу, и скорее всего у вас в копилке немало практических занятий. Спасибо за работу. Удачи !
Безусловно, данный материал методически не разработан, отсюда его нулевая практическая значимость. Удачи, Ирина Александровна!