К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.
Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий.
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме кристалла).
Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм, сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.
Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску: проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Цвета, используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство, которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.
Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
Какие синонимы взяты…
Просты и красивы слова,
Ведь вроде снежинка – обычна,
Но здесь и смела, и чиста.
Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка
Пожелала на землю попасть….
С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста…
Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли – мы ее загрязнили.
В младенчестве чистой считаем ее,
Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2008. – 976с.
3. Урок из газеты «первое сентября»
Ю.Зюзева
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.