Регистрация

Проект «Книжное дерево»

  • 7 ноября 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребенка книгой?

Думаю, что чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие. Хочу поделиться своим опытом по формированию этой привычки.

С 1 по 4 класс ученики ведут читательский дневник, но с каждым годом его содержание усложняется. В 1-2 классе дети с удовольствием ведут читательский дневник, к 3-4 классу позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность, утрачивается новизна, и уже не всем хочется вести дневник. Мы решили вести классный читательский дневник.

Готовясь к Всероссийскому дню чтения в 3 классе, мы с родителями задумали для ребят сюрприз – дерево Знаний. С каждой прочитанной книгой это дерево будет расцветать. Цель проекта – повышать культуру чтения.

В сентябре на уроке труда, каждый придумал своё дерево знаний и объяснил, что оно означает. У кого-то дерево обрастало пятерками, у кого-то – извилинами (мыслями), у кого-то – плодами (знаниями).

Каждый ученик придумал своё дерево знаний.

У нас с родителями родился такой вариант: росток дерева появляется из открытой книги. Это означает, что наш мозг наполняется знаниями из книг.

Наступил Всероссийский день чтения. Дети зашли в класс и увидели это чудо-дерево, а на нем письмо, написанное от имени дерева Знаний.

Дерево Знаний.

В письме даются советы, как сделать наше дерево прекрасней. Например, при чтении можно пользоваться планом самостоятельной работы с книгой.

1. План самостоятельной работы с книгой

  1. Прежде чем читать книгу, определите о каком времени (эпохе) расскажет книга, а закончив чтение, установите, как долго длились описанные события.
  2. Обращайте внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, о чём рассказано.
  3. Используя книги-справочники и иллюстрации, постарайтесь представить себе и          обстановку, и героев как можно более наглядно, детально, конкретно.
  4. Сразу же выделяйте все непонятное, формулируйте вопросы и старайтесь найти на   них ответ без посторонней помощи.
  5. Если книга объёмная читайте её по частям (по главам).
  6. Закрывая книгу, всякий раз обдумывайте, что запомнилось, что взволновало (заставило затаить дыхание, испугало, обрадовало, рассердило, поразило) при чтении.
  7. Сравнивайте своё впечатление от прочитанного сегодня с тем, что испытали вчера.
  8. Возвращайтесь к прочитанному, перечитывайте отдельные интересные важные места, отмечайте их закладкой или выписывайте.
  9. Дочитав книгу, ещё раз подумайте над её содержанием в целом, воспроизведите образы героев книги и постарайтесь определить, хороша ли книга и чем.
  10. Прочитав книгу, расскажите о ней своим товарищам.

2. План презентации книги

  1. Показать книгу (если есть возможность). Рассказать, где взяли книгу? (домашняя библиотека или школьная, или городская, или районная; у друзей, в книжном магазине).
  2. Назвать автора, заглавие. Жанр.
  3. Определить это книга - сборник или в ней одно произведение?
  4. Кратко рассказать, о чем книга?
  5. Чем она заинтересовала?
  6. Почему понравилась?
  7. Зачитать самый интересный эпизод выразительно.
  8. Оформить карточку по прочитанной книге.
  9. Быть готовым ответить на вопросы. Время ответа от 1 до 3 минут!

Даны советы, как оформить карточку читателя по образцу.

3. Карточка читателя

  1. Фамилия и инициалы автора (инициалы после фамилии).
  2. Название книги.
  3. Выходные данные (Издательство, год, место издания)
  4. Для кого издана книга, серия.
  5. Объём прочитанной книги (количество страниц)

Можно проиллюстрировать карточку. На обороте дать краткий отзыв:

  • ради чего книга написана (2-3 предложения)
  • чем дорога тебе эта книга, т.е. высказать своё суждение о книге.

Гнаться за количеством письменных отзывов, допускать небрежность в их оформлении (особенно орфографические ошибки!) ни в коем случае нельзя!

4. Завяжите ленточку на дереве.

Каждому ребенку были выданы эти памятки.

Дальше началось самое сложное. Дети были мотивированы читать, рассказывать, а времени катастрофически не хватало. Но и тут нашелся выход из ситуации. В 1-2 классе в начале урока проходили пятиминутки жужжащего чтения, а в 3 классе в начале урока ученики представляли прочитанную книгу, оформленную карточку и на перемене завязывали ленточку.

Но ленточка получалась какая-то обезличенная, и возникла ещё идея оформить миниобложку, на которой писали название книги (автор и заглавие), жанр, фамилия и имя, прочитавшего эту книгу. Цвет обложки или ленточки можно сделать разным в зависимости от вида печатного издания: книга, периодика; в зависимости от жанра прочитанного произведения: рассказ, стихотворение, повесть и т.д. Сразу наглядно вырисовывается картинка чтения класса. Видно, какие произведения стоит предложить детям прочитать,  какими периодическими изданиями воспользоваться.

В результате у нас получилось 2 тома классного читательского дневника и замечательное книжное дерево, которое расцвело к концу учебного года. На переменах дети перечитывали отзывы друг друга, рассматривали карточки читателей, обсуждали прочитанное, менялись книгами.

Такая работа достаточно трудоёмкая для учителя, но дает хорошие результаты (показатели культуры чтения по разным параметрам улучшились). Мы стали победителями в городском конкурсе «Любители чтения». Также интересно было узнать, чем дышат твои ученики, какую литературу они читают для себя, а также познакомиться с новыми именами современных авторов. Используя эти пятиминутки общения с детьми, можно плавно корректировать круг чтения, в этом возрасте ученики ещё прислушиваются к советам. Надеюсь, что ростки, появившиеся на нашем дереве, в будущем принесут прекрасные плоды знаний.

Наше замечательное книжное дерево, которое расцвело к концу учебного года.

Используемая литература:

  1. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: Теория формирования типа правильной читательской деятельности - М., 1993.
  2. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1997.

Автор: Ольга Витальевна Голенцева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 2 города Екатеринбурга, победитель ПНПО 2011. Ольга Витальевна большое внимание уделяет культуре чтения младших школьников.

4.9 из 5 звезд
(голосов: 43, сумма баллов: 211)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (60)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 07.11.2011 в 21:10

Ольга Витальевна, познакомилась с Вашим проектом и вспомнила, как сама вела читательский дневник в школе)) Вы правы, со временем такая форма работы становится скучным занятием... А Ваш вариант вызвал у меня заинтересованность и искренний восторг!!! Особо отмечу Вашу гибкость и изобретательность в процессе реализации проекта (введение новых условий и вариантов работы), а также привлечение родителей. Безусловно, повышение культуры чтения у детей сегодня одна из наиболее значимых задач! А Вам, Ольга Витальевна, удаётся блестяще её решать, развивая творческий и интеллектуальный потенциал учеников!!! Спасибо за предоставленный опыт и удачи в конкурсе!!!!!!

Ольга Витальевна 13.11.2011 в 14:34

Наталия Васильевна, спасибо за комментарий! Я тоже в школе вела читательский дневник, который до сих пор хранится у меня.

Сивухина Елена Васильевна 10.11.2011 в 15:48

Добрый день, Ольга Витальевна. Мне понравилась ваша статья. Да, действительно, с каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньшеи меньше.
Но, с таким замечательным проектом, я думаю вы добьетесь от детей тех результатов которые планировали. С уважением Елена Васильевна

Ольга Витальевна 13.11.2011 в 14:37

Елена Васильевна, спасибо! Маленькие ростки уже появились. Дети не только читают, но и ещё пытаются сами сочинять книги в разных жанрах.

13.11.2011 в 10:59

Мне нравится. Очень интересная работа! Жаль, что современные дети потеряли любовь к книгам. Но я надеюсь у вас всё получится и вы заинтересуете своих детей! Успехов!

Ольга Витальевна 13.11.2011 в 14:47

Настя, спасибо за комментарий. Мне очень нравятся стихотворения, написанные в 10-17 лет. Они очень искренние, идущие из сердца. Некоторые мои ученики тоже пишут свои произведения и для меня очень ценно, что я читаю их первой. Удачи тебе, развивай грани своего таланта!

Светлана Валерьевна 13.11.2011 в 11:58

Оленька, здравствуй! Очень рада встрече с тобой на страницах этого чудесного сайта! Узнала тебя сразу, хоть мы и не виделись 19 лет!!! (мы вместе учились в педучилище №1), очень приятно участвовать с тобой в одном конкурсе! Отличный проект: актуальный, творческий, а самое главное, результативный! С удовольствием ставлю тебе 5+! Надеюсь, что ты меня узнала... Светлана Мисуна

Ольга Витальевна 13.11.2011 в 17:52

Светочка, с трудом, но узнала. Очень рада, что ты тоже нашлась. Никогда не знаешь, где сведет судьба. Мы все нашлись в одноклассниках. Пиши, очень много вопросов, как ты оказалась в Красноярске воспитателем логопедической группы???Спасибо за комментарий. Жду письма. Мой адрес: pula-3@yandex.ru.

Светлана Александровна 13.11.2011 в 14:41

Креативный, современный подход к проблеме воспитания интереса к книге и чтению, +5!

Ольга Витальевна 13.11.2011 в 18:04

Светлана Александровна, спасибо за комментарий!

Любовь Павловна 13.11.2011 в 15:54

Ольга Витальевна! Замечательная работа! По опыту знаю, что данный подход на самом деле помогает повысить интерес к чтению у школьников и их родителей. Мы с удовольствием используем эти приемы работы на своих уроках и внеклассных мероприятиях!

Ольга Витальевна 13.11.2011 в 18:05

Любовь Павловна, спасибо!

Галина Викторовна 14.11.2011 в 14:24

Здравствуйте Ольга Витальевна. Замечательный проект, заставляете поколение читать литературу. И победа в конкурсе "Любители чтения" - такой важный показатель. Ставлю Вам 5.
Галина Викторовна.

Ольга Витальевна 15.11.2011 в 15:17

Галина Викторовна, спасибо!

Светлана Сергеевна 15.11.2011 в 16:40

Здорово!

15.11.2011 в 18:50

Ольга Витальевна! Молодцы, СУПЕР!!

Никитина Ева Владимировна 16.11.2011 в 07:57

Замечательная идея!Сама всё лето мучилась со своим ребёнком - третьеклассницей по поводу оформления читательского дневника. Возьму основную идею (дерево) и, преобразовав, использую для работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Ставлю пять!

Никитина Ева Владимировна 10.02.2012 в 21:20

Рада с вами поделиться, Ольга Витальевна, что мы, хоть и отдалённо от вашей идеи, но использовали задумку с деревом для оформления уголка чтения в детском саду. Результат - первое место среди групп нашего детсада.

Ольга Витальевна 11.02.2012 в 11:47

Ева Владимировна, поздравляю вас с победой! Очень приятно, что моя работа помогла вам. Творческих находок!

Галина Юрьевна 16.11.2011 в 18:10

Здравствуйте! Интересный проект, учит осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Дети учатся основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию. Спасибо! Желаю удачи!

Галина Павловна 18.11.2011 в 20:12

Ольга Витальевна! Замечательная работа! Изумительно, что Ваше книжное дерево постоянно в "новой одежде" - то жёлуди, то листочки, то мини-книжечки. Вы - творческий и интересный человек. Желаю победы! 5+++

Ольга Витальевна 21.11.2011 в 14:53

Спасибо уважаемые коллеги за отзывы!

Галя 27.11.2011 в 19:09

В проекте поднята важная тема. Спасибо за опыт. Успехов в работе и здоровья, Ольга Витальевна!

Елена Ивановна 28.11.2011 в 13:32

Уважаемая Ольга Витальевна! Очень понравилась Ваша работа!!!!!!!! Успехов! Так держать!

Татьяна Сергеевна 28.11.2011 в 22:56

Ольга Витальевна, Вы- умничка! Замечательная идея! Спасибо!

Ольга Витальевна 29.11.2011 в 13:58

Спасибо!!!

Елена Тушнова 03.12.2011 в 10:32

+5! Веду кружок внеклассного чтения ...спасибо за желание делиться опытом, обязательно применю на практике...удачи!

Доркина Татьяна Николаевна 04.12.2011 в 15:10

Какое счастье. что есть такие, как Вы, замечательные учителя! Думающие, креативные, талантливые! Спасибо большое!

Андрей Посохин 04.12.2011 в 16:55

Ольга Витальевна! Нам с мамой очень понравилось Ваше книжное дерево. Это очень интересная идея - особенно с "переодеванием листвы". В настоящее время я очень люблю читать книги самостоятельно (без ведения дневника). Но в дальнейшем, как говорит мама, если расслаблюсь, то обязательно воспользуюсь Вашей идеей. Удачи в конкурсе. От нас 5+.

С уважением, Андрей и Юлия Вячеславовна.

Елена Бекназарян 04.12.2011 в 17:13

Ольга Витальевна! Ваша работа мне тоже очень понравилась! Спасибо. Вам 5.

Ольга Витальевна 04.12.2011 в 18:13

Спасибо за отзывы! Только в содружестве учителя, родителей и учеников получается такой замечательный результат.

Ева Адамова 10.12.2011 в 19:44

Ольга Витальевна, нам с мамой понравилась сама Ваша идея "Книжного дерева". Мои бумажные куклы сделаны в технике оригами. Модуль называется кусудума. Разные размеры модуля соединяются, а голова - теннисный шарик.
Ева.

Ольга Витальевна 11.12.2011 в 11:29

Ева, спасибо! Возьму на заметку!

Любовь Владимировна 17.12.2011 в 20:22

Оригинальное творческое решение рутинной работы.ЗДОРОВО!

оксана 25.12.2011 в 22:34

Добрый вечер Ольга Витальевна. Идея замечательная.Мне понравилось.Удачи вам.

Татьяна Александровна 08.01.2012 в 22:05

Ольга Витальевна, отличная работа!!! С удовольствием поддерживаю Вас!!! Ставлю 5+!

14.01.2012 в 17:16

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Ольга Ивановна 16.01.2012 в 19:50

Ольга Витальевна, очень интересная форма работы! Молодец!5!

Ольга Витальевна 30.01.2012 в 18:56

Спасибо, уважаемые коллеги за отзывы.

Наталья Николаевна 03.02.2012 в 11:03

Ольга Витальевна, очень понравилась ваш замечательный проект. Вам 5 баллов!

Ольга Витальевна 05.02.2012 в 11:22

Наталья Николаевна, спасибо!

Vlad-i-slav 04.02.2012 в 06:11

Ольга Витальевна! Ваша работа - великолепна! Вы своей наилучшей мотодологией подтверждаете один из главных законов триединства Природы: восприятие информации, анализ информации и реализация результатов анализа в действительность, точнее - во фрактальную реальность. А именно - развиваете активное сознание своих учеников по экспоненте. Лично я восхищён Вашим классным методом! С уважением, Владислав. Моя оценка - превосходно!

Ольга Витальевна 05.02.2012 в 21:49

Благодарю вас Владислав за интересный комментарий!

Калинина Елена 04.02.2012 в 08:18

Ольга Витальевна, ваш проект как нельзя актуален в наше время. Вспоминаю себя в начальной школе: каждый день я бегала в библиотеку и брала по 5 книг, а уже на следующий день шла за другими. Библиотекарь даже мне проверку устроила, действительно ли я прочла все книги? И уже потом не сомневалась и даже давала "эксклюзивные" книги. Очень жалею, что сейчас времени для чтения остаётся совсем мало. Вы умничка! Желаю Вам победы!!!

Ольга Витальевна 05.02.2012 в 21:52

Елена Анатольевна, благодарю вас за отзыв!

Маша Потапова 11.02.2012 в 18:15

Ольга Витальевна, с удовольствием ставлю вам 5+. Ваш проект интересен и крайне необходим в наши дни. Самое главное в том, что дети делятся своим читатльским опытом, общаясь между собой и читая карточки других. Более того, важно не просто прочитать книгу, но и осмыслить о чем она. А работа, которую дети проделывают при подготовке к презентации о какой-либо книге, способствует развитию мышления, умения выразить мысли и эмоции.
Желаю вам творческих успехов! :)

Ольга Витальевна 12.02.2012 в 20:10

Мария, спасибо за комментарий.

Любовь Владимировна 13.02.2012 в 19:09

Ольга Витальевна, поздравляю!

Ольга Витальевна 14.02.2012 в 14:58

Любовь Владимировна. благодарю вас за поздравление! Представляю как вам было нелегко. Спасибо вам!

Надежда Владимировна Бородина 14.02.2012 в 05:37

Ольга Витальевна, поздравляю с заслуженной победой! Ваш проект - просто Чудо! Очень важно в детском возрасте привить любовь к чтению!

Ольга Витальевна 14.02.2012 в 15:03

Надежда Владимировна, спасибо!

Калинина Елена 14.02.2012 в 16:28

Поздравляю!!!!

Ольга Витальевна 15.02.2012 в 18:48

Елена Анатольевна, спасибо!

Наталия Васильевна 15.02.2012 в 22:10

От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!

оксана 16.02.2012 в 21:39

Поздравляю с выходом в финал!!!!Удачи вам.

Светлана Валерьевна 27.02.2012 в 16:51

Оленька, поздравляю со званием ЛАУРЕАТА! А так же с почетной должностью ЭКСПЕРТА!!!

Наталья Вячеславовна 17.03.2012 в 13:08

Здравствуйте, Ольга Витальевна. Очень интересная идея. Хочу воспользоваться ею в домашних условиях. У меня двое детей.

Ольга Александровна Рябцева 12.02.2013 в 17:02

Присоединяюсь ко всем сказанным словам, проект и в самом деле прекрасный. Ставлю Вам 5+. Будет время заходите и ко мне конкурсную страничку.

Наталья Александровна 06.04.2013 в 22:05

Спасибо за идеи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 10:26

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!