Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.
Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.
Программа разработана для обучающихся 2 – 4 классов начальной школы, в объёме 105 часов (1 час в неделю). Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 3 года обучения с учётом того, что на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся.
В первый год обучения по программе особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, и поэтому в календарно-тематическом планировании рассматривается 4 раздела из 6. В 3 и 4 классах больше времени уделяется развитию связной речи. В связи с этим увеличивается количество часов по разделам V и VI.
Все темы курса направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.
Целью курса является развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.
В ходе достижения цели решаются задачи:
Решение данных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, даст возможность повысить уровень владения родным языком.
К концу обучения по данному курсу учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Вся работа по коррекции речи состоит из 4 этапов:
I – II этапы. Диагностико-подготовительные:
III этап. Коррекционный. Состоит из 6 разделов:
IV этап. Оценочный.
К каждому году обучения прилагается календарно-тематическое планирование.
Работа адресована практикующим учителям-логопедам общеобразовательных школ, учителям начальных классов, родителям, желающим самостоятельно развивать речь своих детей.
Авторский подход состоит в том, что в программах подобной направленности отсутствует развитие неречевых процессов: развитие мелкой моторики, фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, которые тесно связаны в процессе мозговой деятельности, а так же использование интерактивных средств обучения.
Работа по программе будет способствовать коррекции и развитию устной и письменной речи обучающихся 2 – 4 классов общеобразовательных школ.
Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.
Список литературы
2 класс
Раздел
|
Занятие |
Тема занятия |
Развитие неречевых процессов |
|
|
I-IIэтапы (диагностико-подготовительный) |
|
|
1 |
Обследование состояния устной речи учащихся. |
|
|
2 |
Обследование состояния письменной речи учащихся. |
|
|
|
III этап (коррекционный) |
|
I. |
|
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. |
Развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Игра «От звука к слову». |
|
3 |
Дифференциация звуков речи и звуков окружающей среды. |
|
|
4 |
Выделение гласных звуков. |
|
|
5 |
Выделение согласных звуков. |
Развитие произвольности. Игра «Пуговица». |
|
6 |
Звуковой анализ слова. |
|
|
7 |
Звуковой синтез слова. |
|
|
8 |
Слог. Определение количества слогов в слове. |
|
|
9 |
Слогообразующая роль гласных. |
|
|
10 |
Слоговой анализ слова. |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители». |
|
11 |
Звуковой анализ слова. |
|
|
12 |
Звуко-слоговой анализ слова. |
|
II. |
|
Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных. |
|
|
13 |
Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. |
|
|
14 |
Звуки буквы П-Б |
|
|
15 |
Звуки буквы Д-Т |
Развитие памяти. |
|
16 |
Звуки буквы К-Г |
|
|
17 |
Звуки буквы Ф-В |
|
|
18 |
Звуки буквы С-З |
|
|
19 |
Звуки буквы Ш-Ж |
|
|
20 |
Твёрдые мягкие согласные. |
Развитие словесно-логического мышления. «Раздели на группы». |
|
21 |
Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные. |
|
|
22 |
Смягчение согласных при помощи Ь знака. |
|
III. |
|
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. |
|
|
23 |
Слова, называющие предметы. |
|
|
24 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. |
|
25 |
Слова, обозначающие действие предмета. |
|
|
26 |
Согласование глагола с существительным в числе. |
Упражнения на усвоение пространственных отношений. Игра «Жук», «Что спрятано?» |
|
27 |
Слова, обозначающие признаки предмета. |
|
|
28 |
Согласование прилагательных с существительными в числе. |
|
IV. |
|
Cлово. Словосочета ние. Предложение |
|
|
29 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
30 |
Предлоги. Написание наиболее употребимых предлогов со словами. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. |
|
31 |
Предложение. Деление текста на предложения. |
|
|
32 |
Деление предложения на слова. |
|
|
33 |
Составление предложений с определённым количеством слов. |
Развитие образного мышления. Игра «На что это похоже?»
|
|
|
VI этап (оценочный) |
|
|
34 |
Обследование состояния устной речи учащихся. |
|
|
35 |
Обследование состояния письменной речи учащихся. |
|
3 класс
Раздел |
Занятие |
Тема занятия |
Развитие неречевых процессов |
|
|
I-IIэтапы (диагностико-подготовительный) |
|
|
1 |
Обследование состояния устной речи учащихся. |
|
|
2 |
Обследование состояния письменной речи учащихся. |
|
|
|
III этап (коррекционный) |
|
I. |
|
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. |
Развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Игра «От звука к слову». |
|
3 |
Выделение гласных и согласных звуков. |
|
|
4 |
Звуковой анализ и синтез слова. |
Развитие произвольности. Игра «Пуговица». |
|
5 |
Звуко-слоговой анализ слова. |
|
II. |
|
Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных. |
|
|
6 |
Твёрдые мягкие согласные. |
|
|
7 |
Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные. |
|
|
8 |
Смягчение согласных при помощи Ь знака. |
|
III. |
|
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. |
|
|
9 |
Имя существительное. |
|
|
10 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители». |
|
11 |
Практическое употребление существительных разного рода. |
|
|
12 |
Имя прилагательное. |
Развитие памяти. |
|
13 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
|
|
14 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
|
|
15 |
Употребление личных местоимений. |
|
|
16 |
Глагол. |
|
|
17 |
Согласование глагола с существительным в числе. |
Развитие словесно-логического мышления. «Раздели на группы». |
|
18 |
Согласование глагола с существительным во времени. |
|
|
|
|
|
V. |
|
Cлово. Словосочетание. Предложение |
|
|
19 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
20 |
Приставка. Образование слов при помощи приставок. |
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. |
|
21 |
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. |
|
|
22 |
Морфемный состав слова. |
|
|
23 |
Предлоги. Значение предлогов в предложении. |
|
|
24 |
Написание наиболее употребимых предлогов со словами. |
|
|
25 |
Дифференциация предлогов и приставок, имеющих разное написание. |
Упражнения на усвоение пространственных отношений. Игра «Жук», «Что спрятано?» |
|
26 |
Дифференциация предлогов и приставок, имеющих одинаковое написание. |
|
|
27 |
Предложение. Виды предложений по интонации. |
Развитие образного мышления. Игра «На что это похоже?» |
|
28 |
Деление текста на предложения. |
|
|
29 |
Деление предложения на слова. |
|
|
|
|
|
V. |
|
Составление рассказов |
|
|
30 |
Составление рассказа по картинкам. |
|
|
31 |
Составление рассказа по серии картинок. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. |
VI. |
|
Чтение и пересказ текста |
|
|
32 |
Чтение и пересказ текста с опорой на серию картинок. |
Упражнения на осознанное восприятие. |
|
33 |
Чтение и пересказ текста с опорой на одну картинку. |
|
|
|
VI этап (оценочный) |
|
|
34 |
Обследование состояния устной речи учащихся. |
|
|
35 |
Обследование состояния письменной речи учащихся. |
|
4 класс
Раздел |
Занятие |
Тема занятия |
Развитие неречевых процессов |
|
|
I-IIэтапы (диагностико-подготовительный) |
|
|
1 |
Обследование состояния устной речи учащихся. |
|
|
2 |
Обследование состояния письменной речи учащихся. |
|
|
|
III этап (коррекционный) |
|
|
|
|
|
I. |
|
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. |
Развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Игра «От звука к слову». |
|
3 |
Выделение гласных звуков. |
|
|
4 |
Выделение согласных звуков. |
|
|
5 |
Звуковой анализ и синтез слова. |
|
|
6 |
Звуко-слоговой анализ слова. |
Развитие произвольности. Игра «Пуговица». |
II. |
|
Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных. |
|
|
7 |
Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. |
|
|
8 |
Твёрдые мягкие согласные. |
|
|
9 |
Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные. |
Упражнения на усвоение пространственных отношений. Игра «Жук», «Что спрятано?» |
|
10 |
Смягчение согласных при помощи Ь знака. |
|
III. |
|
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. |
|
|
11 |
Имя существительное. |
|
|
12 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители». |
|
13 |
Практическое употребление существительных разного рода. |
|
|
14 |
Употребление существительных в косвенных падежах. |
|
|
15 |
Глагол. |
|
|
16 |
Согласование глагола с существительным в числе. |
|
|
17 |
Согласование глагола с существительным в роде. |
Развитие памяти. |
|
18 |
Согласование глагола с существительным во времени. |
|
|
19 |
Имя прилагательное. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. |
|
20 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
|
|
21 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
|
IV. |
|
Составление рассказов. |
|
|
22 |
Составление рассказа по его началу. |
|
|
23 |
Составление рассказа по его концу. |
Развитие словесно-логического мышления. «Раздели на группы». |
|
24 |
Составление рассказа со словами на заданную тему. |
|
V. |
|
Чтение и пересказ текста. |
|
|
25 |
Чтение и пересказ текста по плану. |
Развитие образного мышления. Игра «На что это похоже?» |
|
26 |
Чтение и пересказ текста по вопросам. |
|
|
27 |
Чтение текста и самостоятельный его пересказ. |
|
VI. |
|
Cлово. Словосочетание. Предложение |
|
|
28 |
Предложение. Деление текста на предложения. |
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. |
|
29 |
Деление предложения на слова. |
|
|
30 |
Составление предложений с определённым количеством слов. |
|
|
31 |
Составление предложений с определённым количеством слов. |
Упражнения на осознанное восприятие. |
|
32 |
Составление предложений из слов, данных в беспорядке. |
|
|
33 |
Составление предложений по картинкам. |
|
|
|
VI этап (оценочный) |
|
|
34 |
Обследование состояния устной речи учащихся. |
|
|
35 |
Обследование состояния письменной речи учащихся. |
|
Цели и задачи:
I. Организационный момент.
2. Определение темы занятия. Прочитай слова по первым звукам названий картинок. (Бочка – почка .) Назови первые звуки полученных слов. Что это за звуки? Хар актеристика звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).
Слайд №2
3. Дифференциация звуков Б – П на слух в словах: балка, палка, забор, лопата, поплавок, бабушка, победа, букашка, потоп, глобус, беспокойный.
4. Составить и запиши слова из слогов: боч, ка, ба; па, ба, лу; гай, по, пу; каш, бу, ка; ба , ка, со; на, жи, пру; бан, ба, ра; са, по, ло; ла, ко, об.
Слайд №3
5. Вставить пропущенные буквы: _очка, _улка, ка _уста, ра_ота, _а_ушка, _одушка, _ара_ан, _о_еда, _о_лавок. Записать слова в тетрадь.
Слайд №4,5
Физкультминутка.
6. Составить и записать словосочетания: зубная паста, спелые яблоки, полевой букет, пустой пузырек, забавная песенка.
Слайд №7
7. Прочитать предложения, исправить ошибки: Паутина плетет паучка. Яблоня созрела на яблоках. Полянка порхает над бабочкой. Тропинка шагала по путнику. Ботинки поставили Борю под стол. Назвать слова со звуками Б – П. Запиши словосочетания в тетрадь.
Слайд №8
8. Итог занятия. Чему мы учились на занятии? Какие задания были интересны? Что показалось трудным? Оценка работы учащихся.иложение 2:
Автор: Чернышева Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1», п.г.т. Тяжинский Кемеровской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна!Похвально,что вы пересмотрели систему логопедической работы в своей школе и уделяете внимание не только развитию речи, но и развитию неречевых процессов. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики, внимания и памяти - важные составляющие работы логопеда. Использование интерактивных средств обучения повышает эффективность обучения. Удачи и результатитвности!
Спасибо Вам за такую шикарную разработку. Просто замечательно когда в штате школы есть такой грамотный логопед. В нашей школе к сожалению нет логопеда, а по моему мнению он просто необходим. Вам от меня 5+. Желаю удачи в конкурсе. Будет время заходите и ко мне на конкурсную страничку.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.