Условия возникновения и становления опыта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Каплинская школа» находится в селе Федосеевка. Её посещают дети с близлежащих сёл, где преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием. В силу своей занятости и недостаточной информированности, родители не могут оказать квалифицированную помощь ребёнку с речевым нарушением в достаточно полном объёме.
Ещё одним усложняющим фактором является проведение логопедических занятий в послеурочное время, когда ученикам начальной школы уже трудно усваивать речевой материал, что тоже не способствует повышению грамотности обучающих.
Началом работы по теме опыта стало изучение результатов исследования развития речи и интеллекта. Психолого-педагогический мониторинг, проведённый в крупнейших городах страны, показал, что индекс интеллекта детей, поступающих в первый класс, ежегодно снижается на 1,5-3%. Как следствие этого – низкий уровень развития речи, который имеют 25-30% первоклассников.
Начальная диагностика речевых нарушений, проведённая в МБОУ «ОО Каплинская школа», выявила, что у первоклассников недостаточно полно сформированы объём зрительного и слухового восприятия, навыки языкового анализа и синтеза, словообразования, у них неустойчивое внимание, слабая речевая память. По результатам исследования стало очевидно, что 4 уровень успешности (самый высокий) встречается только у 8% детей.
Актуальность
В Концепции модернизации российского образования обозначена задача – «обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения».
Поэтому тема опыта представляется актуальной, так как психолого-педагогический подход позволяет создать специальные условия, улучшающие у младших школьников развитие психических функций, общей и мелкой моторики, снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю. В ходе деятельности были выявлены следующие противоречия:
Выявленные противоречия дают основания сформулировать проблему: в настоящее время недостаточно использовать традиционные методы коррекции, так как они не всегда устраняют первопричину нарушений и не приносят устойчивого положительного результата. Необходим психолого-педагогический подход к исправлению речевых ошибок на письме у младших школьников, направленный на развитие речевых функций с опорой на сохранные анализаторы.
Это обусловлено и вводом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, требующих учета «индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения».
Ведущая педагогическая идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через точное определение основы для компенсаторной деятельности и использование её в коррекционном процессе.
Диапазон опыта: Система коррекционных логопедических занятий с учащимися начальных классов.
На первом этапе овладения графическим навыком письма имеет место неадекватная затрата сил, вовлечение в действие лишних мышц. В результате возникает сильное напряжение мышц руки, лица, туловища, сердечнососудистой и дыхательной системы. Поэтому применяемые на логопедических занятиях систематические упражнения для общей и мелкой моторики, разминки для мозга, релаксация, дыхательные упражнения, элементы развивающих технологий, хорошо помогают детям включаться в процесс обучения.
Новизна опыта заключается в системном использовании при коррекции дисграфических ошибок компенсаторного подхода с опорой на сохранные функции ребёнка.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: система коррекционных логопедических занятий, система начального и дошкольного обучения, внеклассной работы.
Цель опыта – развитие грамотности и орфографической зоркости у детей с нарушением письма с опорой на психолого-педагогический подход к обучению.
Для её достижения поставлено ряд задач:
Опыт опирается на психолого-педагогические принципы:
1. Принцип «от простого к сложному». При этом главное — определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции.
2. Принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным;
3. Принцип учета сложности вербального материала. Необходимо учитывать объективную и субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста;
4. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Он должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой ребёнка.
С целью профилактики дисграфических ошибок проводится последовательная работа по следующим направлениям:
№ |
Коррекция |
Используемые приёмы |
Цель |
Содержание |
1 |
Активизация работы больших полушарий |
Создание благоприятных условий для самостоятельной компенсации мозга |
Выявление скрытых способностей ребёнка и расширение границы возможностей мозга |
Разработанные |
2 |
Развитие психических функций |
Гимнастика для мозга, правильный подбор упражнений и времени проведения |
Повышение работоспособности, уменьшение количества ошибок |
Составленный комплекс упражнений для развития психических функций |
3 |
Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук |
Упражнения для мелкой и общей моторики |
Повышение уровня развития речи и других психических процессов |
Практический материал для общей и мелкой моторики ребёнка |
4 |
Активизация межполушарного взаимодействия |
Кинезиологические упражнения |
Повышение работоспособности и концентрации внимания учащихся |
Составленный комплекс кинезиологических упражнений |
5 |
Воздействие на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез |
Цветотерапия |
Активизация деятельности учащихся |
Игровые моменты, наглядные пособия |
6 |
Нормализация питания обоих полушарий мозга, профилактика болезней дыхательных путей и сердечнососудистой системы |
Дыхательные упражнения |
Воспитание правильного речевого дыхания, повышение тонуса, улучшение качества выполняемых заданий |
Разработанный комплекс дыхательной гимнастики
|
Использование опыта рекомендуется для работы учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов, воспитателям ДОУ в подготовительных группах.
Автор: Шипилова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа» Старооскольского городского округа, Белгородская область, г. Старый Оскол. Стаж работы 22 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Николаевна! Большое спасибо! Очень интересно! Я ,учитель начальных классов, обязательно буду применять Ваш опыт!