Для того чтобы речь была чёткой и точной существует система упражнений. Несколько лет я собираю материал по этой теме. На сайте уже опубликованы тренинги №1, трениг №2, это тренинг №3.
Содержательная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому, начиная со школьной скамьи, следует обратить внимание на технику своей речи и приложить усилия для её совершенствования.
Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.
При подготовке этого тренинга собраны материалы по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи.
Тренинг адресован всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки, и готовится к защите своих проектов перед незнакомой аудиторией. Такой трениг можно использовать и на курсах по изучению иностранных языков, например, английского для детей. Тренинг предусматривает укрепление речевого аппарата и развитие выразительности голоса.
Полезные для всех виды тренировочных упражнений, дадут разный результат, звучание будет у каждого своё, неповторимое, но улучшится тембр, расширится диапазон, разовьётся выносливость голоса.
Самомассаж. Повторяем 4-6 раз.
1) Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам.
2) Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам.
3) Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам.
4) Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей обратно к середине подбородка.
5) Массаж шеи. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок.
Вибрационный (постукивающий) самомассаж со звуком Повторяем 4-6 раз.
1) Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины к ушам и одновременно тянуть вслух при выдохе сонорный согласный м.
2) Постукивать кончиками пальцев одной руки надгубное пространство и одновременно тянуть вслух на выдохе звонкий согласный в.
3) Постукивать кончиками пальцев одной руки под нижней губой и одновременно тянуть вслух на выдохе согласный з.
4) Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно тянуть вслух на выдохе согласный ж.
Цикл упражнений для выработки носового дыхания. Повторять поочерёдно 4-6 раз.
1) Прижать правую ноздрю пальцем, вдохнуть левой ноздрёй; зажав левую ноздрю, выдохнуть через правую. Затем вдохнуть правой ноздрёй: зажав её, выдохнуть через левую.
2) Поглаживая нос от кончика к переносице средними или указательными пальцами обеих рук, делать вдох. На выдохе постукивать указательными и средними пальцами обеих рук по ноздрям.
3) Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом 10-12 раз.
4) Голова прямо. Вдохнуть носом. Медленно выдыхая через нос, спокойным, мягким движением повернуть голову направо, налево; вернуться в исходное положение.
Про горох.
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох,
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»
Долгоговорка «Пусть ворона мокнет»
Шёл я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шёл опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет! (И т. д.)
Теперь потренируемся говорить скороговорки. Сначала проговаривая медленно и чётко, а затем быстро и правильно. По хлопку 1 группа произносит скороговорку, затем хлопок для другой группы.
• 1 группа (хлопок) Добр бобр до бобрят.
• 2 группа (хлопок) Добры бобры, идут в боры.
• 1 группа (хлопок) У Маши на кармашках маки и ромашки.
• 2 группа (хлопок) У Пети тачка, а у Паши печенья пачка.
Скороговорки получаются хором лучше, ученики слушают друг друга и говорят дружно. Добиться этого можно довольно быстро при регулярных тренировках. Следующий этап: тренируемся говорить скороговорки из 4 строчек:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся...
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
В луже, посредине рощи,
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет еще жилец –
Водяной жук-плавунец.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Чёрной галке чёрный дрозд
Подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала,
Только спасибо дрозду не сказала.
Был в саду переполох:
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.
Мама Милу с мылом мыла,
В глаз попало Миле мыло...
Мама Миле говорила:
– Не сердись, дочурка Мила!
– Не сержусь, – сказала Мила,
– Я выплакиваю мыло!
После таких упражнений ваш голосовой аппарат полностью готов говорить громко, чётко и уверенно. Тренинг по развитию речевого аппарата можно провести целиком на уроке риторики, классном часе или использовать несколько упражнений на уроках литературного чтения, где громкость и чёткость при чтении текстов особенно важна.
Материал подобран из учебников для постановки дикции в театральном институте, но адаптирован и апробирован на моих классах в течение 8 лет на учениках начальной школы.
Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №2 г. Екатеринбург, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.