Регистрация

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием информационных технологий

  • 24 февраля 2010

Тема: Азбука и алфавит.

Цель: помочь учащимсяся в восприятии и осмыслении понятий “азбука” и “алфавит” и учить использовать эти знания в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Объяснить значение и происхождение слов “азбука” и “алфавит”;
  2. Учить правильно называть буквы в определенном порядке;
  3. Познакомить с использованием записи в алфавитном порядке и учить применять на практике.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться словарями и знанием алфавита;
  2. Развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки;
  2. Воспитывать культуру речи.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Формы урока: Практическое занятие. Урок-игра.

Методы: словесные (рассказ и беседа), иллюстративный, использование ТСО, работа с книгой, проблемный, игровой.

Оборудование:

  • Слоговые таблицы
  • Разрезные буквы, для составления слов “азбука” и “алфавит”
  • Картинки для выстраивания предметов в алфавитном порядке: акула, гусь, игла, тигр
  • Индивидуальные дидактические карты
  • Словари разных видов
  • ЦОР «Поём русский Алфавит»
  • ЦОР «Флэш-аппликация»
  • Медиапроектор и экран, компьютер.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка.

1. Чтение по слоговым таблицам.

  • Кто прочитал слов больше, чем на прошлом уроке? На сколько?
  • Кто прочитал меньше?
  • Послушаем некоторых из вас.

Сначала идёт коллективная работа. Дети читают все слоги (можно хором, можно с определённым заданием: с мягким согласным, с твёрдым согласным, открытый, закрытый слог и т. д).

1 слайд

2. Вводное повторение.

  • Давайте вспомним, что мы уже знаем про буквы. Все ли они одинаковые? (Не все одинаковые).
  • На какие две большие группы мы их можем разделить? (Гласные и согласные).

3. Работа с индивидуальными картами.

2 слайд

  • Выпишите все гласные. Сколько их в русском языке?
  • Теперь звонкие согласные.
  • Глухие согласные.
  • Какие буквы остались? Почему не выписали ни в одну группу?

III. Сообщение темы урока.

  • Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех буквах сразу, при этом буквы будет стоять на своих определенных местах.
  • Как звучит наша тема, вы скажете сами, когда из рассыпавшихся букв соберете слово.

Дети собирают из разрезной азбуки слова.

Работа с разрезными буквами.

  • Что у вас получилось? Почему получилось два разных слова? (Азбука, алфавит)
  • Наша тема: “Азбука и алфавит”.

IV. Новая тема.

1. Беседа – работа с книгой стр. 59.

  • Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили.
  • Посмотрите, как они здесь располагаются, как в ленте букв? А как? (У каждой есть свое место)
  • Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке? (Их так удобно находить).
  • Знаете ли вы, как называется такое расположение букв? (Азбука или алфавит)
  • Почему вы называете сразу два слова? (Это слова-синонимы)
  • Знаете, что обозначают эти слова и как появились в нашем языке?

2. Чтение текста на стр. 58

  • Из какого языка пришло слово “алфавит”?
  • А слово “азбука”?
  • Как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас?
  • А буквы имели такие названия всегда?

3. Сравнение древнерусской и современной азбуки.

3 слайд


 

  • Сравните. Похожи? Назовите отличия? (Количество букв разное, по-разному буквы называются, есть несколько повторяющихся букв)
  • Каких букв в нашей современной азбуке нет?
  • Какие остались?
  • Как думаете, какую азбуку легче учить старую или современную?

5. Заучивание алфавита.

ЦОР «Поём русский Алфавит»

6. Роль и значение алфавита в жизни – чтение стихотворения “Азбука в загадках”.

  • Давайте отгадаем.
  • Расположите слова в алфавитном порядке.
  • А где еще слова располагают в алфавитном порядке? (В словарях, классном журнале, больнице, библиотеке и др.)

5 слайд

V. Итог урока.

1. Дидактическая игра “Мышка”.

6 слайд

  • Что у вас получилось? Как вы это сделали? (Соединили буквы в алфавитном порядке – получилась мышь)
  • С чем сегодня на уроке познакомились?
  • Знаете ли вы, для чего нам нужен алфавит?

2. Работа с интерактивной доской

ЦОР «Флэш-аппликация» (http://skazles.ru/games/applic.html)

Выберите деталь и перетащите её на нужное место на картинке. В пределах флэш-аппликации детали можно перетаскивать без ограничений.

Автор: Чеблукова Наталья Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 11,
г. Асбест Свердловской области

Рисунки автора

3.7 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 26)
  • 24 февраля 2010
  • 29662
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Надежда 25.02.2010 в 14:14

Спасибо за песенку про алфавит!!! Завтра будем учить ее с детьми!

Наталья Александровна 26.02.2010 в 22:27

Интересная разработка и ссылки полезные. Спасибо!

Надежда 27.02.2010 в 22:05

Дети с огромным удовольствием слушали песенку про алфавит и все дружно пели ее наизусть на празднике "До свидания, Азбука!"! Еще раз спасибо!!!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!