Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цель урока: Закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения. Подготовить к диктанту.
Задачи урока:
У.: Ребята, давайте сегодня на уроке представим, что мы художники. Ведь мы с вами знаем, что рисовать можно не только красками, но и словами, где краски и звуки природы передаются в стихах с помощью слов и звуков. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева и определите, какое время года изобразил нам поэт?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…Весне и горя мало;
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу!
Беседа по вопросам:
У.: Да, мы все с нетерпением ждем прихода весны! Потому что на улице становится тепло, прилетают птички, вся природа словно оживает от зимнего сна и завораживает нас своей красотой. А давайте сейчас, мы с вами попробуем нарисовать свою картину весеннего леса, вот на этом листе (на доске прикреплен чистый лист), а помогут нам в этом различные задания и упражнения, которые мы должны будем постараться успешно выполнить. Также эти задания нам помогут закрепить пройденный материал и подготовиться к диктанту.
1) Вот первое задание, которое нам поможет начать рисовать нашу картину: я вам буду загадывать загадки, но они не простые – отгадками на них будут словарные слова, которые вы должны разгадать и правильно без ошибок записать. Будьте внимательны! (Два ученика работают у доски).
Учитель читает загадки, ученики записывают отгадки словарного диктанта:
Слова: земляника, осина, болото, огурец, пшеница, аллея, береза, горох, помидор, малина.
У.: Ребята, а теперь посмотрите еще раз на эти слова и подумайте, какие же из них нам необходимы, для создания нашего весеннего леса? Конечно же, это слова: береза и осина. А вместе как их можно назвать? Вот и деревья появились на нашей картине.
Ребята, ведь весна только-только начинается, поэтому наши деревья еще без листочков. Может быть, поможем им скорее одеться в их зеленые веселые наряды?
2) Для этого нам нужно выполнить второе задание (орфографическая минутка): на доске записано стихотворение. Ваша задача – вставить пропущенные орфограммы и объяснить, почему именно такую букву вставили и найти проверочное слово, если это возможно. За каждую верно вставленную орфограмму вы будете прикреплять на наши деревья по листочку.
Еще в п…лях б…леет сне…,
А воды у… в…сной шумят –
Б..гут и будят сонный брег,
Б…гут и блещ…т и гл…сят –
Они гл…сят (во) все концы:
«В…сна идет, в…сна идет!
Мы м…л…дой в…сны г…нцы,
Она нас высл…ла вп…ре…».
Ребята, какие орфографические правила мы повторили, выполнив это упражнение? Молодцы! Посмотрите, как преобразились наши деревья!
3) А мы продолжаем работать и вот еще одно интересное третье задание (комбинированный диктант), которое нам предстоит выполнить: Я буду называть слова, а ваша задача, выписать только те, в которых есть непроизносимый согласный.
Слова: чудесный, несчастный, местный, интересный, солнце, прекрасный, звездный, вкусный, яростный, грозный, окрестный, доблестный, небесный, радостный.
У.: Посмотрите, пожалуйста, на цепочку слов, которые вы выписали. Какое слово в ней лишнее? Почему? Действительно, оно лишнее, так как оно существительное, а все остальные слова – прилагательные. Но мне кажется, это слово нам совсем будет не лишним в нашей картине, правда ведь?
4) А теперь четвертое задание (работа со словосочетаниями и предложениями): посмотрите на доску. На доске у меня записаны существительные. Прочитайте их. Вам же нужно подобрать к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные, но желательно не по одному, чтобы получились красивые словосочетания.
Существительные: погода, весна, деньки, тропинка, облака, лес, береза, день, цветы.
У.: Давайте проверим, кто какие составил словосочетания. А как мы можем определить род у имен прилагательных? Какие родовые окончания имен прилагательных вы знаете?
У.: Молодцы, ребята, красивые у вас получились словосочетания. А какие словосочетания нам помогут дополнить нашу картину? Конечно же, в нашем лесу не хватает еще облаков и тропинки.
5) А теперь пятое задание: попробуйте с помощью этих словосочетаний составить по одному предложению. (Два самых красивых предложения записываются учениками на доске).
У.: Давайте найдем в этих предложениях главные и второстепенные члены. Но для начала ответьте на вопросы:
У.: Выделим в наших предложениях главные и второстепенные члены, и подпишем какой частью речи они выражены. К второстепенным членам обязательно подписываем вопрос.
Ребята, а мы можем эти же предложения изменить по цели высказывания? Измените, пожалуйста!
6) Мы с вами составили прекрасные словосочетания, потренировались в составлении предложений с ними. Посмотрите на нашу картину, как она преобразилась. Вам нравится? Глядя на нее, чувствуется приближение весны? Я думаю, что выполненные задания и наш весенний пейзаж помогут вам выполнить шестое задание (самостоятельное составление рассказа): составить свой небольшой рассказ из пяти – шести предложений, который будет называться «Начало весны».
Заслушиваются несколько рассказов. Далее на доске ученики записывают самые удачные предложения и находят в них главные и второстепенные члены предложения.
7) Наш чудесный весенний лес приготовил вам индивидуальные карточки, с предложениями о весне. Вам нужно выполнить седьмое задание: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, и указать часть речи, которой они выражены. Затем мы проверим каждый вариант. (Далее проверяется каждый вариант).
Ребята, наш урок подошел к концу.
Конечно же, с помощью вашей активной работы и старательности на уроке, мы с вами нарисовали эту картину и встретили весну!
Домашнее задание: дома вам нужно будет придумать продолжение вашему рассказу.
Составитель конспекта урока: Лыкасова Татьяна
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Если это 3 класс, почему такие "мелкие" вопросы? "Какие весенние месяцы...Вы любите это время..."- это поддавки??? Если тема "Главные и второстепенные члены", к чему такое зашумление всем, чем угодно? Нельзя так с детьми! Это же не безмозглые пешки! Картина- хорошо. Удачи!
Уважаемая EG, возможно, это не самая лучшая разработка урока русского языка, и ваши вопросы уместны. Мне кажется не совсем уместным тон вашего высказывания - категоричный, требовательный, я бы сказала, школярский: "Почему? К чему? Нельзя!" А ведь мы учим детей уже в начальной школе уважительно относиться к работам других, любое обсуждение начинать с нахождения позитивных моментов, а критические замечания высказывать в корректной форме. Давайте будем не только учить этому детей, но и сами постараемся применять эти правила толерантного общения на практике. Также мне хотелось бы увидеть в этой рубрике и ваши разработки, которые бы позволили оценить уровень вашей методической компетентности.