Регистрация

Урок русского языка в 3 классе

  • 9 марта 2010

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цель урока: Закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения. Подготовить к диктанту.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения.
  2. Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены по вопросу.
  3. Развивать орфографическую зоркость на практическом материале.
  4. Формировать умения применять изученные правила правописания.
  5. Развивать умения составлять словосочетания, предложения.
  6. Развивать речь учащихся через работу над предложением, текстом.
  7. Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы, самостоятельности.
  8. Развивать кругозор учащихся, воспитывать интерес к родному языку, к родной природе.

Ход урока

У.: Ребята, давайте сегодня на уроке представим, что мы художники. Ведь мы с вами знаем, что рисовать можно не только красками, но и словами, где краски и звуки природы передаются в стихах с помощью слов и звуков. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева и определите, какое время года изобразил нам поэт?

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало;
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу!

Беседа по вопросам:

  • О каком времени года идет речь в стихотворении?
  • Конечно же, о весне. Вы любите это время года?
  • А какие весенние месяцы вы знаете?
  • Ребята, через два дня весна вступит в свои полноправные владения. А какие чувства у вас вызывает это время года, за что вы любите весну?

У.: Да, мы все с нетерпением ждем прихода весны! Потому что на улице становится тепло, прилетают птички, вся природа словно оживает от зимнего сна и завораживает нас своей красотой. А давайте сейчас, мы с вами попробуем нарисовать свою картину весеннего леса, вот на этом листе (на доске прикреплен чистый лист), а помогут нам в этом различные задания и упражнения, которые мы должны будем постараться успешно выполнить. Также эти задания нам помогут закрепить пройденный материал и подготовиться к диктанту.

Учебные задания

1) Вот первое задание, которое нам поможет начать рисовать нашу картину: я вам буду загадывать загадки, но они не простые – отгадками на них будут словарные слова, которые вы должны разгадать и правильно без ошибок записать. Будьте внимательны! (Два ученика работают у доски).

Учитель читает загадки, ученики записывают отгадки словарного диктанта:

Слова: земляника, осина, болото, огурец, пшеница, аллея, береза, горох, помидор, малина.

У.: Ребята, а теперь посмотрите еще раз на эти слова и подумайте, какие же из них нам необходимы, для создания нашего весеннего леса? Конечно же, это слова: береза и осина. А вместе как их можно назвать? Вот и деревья появились на нашей картине.

Ребята, ведь весна только-только начинается, поэтому наши деревья еще без листочков. Может быть, поможем им скорее одеться в их зеленые веселые наряды?

2) Для этого нам нужно выполнить второе задание (орфографическая минутка): на доске записано стихотворение. Ваша задача – вставить пропущенные орфограммы и объяснить, почему именно такую букву вставили и найти проверочное слово, если это возможно. За каждую верно вставленную орфограмму вы будете прикреплять на наши деревья по листочку.

Еще в п…лях б…леет сне…,

А воды у… в…сной шумят –

Б..гут и будят сонный брег,

Б…гут и блещ…т и гл…сят –

Они гл…сят (во) все концы:

«В…сна идет, в…сна идет!

Мы м…л…дой в…сны г…нцы,

Она нас высл…ла вп…ре…».

Ребята, какие орфографические правила мы повторили, выполнив это упражнение? Молодцы! Посмотрите, как преобразились наши деревья!

3) А мы продолжаем работать и вот еще одно интересное третье задание (комбинированный диктант), которое нам предстоит выполнить: Я буду называть слова, а ваша задача, выписать только те, в которых есть непроизносимый согласный.

Слова: чудесный, несчастный, местный, интересный, солнце, прекрасный, звездный, вкусный, яростный, грозный, окрестный, доблестный, небесный, радостный.

У.: Посмотрите, пожалуйста, на цепочку слов, которые вы выписали. Какое слово в ней лишнее? Почему? Действительно, оно лишнее, так как оно существительное, а все остальные слова – прилагательные. Но мне кажется, это слово нам совсем будет не лишним в нашей картине, правда ведь?

4) А теперь четвертое задание (работа со словосочетаниями и предложениями): посмотрите на доску. На доске у меня записаны существительные. Прочитайте их. Вам же нужно подобрать к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные, но желательно не по одному, чтобы получились красивые словосочетания.

Существительные: погода, весна, деньки, тропинка, облака, лес, береза, день, цветы.

У.: Давайте проверим, кто какие составил словосочетания. А как мы можем определить род у имен прилагательных? Какие родовые окончания имен прилагательных вы знаете?

У.: Молодцы, ребята, красивые у вас получились словосочетания. А какие словосочетания нам помогут дополнить нашу картину? Конечно же, в нашем лесу не хватает еще облаков и тропинки.

5) А теперь пятое задание: попробуйте с помощью этих словосочетаний составить по одному предложению. (Два самых красивых предложения записываются учениками на доске).

У.: Давайте найдем в этих предложениях главные и второстепенные члены. Но для начала ответьте на вопросы:

  • Что вы знаете о предложении?
  • Что вы знаете о главных и второстепенных членах предложения?
  • Какие вы знаете, главные члены предложения, какой частью речи они могут быть выражены?
  • Какие вы знаете предложения по цели высказывания?
  • Какими по цели высказывания являются записанные на доске предложения?

У.: Выделим в наших предложениях главные и второстепенные члены, и подпишем какой частью речи они выражены. К второстепенным членам обязательно подписываем вопрос.

Ребята, а мы можем эти же предложения изменить по цели высказывания? Измените, пожалуйста!

6) Мы с вами составили прекрасные словосочетания, потренировались в составлении предложений с ними. Посмотрите на нашу картину, как она преобразилась. Вам нравится? Глядя на нее, чувствуется приближение весны? Я думаю, что выполненные задания и наш весенний пейзаж помогут вам выполнить шестое задание (самостоятельное составление рассказа): составить свой небольшой рассказ из пяти – шести предложений, который будет называться «Начало весны».

Заслушиваются несколько рассказов. Далее на доске ученики записывают самые удачные предложения и находят в них главные и второстепенные члены предложения.

7) Наш чудесный весенний лес приготовил вам индивидуальные карточки, с предложениями о весне. Вам нужно выполнить седьмое задание: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, и указать часть речи, которой они выражены. Затем мы проверим каждый вариант. (Далее проверяется каждый вариант).

Итог урока

Ребята, наш урок подошел к концу.

  • Чем мы занимались сегодня на уроке?
  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • А как вы думаете, нам удалось справиться с ролью художников?
  • Что вы можете сказать о нашей картине?
  • Получилось у нас создать весеннее настроение?

Конечно же, с помощью вашей активной работы и старательности на уроке, мы с вами нарисовали эту картину и встретили весну!

Домашнее задание: дома вам нужно будет придумать продолжение вашему рассказу.

Составитель конспекта урока: Лыкасова Татьяна

3.4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 17)
  • 9 марта 2010
  • 18608
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Педагог 09.03.2010 в 16:32

Очень интереная разработка, надо взять на вооружение. Автору - спасибо.

Елена Геннадьевна 28.04.2010 в 20:19

Если это 3 класс, почему такие "мелкие" вопросы? "Какие весенние месяцы...Вы любите это время..."- это поддавки??? Если тема "Главные и второстепенные члены", к чему такое зашумление всем, чем угодно? Нельзя так с детьми! Это же не безмозглые пешки! Картина- хорошо. Удачи!

Анна Олеговна 28.04.2010 в 23:32

Уважаемая EG, возможно, это не самая лучшая разработка урока русского языка, и ваши вопросы уместны. Мне кажется не совсем уместным тон вашего высказывания - категоричный, требовательный, я бы сказала, школярский: "Почему? К чему? Нельзя!" А ведь мы учим детей уже в начальной школе уважительно относиться к работам других, любое обсуждение начинать с нахождения позитивных моментов, а критические замечания высказывать в корректной форме. Давайте будем не только учить этому детей, но и сами постараемся применять эти правила толерантного общения на практике. Также мне хотелось бы увидеть в этой рубрике и ваши разработки, которые бы позволили оценить уровень вашей методической компетентности.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!