Регистрация

Волшебница поэзия. Урок 1: Ритм. Стопа

  • 9 ноября 2009

Вот и осень пришла, безотрадная осень. Птицы смолкли, листва облетела в садах. Грустно хмурятся люди...

Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Старый учитель, доктор Нулин хандрит, но... пора на урок.

Начнём его с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да. Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит;
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветке шелестит.

Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас – я это точно знаю – сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии.

Почему поэзия – волшебница?

Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?

Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. Одно слово «вдохновение» заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону.

И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных? Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад.

А что значит «в склад и в лад»?

Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. Действительно, попробуйте, например, пропеть:

Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

Сложновато? А так:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

Уже легче. А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора... –

то получится совсем уже легко. Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией.

Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе – раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

А как же всё-таки добиваются поэты такого склада?

Ещё раз перечитайте сначала «Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора», а потом «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой?

Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как «ма – ма», «па – па», «ба – ба» и «де – да» вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше.

УДАРЕНИЕ – очень важная вещь, и особенно – в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу – РИТМ.

Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

МА – ма  МЫ – ла  РА – му.

Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка – поэтическая. Возьмём пример посложнее.

Люблю грозу в начале мая...

Это – начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

Люб – ЛЮ  гро – ЗУ  в  на – ЧА – ле  МА – я...

Здесь наоборот, ударный слог – каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ. Стопа совсем не обязательно должна составлять слово.

Вот в словах «люблю» и «грозу» в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове «начале» – не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога – безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки «мая» ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке «Мама мыла раму», называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ.

Хорей – это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог.

Ямб – это двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог.

Таким образом, получается, что «мама мыла раму» – это хорей, а «есть в осени первоначальной» – ямб. Но это ещё далеко не всё...

Наверное, вы уже немножко устали. Что ж, тогда будем считать: на этом первый урок закончен. Домашнее задание? Попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:

  1. Почему ваш доктор Нулин сказал, что поэзия пришла в художественную литературу раньше, чем проза?
  2. Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если есть, то какая?
  3. Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры – «хорей» и «ямб»?
  4. Каким размером написаны следующие стихи:

«Весь лес стоит как бы хрустальный...» (Ф. Тютчев)
«Старший – умный был детина...» (П. Ершов)

Да, чуть не забыл... Задание для отличников: отыщите, пожалуйста, и прочитайте полностью то стихотворение Ф.И. Тютчева, фрагмент из которого мы только что прочитали вместе, и напишите маленькое сочинение о нём. Что вам в этом стихотворении особенно понравилось, что вы не смогли понять и вам не объяснили учителя и родители? Вообще, напишите о ваших впечатлениях об осени, которую изобразил поэт, и об осени, которую вы видите своими глазами. А если вы что-нибудь знаете о самом Фёдоре Ивановиче Тютчеве, то напишите и о нём.

До новых встреч, будьте здоровы, послушны и любознательны. Много читайте, много гуляйте и обязательно пробуйте сочинять.  Ваш доктор Нулин

http://raspopin.den-za-dnem.ru

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)
  • 9 ноября 2009
  • 6135
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена 10.11.2009 в 22:50

Мне кажется, материал для дополнительных занятий с детьми очень полезный. Учителям начальных классов порой не хватает знаний в области литературоведения, здесь же все понятно и доступно изложено - бери и работай!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!