Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Интегрированный урок чтения + музыка в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» (автор Н.А. Чуракова, система развивающего обучения Л.В. Занкова).
Тема урока: Д. Кедрин «Всё мне мерещится…»
Работа над новым материалом
А) беседа.
–
А что заключает в себе само понятие «любовь»?–
Скажите, ребята, любовь – это чувство, которое возникает только между мужчиной и женщиной?– Человеку свойственно только одно чувство – любовь? Какие еще чувства вам знакомы?
Б) прослушивание песни.
–
Сейчас вы прослушаете песню, которую написал и исполнил композитор С.Беликов. Подумайте, какое чувство выражено в этой песне. (Прослушивание песни «Деревня»).–
О чем думает лирический герой этой песни?–
Кто знает, как называется то чувство, которое охватывает лирического героя? НОСТАЛЬГИЯ–
Объясните лексическое значение этого слова.– Кто помнит, какой вопрос мы для себя поставили?
– На примере какого чувства мы будем решать эту проблему?
В) работа над стихотворением Д. Кедрина.
– А теперь прослушайте это произведение ещё раз и попробуйте определить, какое чувство испытывает герой этого стихотворения?
Г) работа над содержанием текста.
– О каком именно прошлом вспоминает герой?
– Какая именно строчка в тексте помогает ответить на этот вопрос?
– Какой прием использует Дмитрий Кедрин в своем стихотворении?
– В каком жанре литературы часто использовался повтор?
– А для чего автор использует именно этот прием?
– Герою этого стихотворения было уютно в своем далеком прошлом? Докажите это строчками из текста.
– Докажите это строчками из текста.
– Прочтите ещё раз это стихотворение и определите его жанр.
Д) работа над ритмическим рисунком стихотворения.
– Прочтите 1 строфу стихотворения про себя. Отметьте ударные слоги, подчеркните безударные слоги. Что у нас получилось?
Ударение расставляется в схеме на доске (ватман)
/ / / /
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __
– Попробуем хлопками показать чередование ударных и безударных слогов. ( Ударный слог – хлопаем в ладоши, безударные – по коленкам).
Е) работа над стихотворением « Утро туманное…»
– А сейчас я прочту вам первую строфу одного очень известного произведения, которое написал классик русской литературы Иван Тургенев. Это стихотворение написано для взрослых, но я думаю, его содержание и настроение будет понятно и вам.
– О чем это стихотворение?
– Возьмите карандаш и расставьте ударение на карточках, которые лежат на ваших столах.
– Совпадает ли ритм этого произведения и стихотворения Д. Кедрина?
Ж) прослушивание романса «Утро туманное».
– Стихи И. Тургенева очень понравились русскому композитору Абызову, и он написал музыку. Получился замечательный романс, который мы с вами сейчас прослушаем в исполнении замечательного тенора нашего времени Соломона Хромченко. (Прослушивание).
– О чем поется в романсе? Какова роль музыки в этом произведении?
З) определение песенного характера стихотворения Д. Кедрина.
– Как вы думаете, можно ли напеть строчки изстихотворения Кедрина?
– Какие строчки роднят его с песней?
– А что еще определяет песенность этого произведения? Из каких частей, обычно, состоит песня?
– Какую нагрузку несет на себе куплет?
– А припев – что это такое?
Е) работа в группах.
– Можем ли мы условно разделить текстстихотворения на куплеты и припев?
– Попробуйте это сделать. Что у вас получилось?
– Почему вы выделили 2 последние строки каждой строфы как припев?
– Вспомните, чем отличается песня от марша или танца?
– Можем ли мы жестами передать напевность произведения?
– Пожалуйста, встаньте. Попробуем показать напевностьстихотворения дирижерскими жестами на 2 четверти.
– А теперь выделите активным, более широким жестом куплет и мягким, сдержанным жестом – припев.
– Укладывается это стихотворение в дирижерскую схему?
Ж) работа над содержанием стихотворения.
– А теперь вернемся к содержанию стихотворения. Какие глаголы использует автор? Почему он пользуется такими словами?
– Какое настроение лирического героя отражается в стихотворении?
Презентация к уроку «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».
Автор: Петрова Марина Степановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 11, г. Кемерово. Стаж работы 27 лет, «Ветеран труда», победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Марина Степановна, отличный урок! Этапы урока плавно перетекают один в другой. Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи вам!
Не могу судить о музыкальных тонкостях урока,но всё остальное - очень продуманно, проникновенно.Мне очень нравится этот раздел учебника, в следующий набор (бог даст), попробую воспользоваться Вашей разработкой в содружестве с учителем музыки.СПАСИБО!
Спасибо большое за комментарии и поддержку. Интегрированный урок вообще "штука" сложная и интересная. Такой простор для фантазии и творчества. Пробуйте, творите: у Вас обязательно всё получится. Удачи Вам!А я буду только рада, если мой урок станет подспорьем в Вашей работе.
Интересный интегрированный урок. Прекрасно продуманы все этапы урока. ведётся работа над развитием речи учащихся, дети рассуждают, ведут диалог, словарный запас учащихся на уроке значительно пополнится.
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Интересно о серьёзном детям. Мне это импонирует.Ваша творческая, романтическая натура прослеживается невооружённым глазом.
Эти детки уже в 5 классе.Педагоги,которые их учат теперь,говорят,что они очень активные,грамотные,творческие.Значит, мне есть,чем гордиться.А я снова учу первоклашек.Новые просторы для творчества и фантазии.Спасибо за Ваш комментарий!
От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!
Ну что ж - гуманитарии, как нынче говорится, рулят! (А вы точно гуманитарий, хоть и преподаёте разные предметы).Вечные ценности на то и вечные, что всегда важны. Поздравляю!
Марина Петровна, от души поздравляю с достойной и заслуженной ПОБЕДОЙ!!!! Ваша работа так глубоко проникла не только в детские сердца, но и нашла прекрасный отклик в наших душах! Спасибо!!! И удачи!!!!!!)))))
Неожиданно! Здорово! Приятно! "Куча" эмоций! Огромное спасибо всем, кто проголосовал за мою работу. Удачи всем!
Поздравляю вас с победой! Кто знает способности ребенка, его умение общаться в коллективе, находить решения в спорных ситуациях лучше учителя? А первый учитель - это еще и немного мама. Ведь дети приходят в школу еще такими домашними малышами. Желаю вам любить вашу работу, гореть искренним теплым чувством к детям, чтобы не только переданные вами им знания и умения они пронесли через всю жизнь, но и каплю тепла вашей души!