Очень часто ошибочно полагают, что заголовок должен отражать только основную мысль текста, но это неправильно. Если посмотреть на литературные образцы, то мы увидим, что виды заголовков самые разнообразные. В приведенном уроке показывается, как можно работать с заголовками, объясняется их смысл.
В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:
Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование.
Задачи урока:
предметно-информационные:
деятельностно-коммуникативные:
ценностно-ориентационные:
Оборудование:
Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, который будет стимулировать его в учебно-познавательной деятельности.
Деятельность учителя:
управление образовательным процессом с обоснованным использованием педагогических методов, направленных на формирование учебной деятельности обучающихся:
Деятельность обучающихся:
Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.
Контроль: наблюдение, обратная связь через ответы учеников; совместная работа по правильности определения типа речи; необходимая индивидуальная помощь при выполнении задания.
Оценивание: с позиций ученика и учителя, исходя из темы и задач урока.
Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.
Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
1. Сообщение темы урока. Мотивация.
Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).
Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.
Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?
2. Работа над заголовком текста до чтения.
Что такое заглавие?
Прочитайте заголовки к одному тексту.
Что о тексте из них вы можете узнать?
(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)
Значит, что отражает этот заголовок? (Тему)
Что ещё мы узнали? (Главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражает этот заголовок? (Название главных героев)
Следующий заголовок. Что из него можно узнать? (Ежик был находчивый, что-то нашел). Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошло что? Какое-то событие. Этот заголовок отражает событие.
И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик? Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Ну и домик! Знаете вы, что за домик? Интересно узнать? Этот заголовок вызывает у нас интерес.
А на картинке мы видим, что за домик?
Ёжику лучше в лесу.
Что можно узнать из этого заголовка? (Что ежику лучше жить в лесу, а не дома). Почему?
Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок? Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (О том, что Алеша искал ёжика)
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.
3. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.
О ёжике. Тема
Алеша и ёжик. Главные герои картинка №1
Находчивый ёжик. Характеристика героя
Ёжик пропал. Событие картинка №2
Куда пропал ёжик? Вопрос, характеризующий проблему
Ну и домик! Интерес. картинка №3
Ёжику лучше в лесу. Основная мысль
Как Алеша ёжика искал. Тип речи.
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала? (3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
- Сначала жил или был,
- Потом пропал,
- Затем искал,
- И, наконец, нашел.
Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.
Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)
Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.
4. Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.
Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)
Вспомним признаки текста.
Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста. Слушаем одну- две пары.
Оценивание учителя.
5. Работа с деформированным текстом – повествования.
(На доске и у учеников 3 части текста про ёжика).
У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.
Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.
1 пара у доски.
Прочитайте. Что получили? (текст)
Докажите.
Вот мы и прочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?
Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)
Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.
Автор: Голенцева Ольга Витальевна,
учитель начальных классов высшей категории,
гимназия № 2 г. Екатеринбурга
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ольга Витальевна! Лично я под мотивацией монимаю:
- элементарное жизнеобеспечение;
- развитие личности и среды жизнеобеспечения;
- внедрение нового, ещё неизвестного опыта.
Всё это триединство Природы Вы самым доступным образом доводите до сознания наших малышей, тем самым развивая его. Гениально!
С уважением, Владислав.
Уважаемая Ирина Александровна! Внимательно посмотрите на год публикации, а урок проведен ещё раньше. Здесь опубликован фрагмент!