В своей работе мы попытались обобщить данные теории и практики по теме «орфографическая работа в период обучения грамоте в первом классе» и привести эти данные в определенную систему. Мы попытались доказать, что в формировании орфографический навыков лучших результатов можно добиться в том случае, если учитель начнет проводить систематическую орфографическую работу в период обучения грамоте.
К этой теме меня подтолкнули две причины:
1. Дети. Сначала обучалось 22 ученика в течение 2-х лет. Из урока в урок строго по календарно-тематическому и поурочному плану давалась детям одна тема за другой, не выходя за рамки программного материала. Выдерживался как объем, так и содержание материала за урок. Казалось, что результаты превзойдут все ожидания.
Но, как только заканчивалась проверка итоговых диктантов – «вырисовывалась ужасная картина». Выполнение 77%, а качество всего лишь 18%. В чем причина? Мы прилагали массу усилий, а результаты оставляли желать лучшего.
К решению данной проблемы нас подтолкнули дети следующего выпуска. Это были очень любознательные дети – 18 человек. Дети – почемучки, дети – губки, которым сколько бы информации не дай – все мало. С ними приходилось все время забегать вперед. Например, во втором классе тема «имя существительное» дается как часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?. На этом программный материал исчерпывается. Дети же, рассуждая во время урока, делали сами следующие выводы:
– Девочка – девочки – какая разница? – говорил один ученик, т.к. эти слова являются именами существительными.
И тут в спор вступал другой:
Подобным образом рассуждали, спорили на каждом уроке, и к какому выводу мы могли прийти к концу урока – невозможно было даже предложить. Мне отводилась роль контролера-управляющего, т.е. в нужный момент задать нужный вопрос, направить в нужное русло и в итоге обобщить:
– Да, дети, вы правы, есть у имени существительного признаки – число и род.
А в третьем классе их глаза встречали в учебниках подтверждение. И так было все четыре года. При изучении любой темы проблем не было. Ведь они знали все заранее, и их знания только расширялись и углублялись. Анализ диктанта второго выпуска наглядно показывает результаты проведенной орфографической работы: выполнение – 100%, качество – 45 %.
Из этого выпуска я сделала вывод, сама себе сказала: не бойся, чем раньше узнают, тем лучше, иди с опережением.
2. Насколько рано надо начинать орфографическую работу?
Может надо начинать сразу, в период обучения грамоте? Было страшно, было трудно. Но дальше, год за годом детям было легче учиться. Результаты проделанной работы нас порадовали: выполнение – 100%, качество – 70 %. Выпустив этих детей, мы сделали следующий вывод: начинай все в период обучения грамоте!
Период обучения грамоте совпадает с периодом адаптации ребенка в школе. Все мы знаем, что для того чтобы ребенок быстро и легко адаптировался, надо строить учебный процесс интересным, загадочным, интригующим, вводить разнообразные виды работ. И тем более, если мы будем внедрять еще больше орфографической работы в учебный процесс – это будет огромный плюс со всех сторон. Кто-то может сказать: тяжело, нагромождение материала, перегрузка. Но все зависит от учителя, от того как он сам отнесется, как будет преподносить материал детям.
Оказывается, обучение по скайпу ничуть не уступает школьным занятиям! В чем преимущества такого обучения? Например, репетитор французского языка по скайпу необходим вам, если вы живете в маленьком городе и не можете получить качественное языковое образование; если не хотите расходовать время на дорогу, если намерены обучаться в собственном ритме в комфортной домашней обстановке. Это надежно и удобно!
Цель данной работы: раскрыть специфику орфографической работы в период обучения грамоте.
Изучить орфографию – одна из трудных задач начальной школы. Четыре года обучения в начальной школе – это так мало времени, чтобы не только изучить, но и сформировать орфографические навыки. Формирование орфографического навыка начинается с орфографической работы. Чем раньше мы начнем орфографическую работу, тем больше времени останется на отработку орфографических навыков, а значит, тем выше будет показатель орфографической грамотности детей.
Предлагаем Вашему вниманию рассмотреть несколько практических заданий, выполняемых детьми в период обучения грамоте.
1. На втором и последующих уроках детям предлагаем выполнять задания на развитие логического мышдения. Например:
– несколько предметов назвать одним словом (портфель, книги, карандаши – учебные принадлежности; яблоки, груши, апельсины – фрукты и т.д.);
– найти лишний предмет ( мандарины, виноград морковь; автобус, такси, самолет и т.д.);
– самим составить одно из предыдущих заданий;
– на двух иллюстрациях найти определенное количество отличий.
2. Игра «Подставь меня».
К словам первого столбика добавьте букву Я. К словам второго столбика добавьте букву В. Запишите полученные слова. Как они пишутся и почему?
3. Раздели предметные картинки на части по количеству слогов (ваза, машина, пень, девочка, пенал, лук);
Раздели предметные картинки на части по ударению (ведро, репа, рыба, луна);
Найди лишнюю картинку (слон, стол, доска; петух, небо, якорь, ученик).
4. Найди лишний слог в строке:
ры ко ли на
5. Игра «Скалолазы»
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставив пропущенные буквы:
6. Игра «Поймай мяч»
Учитель бросает ученику мяч, сказав слово (например, столб). Ученик возвращает мяч, называя проверочное (столбы).
Игра «Забей гол». На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика, для двух команд. У каждого ребенка набор мячей ( круг с записанной в нем гласной). По цепочке члены команд «забивают голы». Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество мячей.
7. Игра « Третий лишний»
Из практического опыта видно, что детям интереснее и увлекательнее работать с данными упражнениями, чем только с материалом букваря и прописи. С помощью ненавязчивого забегания вперед ускоряется процесс запоминания понятий и эффективнее потом отрабатываются орфографические навыки.
На основе изученных материалов и проведенной экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:
1. Орфографическая работа в период обучения грамоте представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения фонетических, лексических и грамматических значений.
2. В результате проведенного эксперимента получили подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что если в период обучения грамоте систематически, с опережением заниматься орфографической работой, то в дальнейшем это будет способствовать у детей развитию орфографических навыков.
3. Предложенная нами орфографическая работа действительно повышает качество обучения учащихся, развивает орфографический навык, способствует развитию устной и письменной речи.
Разумеется, мы далеки от мысли, что достаточно исчерпывающе осветили исследовательскую тему, но эта работа помогла нам понять многие теоретические вопросы и в дальнейшем поможет в педагогической деятельности.
Автор: Тимофеева Зинаида Романовна, учитель начальных классов МБОУ «Мохсоголлохская СОШ», Республика Саха, Хангаласский улус, п. Мохсоголлох.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Зинаида Романовна, спасибо! Буду использовать ваши игры на уроке!