В школьной практике нередко приходится наблюдать, как дети, заканчивая 4 класс, так и остаются непонятыми, с нереализованными возможностями. А ведь в задачу учителя входит попытка понять внутренний мир ребенка, помочь ему проявить себя с хорошей стороны.
Так как ученики младших классов очень любят сочинять, фантазировать, я решила организовать с ними выпуск школьного журнала, чтобы поближе познакомить с профессией журналиста, и организовала работу литературного объединения.
На первом заседании объединения, а было это еще в 2005 году, мы выбрали название нашего будущего журнала. Было предложено несколько вариантов: «Кузя», «Солнышко», «Домовенок», «Твои друзья». После обсуждения всех предложений мы остановились на названии «Твой друг», так как хотели, чтобы наш журнал стал добрым другом для всех ребят, которые возьмут его в руки. Затем мы придумали рубрики для статей журнала: «Сочиняем стихи», «Давайте посмеемся», «О братьях наших меньших», «Отгадай», «Сочиняем все вместе», «Снова сказка», «Что с нами было», «Рассуждаем, размышляем», «Берем интервью», «Пишем репортажи», «Поздравляем» и другие.
После этого мы распределили должности среди юных журналистов. Выбрали главного редактора и его заместителя. Ученики, которые любят сочинять, придумывать, стали корреспондентами, а ребята, которые больше любят рисовать, – художниками.
Чтобы поближе познакомиться с работой настоящих журналистов, на одном из следующих занятий мы посетили редакцию общественно-политической газеты нашего района «Трудовая слава». Во время экскурсии, которую провела с нами журналист редакции, мы узнали, как проходит процесс издания газеты с самого начала.
Примерно так же мы организовали и выпуск своего журнала. На заседаниях объединения дети выбирали темы для своих сочинений, статей, здесь же сочиняли, обсуждали написанное и сдавали материалы главному редактору. Особенно кружковцам нравилось сочинять сказки и сказочные истории, коллективно придумывать стихи.
А самой трудной работой оказалось написание интервью и репортажей. Ведь для интервью нужно заранее придумать интересные вопросы, а репортаж описывает события, участниками которых являемся мы сами. Дети должны запомнить все происходящее, а потом передать его в своем сочинении.
Иногда вдохновение приходило к ним и дома, ученики записываем свои стихи, загадки, ребусы, а потом приносили их в школу. Также редактор принимал и сочинения, которые мы пишем во время уроков. Затем вместе с руководителем кружка главный редактор и заместитель отбирали лучшие материалы, а художники рисовали к ним иллюстрации.
Когда был готов весь материал, мы все вместе составляли макет журнала, то есть распределяли статьи по страницам. Затем шла работа по печатанию и иллюстрированию журнала.
Журнал мы издавали в количестве 15-20 экземпляров по 5-6 номеров в год. Каждый свежий номер читали сначала с кружковцами, затем раздавали по классам и вывешивали в школьном коридоре. После того, как мы выпустили первый номер журнала, и его прочитал директор гимназии, мы смогли получить «лицензию». Журнал читали и некоторые ученики старших классов, братья и сестры, родители учеников. А старшеклассники и даже учителя приносили свои материалы для печати.
После издания каждого номера журнала общим голосованием кружковцев отбирались лучшие материалы. Мы распространяли свой журнал бесплатно, а нашими спонсорами являлись родители. Неоднократно ребята выступали с презентацией журнала в Доме детского творчества, а также сотрудничали с газетой «Трудовая слава», которая печатала наиболее интересные статьи юных журналистов.
Детям очень понравилось быть юными журналистами, выпускать свой журнал. А трое участников нашего объединения даже стали выпускать свои домашние журналы.
Когда я набрала новый 1 класс, работа объединения не прервалась, и мои бывшие воспитанники, уже пятиклассники, занялись исследовательской работой, а выпуск журнала не прекратился.
Мы с ребятами попробовали организовать свою фирму по выпуску школьного журнала, составили бизнес – план, провели маркетинговое исследование среди учеников своей гимназии, разработали, напечатали и распространили рекламные листовки и начали продавать свой журнал (с разрешения администрации, конечно). С учетом возможностей потенциальных покупателей (ученики гимназии и их родители) мы установили цену журнала 20 рублей. Спонсорами выпуска первых двух номеров журнала стали наши родители, и несколько экземпляров журнала в благодарность за помощь мы вручили им.
После реализации двух номеров мы получили прибыль, которую решили потратить основные средства на дальнейшее развитие производства- закупили бумагу и краску для ксерокса. Оставшиеся деньги мы решили потратить на покупку призов для наших читателей, то есть на рекламу. Третий и четвертый номер журнала мы решили раздать бесплатно.
После подсчетов всех доходов и расходов ребята увидели, что наш товар окупает себя – журнал пользуется спросом, особенно среди учащихся начальных классов, но некоторые учителя старших классов и обучающиеся средних классов стали нашими постоянными читателями. Итогом этой работы стало успешное выступление ребят на районной исследовательской конференции по теме «Мы открываем собственное дело».
Думаю, полученные в ходе этого исследования знания и навыки помогут моим ученикам в будущей взрослой жизни при организации собственного дела.
Сейчас у меня обучаются новые юные таланты, полные задора и энтузиазма, а журнал мы переименовали в «Школярик». Нас часто печатают на своих страницах районная и школьная газеты. Наблюдая за своими подопечными, я вижу, что работа с журналом помогает ребятам глубже познать себя и других, они стали задумываться о своей будущей профессии, и несколько кружковцев даже хотят в будущем выбрать профессию журналиста.
Анализ творческих работ детей показал, что уровень самооценки у детей повышается. Чувствуя поддержку товарищей и учителя, выполняя посильные поручения, дети становятся более уверенными в себе. А дома в свободное время они начинают сочинять и фантазировать, записывать свои мысли, не боясь получить «2» за неверно написанное слово или предложение.
Автор: Мусина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования высшей категории, село Кармаскалы, Республика Башкортостан. Педагогический стаж 25 лет. Татьяна Николаевна – победитель конкурса лучших учителей России в 2008 г., потомственный педагог в 3 поколении. Фото автора Тося
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличное название журнала, лаконичное оформление, насыщенное содержание. Авторам-создателям успехов и удачи!
И проектная работа, и внеурочная деятельность,и реализация творческих способностей детей - всё просматривается в Вашей работе,Татьяна Николаевна. Хорошая идея, доступна и полезна для всех.
Уважаемая Татьяна Николаевна! Спасибо Вам за это доброе и важное дело.Я много лет вела ДО "Юный журналист" с учащимися 3-10 классов, и не понаслышке представляю , какая это интересная, но очень трудоемкая работа. Наблюдать, как на глазах раскрывается творческий потенциал детей, как распахнуты их души навстречу всему новому, как они впитывают каждое твое слово и тут же пытаются воплощать,- ни это ли наше учительское счастье?А потом все бессонные ночи окупаются их радостью и безграничной любовью!
Татьяна Николаевна, добрый вечер! Хотя я воспитатель, но мне было интересно познакомиться с Вашей грамотной, качественной работой. СПАСИБО!!!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Очень достойная творческая работа. С интересом прочитала, многое взяла на заметку. Я тоже пыталась со своми детьми выпускать классную газету к большим праздникам. Детям такой вид работы нравится, а газета печатается на компьютере и принтере учителя... труд огромный. Успехов ам и творческих побед!
Присоединяюсь ко всем сказанным словам. Ставлю Вам 5+. Вы молодец!!! Будет время заходите и ко мне конкурсную страничку