Регистрация

Коррекционно-логопедическая программа для 2 – 4 классов

  • 9 августа 2021

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»                                        

С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.

Программа разработана для  обучающихся 2 – 4 классов начальной школы, в объёме 105 часов (1 час в неделю). Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 3 года обучения с учётом того, что на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся.     

В первый год обучения по программе особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, и поэтому  в календарно-тематическом планировании рассматривается 4 раздела из 6. В 3 и 4 классах больше времени уделяется развитию связной речи. В связи с этим увеличивается количество часов по разделам  V и  VI.

Все темы курса направлены на достижение положительных результатов  при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Целью курса является развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.

В ходе  достижения цели решаются задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Расширение словарного запаса.
  3. Систематизация знаний по фонетике.
  4. Создание базы для успешного овладения орфографическими навыками.
  5. Развитие внимания, памяти, речевой моторики.
  6. Формировааниеь навыков речевого общения в коллективе.

Решение данных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, даст возможность повысить уровень владения родным языком.

К концу обучения  по данному курсу учащиеся должны знать:

  • признаки  гласных и согласных  звуков;
  • морфемный состав слова;
  • значение предлогов и приставок;
  • части речи.  

Учащиеся должны уметь:

  • делить слова на слоги;  
  • составлять предложения;
  • пересказывать прочитанный текст;
  • грамотно писать.

Вся работа по коррекции речи состоит из 4 этапов:

I – II этапы. Диагностико-подготовительные:

  • проводится обследование состояния устной и письменной речи учащихся на момент зачисления в группу;
  • проводится работа по развитию внимания, памяти, речевой моторики.

III этап. Коррекционный. Состоит из 6 разделов:

  1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.
  3. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
  4. Слово. Словосочетание. Предложение.
  5. Составление рассказов.
  6. Чтение и пересказ текста.

IV этап. Оценочный.

  • проводится оценка результативности коррекционной работы;
  • подведение итоговых срезов, проверочных работ;
  • оценка динамики работы с учащимися.

К каждому году обучения прилагается календарно-тематическое планирование.

Работа адресована практикующим учителям-логопедам общеобразовательных школ, учителям начальных классов, родителям, желающим самостоятельно развивать речь своих детей.

Авторский подход состоит в том, что в программах подобной направленности отсутствует развитие неречевых процессов: развитие мелкой моторики, фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, которые тесно связаны в процессе мозговой деятельности, а так же использование интерактивных средств обучения.

Работа по программе будет способствовать коррекции и развитию устной и письменной речи обучающихся 2 – 4 классов общеобразовательных школ. 

Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.

Список литературы

  1. Аксёнова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах вспомогательной школы. М.: 1991.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,: Изд-во «Ось-89», 2006. – 272 с.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 192с.
  4. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: Дрофа, 2000. 128 с.
  5. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.: Дрофа, 2000. 96 с.
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 224с.
  7. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 439-483с.
  8. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической  дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
  9. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 48 с.
  10. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на Дону,: Изд-во Феникс, 2001. 448 с.
  11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 256 с.
  12. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 72 с.
  13. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. 2-й т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 283- 511 с. 

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Раздел

 

 

 

 

Занятие

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

 

 

I-IIэтапы (диагностико-подготовительный)

 

 

1

Обследование состояния устной речи учащихся.

 

 

2

Обследование состояния письменной речи учащихся.

 

 

 

III этап (коррекционный)

 

I.

 

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Игра «От звука  к слову».

 

3

Дифференциация звуков речи и звуков окружающей среды.

 

 

4

Выделение гласных звуков.

 

 

5

Выделение согласных звуков.

Развитие произвольности. Игра «Пуговица».

 

6

Звуковой анализ слова.

 

 

7

Звуковой синтез слова.

 

 

8

Слог. Определение количества слогов в слове.

 

 

9

Слогообразующая роль гласных.

 

 

10

Слоговой анализ слова.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители».

 

11

Звуковой анализ слова.

 

 

12

Звуко-слоговой анализ слова.

 

II.

 

Развитие  фонематических дифференцировок на материале  глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.

 

 

13

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

 

 

14

Звуки буквы П-Б

 

 

15

Звуки буквы Д-Т

Развитие памяти.

 

16

Звуки буквы К-Г

 

 

17

Звуки буквы Ф-В

 

 

18

Звуки буквы С-З

 

 

19

Звуки буквы Ш-Ж

 

 

20

Твёрдые мягкие согласные. 

Развитие словесно-логического мышления. «Раздели на группы».

 

21

Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные.

 

 

22

Смягчение согласных при помощи Ь знака.

 

III.

 

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

 

 

23

Слова, называющие предметы.

 

 

24

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

 

25

Слова, обозначающие действие предмета.

 

 

26

Согласование глагола с существительным в числе.

Упражнения на усвоение пространственных отношений. Игра «Жук», «Что спрятано?»

 

27

Слова, обозначающие признаки предмета.

 

 

28

Согласование прилагательных с существительными в числе.

 

IV.

 

Cлово. Словосочета

ние. Предложение

 

 

29

Корень слова. Однокоренные слова.

 

 

30

Предлоги. Написание наиболее употребимых предлогов со словами.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

 

31

Предложение. Деление текста на предложения.

 

 

32

Деление предложения на слова.

 

 

33

Составление предложений с определённым количеством слов.

Развитие образного мышления. Игра «На что это похоже?»

 

 

 

 

VI этап (оценочный)

 

 

34

Обследование состояния устной речи учащихся.

 

 

35

Обследование состояния письменной речи учащихся.

 

3 класс

Раздел

Занятие

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

 

 

I-IIэтапы (диагностико-подготовительный)

 

 

1

Обследование состояния устной речи учащихся.

 

 

2

Обследование состояния письменной речи учащихся.

 

 

 

III этап (коррекционный)

 

I.

 

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Игра «От звука  к слову».

 

3

Выделение гласных и согласных  звуков.

 

 

4

Звуковой анализ и синтез слова.

Развитие произвольности. Игра «Пуговица».

 

5

Звуко-слоговой анализ слова.

 

II.

 

Развитие  фонематических дифференцировок на материале  глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.

 

 

6

Твёрдые мягкие согласные. 

 

 

7

Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные.

 

 

8

Смягчение согласных при помощи Ь знака.

 

III.

 

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

 

 

9

Имя существительное.

 

 

10

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители».

 

11

Практическое употребление существительных разного рода.

 

 

12

Имя прилагательное.

Развитие памяти.

 

13

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе.

 

 

14

Согласование прилагательных с существительными в падеже.

 

 

15

Употребление личных местоимений.

 

 

16

Глагол.

 

 

17

Согласование глагола с существительным в числе.

Развитие словесно-логического мышления. «Раздели на группы».

 

18

Согласование глагола с существительным во времени.

 

 

 

 

 

V.

 

Cлово. Словосочетание. Предложение

 

 

19

Корень слова. Однокоренные слова.

 

 

20

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

 

21

Суффикс. Образование слов при помощи суффикса.

 

 

22

Морфемный состав слова.

 

 

23

Предлоги. Значение  предлогов в предложении.

 

 

24

Написание наиболее употребимых предлогов со словами.

 

 

25

Дифференциация предлогов и приставок, имеющих разное написание.

Упражнения на усвоение пространственных отношений. Игра «Жук», «Что спрятано?»

 

26

Дифференциация предлогов и приставок, имеющих одинаковое написание.

 

 

27

Предложение. Виды предложений по интонации.

Развитие образного мышления. Игра «На что это похоже?»

 

28

Деление текста на предложения.

 

 

29

Деление предложения на слова.

 

 

 

 

 

V.

 

Составление рассказов

 

 

30

Составление рассказа по картинкам.

 

 

31

Составление рассказа по серии картинок.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

VI.

 

Чтение и пересказ текста

 

 

32

Чтение и пересказ текста с опорой на серию картинок.

Упражнения на осознанное восприятие.

 

33

Чтение и пересказ текста с опорой на одну картинку.

 

 

 

VI этап (оценочный)

 

 

34

Обследование состояния устной речи учащихся.

 

 

35

Обследование состояния письменной речи учащихся.

 

 4 класс

Раздел

Занятие

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

 

 

I-IIэтапы (диагностико-подготовительный)

 

 

1

Обследование состояния устной речи учащихся.

 

 

2

Обследование состояния письменной речи учащихся.

 

 

 

III этап (коррекционный)

 

 

 

 

 

I.

 

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Развитие мелкой моторики, фонематического слуха.  Игра «От звука  к слову».

 

3

Выделение гласных звуков.

 

 

4

Выделение согласных звуков.

 

 

5

Звуковой анализ и синтез слова.

 

 

6

Звуко-слоговой анализ слова.

Развитие произвольности. Игра «Пуговица».

II.

 

Развитие  фонематических дифференцировок на материале  глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.

 

 

7

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

 

 

8

Твёрдые мягкие согласные. 

 

 

9

Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные.

Упражнения на усвоение пространственных отношений. Игра «Жук», «Что спрятано?»

 

10

Смягчение согласных при помощи Ь знака.

 

III.

 

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

 

 

11

Имя существительное.

 

 

12

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители».

 

13

Практическое употребление  существительных разного рода.

 

 

14

Употребление  существительных в косвенных падежах.

 

 

15

Глагол.

 

 

16

Согласование глагола с существительным в числе.

 

 

 

 

17

Согласование глагола с существительным в роде.

Развитие памяти.

 

18

Согласование глагола с существительным во времени.

 

 

19

Имя прилагательное.

      Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

 

20

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

 

 

21

Согласование прилагательных с существительными в падеже.

 

IV.

 

Составление рассказов.

 

 

22

Составление рассказа по его началу.

 

 

23

Составление рассказа по его концу.

      Развитие словесно-логического мышления. «Раздели на группы».

 

24

Составление рассказа со словами на заданную тему.

 

V.

 

Чтение и пересказ текста.

 

 

25

Чтение и пересказ текста по плану.

Развитие образного мышления. Игра «На что это похоже?»

 

26

Чтение и пересказ текста по вопросам.

 

 

27

Чтение текста  и самостоятельный его пересказ.

 

VI.

 

Cлово. Словосочетание. Предложение

 

 

28

Предложение. Деление текста на предложения.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

 

29

Деление предложения на слова.

 

 

30

Составление предложений с определённым количеством слов.

 

 

31

Составление предложений с определённым количеством слов.

Упражнения на осознанное восприятие.

 

32

Составление предложений из слов, данных в беспорядке.

 

 

33

Составление предложений по картинкам.

 

 

 

VI этап (оценочный)

 

 

34

Обследование состояния устной речи учащихся.

 

 

35

Обследование состояния письменной речи учащихся.

 

Конспект занятия «Дифференциация парных согласных Б-П»

Цели и задачи:

  1. закрепление и совершенствование  навыков    дифференциации парных согласных Б-П;
  2. совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  3. уточнение  и активизация словаря;
  4. развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

I. Организационный момент.

2. Определение темы занятия. Прочитай слова по первым звукам названий картинок. (Бочка – почка .) Назови первые звуки полученных слов. Что это за звуки? Хар актеристика звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

Слайд №2

3. Дифференциация звуков Б – П на слух в словах: балка, палка, забор, лопата, поплавок, бабушка, победа, букашка, потоп, глобус, беспокойный.

4. Составить  и запиши слова из слогов: боч, ка, ба; па, ба, лу; гай, по, пу; каш, бу, ка; ба , ка, со; на, жи, пру; бан, ба, ра; са, по, ло; ла, ко, об.

Слайд №3

5. Вставить пропущенные буквы: _очка, _улка, ка _уста, ра_ота, _а_ушка, _одушка, _ара_ан, _о_еда, _о_лавок. Записать слова в тетрадь.

Слайд №4,5

Физкультминутка.

6. Составить  и записать словосочетания: зубная паста, спелые яблоки, полевой букет, пустой пузырек, забавная песенка.

Слайд №7

7. Прочитать предложения, исправить ошибки: Паутина плетет паучка. Яблоня созрела на яблоках. Полянка порхает над бабочкой. Тропинка шагала по путнику. Ботинки поставили Борю под стол. Назвать слова со звуками Б – П. Запиши словосочетания в тетрадь.

Слайд №8

8.  Итог занятия. Чему мы учились на занятии? Какие задания были интересны? Что показалось трудным? Оценка работы учащихся.иложение 2: 

Презентация к занятию.

Автор: Чернышева Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1», п.г.т. Тяжинский Кемеровской области.

3.8 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 11.02.2013 в 11:19

Уважаемая Татьяна Геннадьевна!Похвально,что вы пересмотрели систему логопедической работы в своей школе и уделяете внимание не только развитию речи, но и развитию неречевых процессов. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики, внимания и памяти - важные составляющие работы логопеда. Использование интерактивных средств обучения повышает эффективность обучения. Удачи и результатитвности!

Татьяна Геннадьевна 13.02.2013 в 13:14

спасибо за поддержку.

Ольга Александровна Рябцева 11.02.2013 в 17:03

Спасибо Вам за такую шикарную разработку. Просто замечательно когда в штате школы есть такой грамотный логопед. В нашей школе к сожалению нет логопеда, а по моему мнению он просто необходим. Вам от меня 5+. Желаю удачи в конкурсе. Будет время заходите и ко мне на конкурсную страничку.

Татьяна Геннадьевна 13.02.2013 в 13:15

спасибо, очень приятно. обязательно загляну.

Елена Елена Елена 15.01.2020 в 19:25

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 04:27

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!