Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся школ является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием), которые испытывают трудности на начальном этапе обучения. Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 9 и следующими нормативными правовыми документами:
Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:
Программа рассчитана на 62 часа.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.
Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 1 – 4 классов и имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Основные задачи курса:
Специфика курса состоит в том, что решение задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этому способствует логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.
В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры – диалоги.
Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на русском языке в типовых ситуацияхи включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу, который является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению словарного запаса при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На итоговых занятиях в 3 – 4 классах программой предусмотрено использование методики расширения «семантических полей» слов.
Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.
В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи непосредственно с уроками русского языка, с уроками литературного чтения, окружающего мира.
Основными критериями оценки эффективности курса являются следующие показатели: успешность в усвоении школьной программы (особенно по русскому языку), отзывы педагогов и родителей.
Литература:
Автор: Луць Лилия Дмитриевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 9, педагогический стаж – 15 лет; Маленьких Любовь Александровна, учитель-логопед высшей категории, МБОУ СОШ № 9, педагогический стаж – 26 лет. город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые коллеги!Затронутая вами тема очень актуальна. Действительно, этому способствуют миграционные процессы,происходящие в нашей стране.Спасибо,что помогаете детям справиться с языковыми трудностями,преодолеть барьеры в общении. Удачи!
Уважаемые коллеги! Налицо кропотливая, серьёзная работа. Программа предполагает успешное освоение русского языка детьми, для которых он является иностранным. Она проверена на практике?
Спасибо, Ирина Николаевна, мы работаем первый год. Надеемся на успех.
Уважаемые Лилия Дмитриевна и Любовь Александровна. Вы действительно затронули серьезную тему. Таким деткам сложно, им нужна помощь.У меня в классе есть мальчик, с которым дома говорят на родном языке, как же ему трудно!Удачи вам в вашем деле. +5. Приглашаю к себе на страничку познакомиться с моим опытом.