Цели игры:
Оборудование:
До начала мероприятия звучат школьные песни. Учащиеся 3 классса А танцуют танец «Мы маленькие дети» («Непоседы»).
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит». Расскажу вам древнюю легенду.
Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин.
«Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп.
В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:
«А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Ребята, прав ли Эзоп?.. Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения. И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.
У нас среди параллели третьих классов есть знатоки русского языка, которые участвовали в олимпиадах и у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их!
Сегодня сражаются ученики...
Болельщики, и вы не робейте! Конкурсы будут и для вас!
По правилам нашей игры после каждых двух конкурсов выбывает участник, набравший меньшее количество баллов.
Конкурс 1. «Разминка»
Вопросы для участников игры:
1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое).
3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы).
4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов).
5. Как переносится слово? (По слогам).
6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком).
7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу).
8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).
Конкурс 2. «Люки и львы».
В пропущенные места вставьте подходящие буквы. Вопросы для участников:
1. _ Л Ю _ К _ 1. Без этого не играют в хоккей (клюшка).
2. _ Л Ю К _ 2. Этот в руке у Бабы-Яги (клюка).
3. _ Л Ю _ К _ 3. Этот пекут, как пекут пироги (плюшка).
4. _ Л Ю К _ 4. Этот не знает, что значит улыбка (злюка).
5. _ Л Ю _ _ _ К _ 5. В тот молочко наливают кошке (блюдечко).
6. _ Л Ю К _ _ 6. Этот с болота приносят в лукошке (клюква).
7. _ Л Ю _ _ К 7. Этот искал Карабас-Барабас (ключик).
8. _ _ Л Е В _ _ _ _ 4. Лев—источник новостей (телевизор).
Жюри подсчитывает баллы.
Конкурс для болельщиков «Загадки»
1. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное).
2. Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, оживают,
Кто их отгадает. (Буквы).
3. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй:… (алфавит).
4. Что для меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт. (Глагол).
5. Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают. (Грамота).
6. Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).
Конкурс 4. «Пословицы и поговорки»
Стихотворение читает болельщик.
Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья!
Задание: каждой пословице найти её продолжение.
Конкурс для игроков
Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
1. Шило в горшке не утаишь (в мешке).
2. В семье не без водопровода (урода).
3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей).
4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт).
5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить).
6. Кашу соляркой не испортишь (маслом).
7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою).
8. У мышки глаза велики (у страха).
Вопросы для болельщиков:
1. Без труда ищи, а нашёл – береги.
2. Век живи – а горы копает.
3. На ловца и борозды не портит.
4. Нет друга – не вытащишь рыбку из пруда.
5. Муравей невелик, зверь бежит.
6. Старый конь век учись.
Конкурс 5. «Грамотеи»
Стихи читают дети 1 класса.
1 ученик.
Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Нас, ни в чём не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через а – «карова».
Букве а стоять здесь стыдно.
2 ученик.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва»,
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
3 ученик.
Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина)
А сейчас проверим, нет ли среди вас таких Петруш Ляминых.
Задание для игроков – исправить Кузины ошибки:
«Развеможнобезулыбкиоченьболноиобидно,
ВидетьКузиныошибки: гласподшышкоюневидно».
«НалителянасугропБыстроКузепомогайте,
ирасшибсебеялоп, всеошибкиисправляйте.
(Подсчёт баллов жюри)
Конкурс для болельщиков
Ведущий: А мы с болельщиками в это время отдохнём. Поработают наши языки. Кто быстрее других и правильно произнесёт скороговорку.
СКОРОГОВОРКА
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара. (Елена Благинина)
Конкурс 6. «Крылатые выражения»
Ведущий: Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:
1. Знать, как свои пять пальцев.
2. Сидеть, сложа руки.
3. Вариться в собственном соку.
4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.
Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов.
Вопросы для игроков:
1. Как снег на голову (неожиданно).
2. Яблоку негде упасть (тесно).
3. Хоть глаз выколи (темно).
4. Держать язык за зубами (молчать).
5. С гулькин нос (мало).
6. Как в воду глядел (знал).
Жюри подводит итог. Осталось3 участника.
Конкурс 8. Шарада
Из рассыпанных кубиков составить, как можно больше слов. По итогам этого конкурса выбывает 1 участник. А участник, составивший наибольшее количество слов имеет право на приз в ящике. Так же и среди болельщиков выбирается тот, кто составил самое длинное слово. Победитель получает приз из выбранного им ящика.
Суперигра
В финал выходят 2 игрока. Из слова ПАТРИОТИЗМ составить, как можно больше слов. Если у участников слова заканчиваются им могут помочь их пара.
Подведение итогов
Ведущий: Вот и закончились наши соревнования. Попросим жюри подвести итог. А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.
Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш».
Награждение.
Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам». До свидания! До новых встреч!
Автор: Серкова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова», Смоленская область, п. Кардымово.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересное мероприятие! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!