Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Важнейшая задача школьного образования – развитие в детях творческого начала, которое должно присутствовать в любом виде деятельности и проявляться в виде качественной характеристики продукта этой деятельности. Богатейшие возможности в этом процессе имеют уроки русского языка, литературного чтения. Сюжеты, образы литературных произведений служат эмоциональным стимулом для фантазии ребенка, способствуют раскрытию эмоциональной сферы ребенка, его творческому самовыражению.
Творчество ребенка предполагает наличие у него знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и самобытностью. Все занятия могут проходить в интерактивной и игровой форме на платформе https://ciao.by/ В работах Л. В. Выготского выделяется два направления, симбиоз которых обеспечивает развитие детского творчества. Это – культивирование творческого воображения и особой культуры воплощения образов, создаваемых в процессе творчества.
Рассматривая литературное творчество с этих позиций, мы уделяем значительное внимание увеличению объема и обогащению словарного запаса школьников и, в целом, развитию речи детей. Для развития литературного творчества особое внимание уделяется не только увеличению объема словарного запаса, но и формированию умений:
Начиная с первого класса, мы создаем особый словарь, куда записываются слова, с помощью которых можно выразить настроение. Работу начинаем с анализа ребенком собственного настроения и умения выразить его различными эстетическими средствами: музыкальными, графическими, цветовыми, вербальными.
С первых дней обучения – это слова, отражающие настроение ученика, от проделанной на уроке работы, от общения с одноклассниками и т. д. Первым средством выразить это настроение являются «рожицы» с характерными штрихами настроения. Затем используются краски, отражающие различные оттенки настроения, позже подключаются музыкальные средства, и только затем начинается работа по подбору и анализу слов, отражающих различные оттенки настроения.
Работу над словом проводим на разных уроках. Например, на уроках русского языка составляем наборы слов, характеризующие различные объекты. Например: щенок – лохматый, добрый, непоседливый, черный, ушастый, быстрый, лающий; снег – пушистый, белый липкий, сыпучий, тающий, почерневший, рассыпчатый, мокрый.
На уроках литературного чтения предлагаем детям «включить» воображение и составить словосочетания, применив признаки одного объекта к другому (пушистый щенок). В результате такой работы дети учатся получать новые образы, примерять их к ситуациям, знакомятся с выразительными средствами и приемами художественного изображения. Постепенно переходим к анализу литературных произведений и лирических стихов, помогая детям освоить богатый духовный мир человека.
При развитии творческих способностей детей большее значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь конкретного результата. Для удовлетворения этой детской потребности полезно использовать задания, предполагающие художественное экспериментирование:
Любимым видом детского творчества является драматизация – разыгрывание сценок из прочитанных произведений. Успех этого вида творческой деятельности во многом зависит от выбора произведения созвучного детскому возрасту, а также степени подготовленности детей к фантазированию и самостоятельному воплощению своих фантазий. Но если это удается реализовать, то нет предела детской фантазии и творчеству. Это и подготовка декораций к произведению, где обязательно участвуют все дети и проводится конкурс эскизов декорации, и конкурс костюмов для героев, и подбор музыкального сопровождения разыгрываемой сцены, и отбор лучших исполнителей.
В младшем школьном возрасте для детей характерна тяга к ритмически организованному складу речи, рифмам. В связи с этим большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры буриме, например, дополнить четверостишье по предложенным двум строчкам.
Вариант Бориса Заходера.
В чистом поле, в белом поле
Было все белым – бело
Потому, что это поле
Белым снегом замело.
Детский вариант.
В чистом поле, в белом поле
Было все белым – бело
Белым снегом в этом поле
Мышью норку замело.
Или еще один детский вариант, с присущей детскому стихосложению динамичностью действия.
В чистом поле, белом поле
Было все белым – бело
Снегом зайчику на горке
Его лапки замело.
Очень популярен в среде первоклассников и такой вид творческой игры, как подоборка пропущенных рифм во фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них.
Широка и глубока
Под мостом текла ...
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ...
Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Естественно, стихи бывают разные и по тематике и по соответствию нормам стихосложения, но главное, пробудить в детях стремление к поиску средств выразить себя, свои мысли, свое отношение к миру, природе и обществу, научить любить прекрасный мир художественных образов.
Автор: Степина Надежда Николаевна, учитель, высшая категория, МБОУ СОШ № 163, г. Екатеринбург. Стаж работы по специальности 34 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательный опыт. Отличная статья. Спасибо Вам, Надежда Николаевна.
Спасибо за публикацию, очень интересная статья. А судя по фотографиям в приложении, Вы проводите очень увлекательные уроки. Хочу также заметить, что развитие воображения у школьников является заделом для их успешных работ в будущем по литературе и русскому языку, дети начинают намного шире, разнообразнее и интереснее писать сочинения, вкладывают творческую нотку в пересказы, успешнее сдают ег в конце концов. Посему не стоит недооценивать значимость творческих способностей и желательно обратить внимание на их развитие как можно раньше. Работа на 5+, спасибо Надежда. Всем желаю успехов в работе и новых свершений!
Уважаемая Надежда Николаевна! Творческие способности и надо развивать с младшего возраста. Ваша статья педагогически значимая. Смешные стишки! Вам 5 баллов! Приглашаю на свою страничку.
Спасибо большое Елена Ивановна и Светлана, очень приятно читать Ваши отзывы. Это моя первая опубликованная работа и благодаря позитиву полученному от Вас и вообще от этого замечательного портала хочется работать дальше. К новым свершениям и новым победам! Обязательно ознакомлюсь с Вашими работами, уверена они будут не только интересны, но и полезны мне как учителю!
Уважаемая Надежда Николаевна!Не так давно я работала в ДОУ и знаю эту работу не понаслышке. А когда творческий педагог совмещает практическую деятельность и теоретический материал, то тут 5+++++. Удачи и успеха. Приглашаю Вас к себе на страничку, может то же что- нибудь пригодится.
Только номинация наверное не " Методическая работа в ДОУ", а скорее внеурочная деятельность в ОУ.
Олеся, ваш урок мне очень понравился. Творческий подход к построению урока.Увлекательно для ребят.Молодец !!!
Интересная статья, обязательно возьму себе на заметку. От меня 5 баллов. Жду в гости к себе на страничку. УДАЧИ!!!
Уважаемая Надежда Николаевна! Хорошая публикация: актуальная тема и для школьного и для дошкольного образования, есть некоторые практические и методические указания... Оформляйте свои работы презентациями, фотоматериалом, тогда будет больше интереса к вашим работам. Желаю удачи в последующих конкурсах.
Уважаемая Надежда Николаевна! Всегда придерживалась мнения, что в школе мы должны развивать детей всесторонне. Написание рифмованных строчек (назовём этот процесс так скромно) - очень хорошая возможность приобщить детей к поэзии, словотворчеству, фантазии, дать толчок их эмоциональному, эстетическому развитию. Вы в работе помогаете ученикам создавать художественные образы, что, конечно же, похвально!