Урок русского языка проводится в 4 классе; направлен на развитите навыка правильного употребления и написания окончаний глаголов. Используются разнообразные формы и методы работы, учитывается опыт детей по данной теме. Интерактивная доска Smart board позволяет качественно провести фронтальную работу, активизировать внимание за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Цель: обобщение знаний у учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; презентация урока с использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart board.
1. Разминка.
Учитель: Урок начнём с разминки. Попробуйте прочитать выражение, которое написано на доске. (Презентация 1. Слайд1) ( «Смекалка во всяком деле поможет»). Объясните её значение (рассуждения детей).
2. Чистописание.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну Глаголию. Невидимые жители этой страны приготовили нам сюрпризы – задачи. Думаю, что мы сможем их разгадать, т.к. хорошо знакомы с глаголами, назначение которых – выражать действия.
А вот наши кораблики – облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. (щёлкнуть по слайду, появятся облачка) Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии. (Презентация 1. Слайд 2)
В каких глаголах мы встречаем эти окончания глаголов? (* окончания – ть, -чь и –ти встречаются у глаголов неопределённой формы; * -ешь, -ишь у глаголов настоящего и будущего времени ед.ч. 1 и 2 спряжения; * -ет, -ут, -ют – у глаголов настоящего времени 1 спряжения; * -ит, - ат, - ят – у глаголов настоящего времени 2 спряжения). Запишите окончания глаголов в тетрадь.
3. Сообщение темы урока.
Учитель:Определите тему нашего урока. (Ответы детей). Итак, тема нашего урока «Путешествие в страну Глаголию». (Презентация 1. Слайд 3)
4. Выборочный диктант: «На лексической полянке».
Учитель: Мы справились с заданием облачков, и они принесли нас на лексическую полянку летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь мы встретимся с нашими друзьями – глаголами. Но вначале послушайте текст.
«Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягода земляника. (Презентация 1. Слайд 4 -7)
А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке берёзы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы». (Презентация 1. Слайд 8 – 10)
А сейчас я ещё раз прочитаю предложения, а вы выпишите глаголы.
Учитель: А теперь послушаем отрывки из стихотворений, где встречаются эти глаголы:
Ученик 1: Травка зеленеет,
Ласточка
с весною
Солнышко блестит,
В сени к нам летит. (А.Плещеев)
Ученик
2: Сияет солнце, воды блещут, Деревья радостно трепещут,
На всём улыбка, жизнь во всём, Купаясь в небе голубом.
(Ф.Тютчев)
5. Лексико – словообразовательные упражнения.
«В мастерской Дятла». (Презентация 1. Слайд 11)
Учитель: Глаголы пригласили нас в мастерскую Дятла. Он шьёт одежду для глаголов, и у Дятла очередь. Кого же он пригласил к себе? Он выбрал глагол «сверкать». (Щёлкнуть по слайду, появится глагол «сверкать».) Будьте внимательны, следите за действиями Дятла и запишите , в какой форме является нам глагол «сверкать» после очередной игры.
1. Дятел ударил по окончанию и заменил его на окончание 3 лица мн.ч. наст.времени. (сверкают).
2. Добавил к слову приставку за и получилось … (засверкают).
3. А теперь Дятел заменил окончание –ют на окончание –и, и вставил суффикс –л, получился глагол … (засверкали).
4. Дятел убрал приставку, а окончание заменил на такое, какое бывает у глаголов ж.р. в прош.времени. (сверкала).
5. А теперь Дятел заменил в глаголе суффикс –а суффиксом –ну, получился глагол … (сверкнула).
Учитель: Прочитайте глаголы, которые записали. Скажите, в какую форму оделись глаголы?
6. Физминутка.
Учитель: Отдохнём на полянке, чтобы мы могли дальше продолжить путешествие. Если услышите глагол 2 спряжения – хлопните в ладоши. Если назову глагол 1 спряжения – топните ногой. Постарайтесь сосчитать, сколько глаголов 2 спряжения я назову. Будьте внимательны.
Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, точить, встречать, помогать.
Учитель: Сколько глаголов 2 спряжения я назвала? (5)
7. Конструирование текста.
«В дворцовом парке времён глаголов». (Презентация 1. Слайд 12 - 13)
Учитель: Из мастерской Дятла мы отправляемся во дворец Времён глаголов. А теперь мы идём в дворцовый парк. Он полон солнечного света, различных ароматов и звуков. Составьте несколько предложений о том, что увидите в парке. Определите время глаголов. Прочитайте свои предложения. Назовите, в каком времени вы употребили глаголы.
Ученик 1: Тёплые лучи согрели дворцовый парк. Деревья подставили солнышку свои зелёные листочки. Кажется, будто парк окутал зелёный дымок. На фоне светлой зелени темнеют ели. А какой свежий воздух в парке!
Ученик 2: Стоит жаркий денёк. Косой солнечный луч золотит вершины деревьев. Не умолкают птичьи голоса. Вот потянул лёгкий ветерок. Вся земля усыпана лесными цветами. Повсюду доносится их сладкий аромат.
Ученик 3: Тропинка привела нас в дворцовый парк. На изумрудной полянке играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. Радостное пение птиц наполняет всё вокруг.
8. Итог урока.
Учитель: Чем заинтересовала вас страна Глаголия? Какие глаголы вам встретились в пути? Молодцы, ребята! Вы отлично поработали на уроке. А вот и кораблики – облачка, которые отвезут нас обратно в класс. (Презентация 1. Слайд 14 – 18)
Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МАОУ Гимназия №12, г. Новосибирск, педагогический стаж 25 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.