Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
«Начальная школа. XXI век». Литературное чтение, 3 класс.
2-й урок (Мастерская самопознания).
См.: первый урок по рассказу Д.Н. Мамин-Сибиряка «Постойко».
Учебные задачи:
Учебные умения:
Оборудование:
Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, краски, кисточки, альбомные листы.
I. Индуктор
Чтение 3 части рассказа «Постойко» Д.Н. Мамина-Сибирика (подготовленный ученик). Учащиеся внимательно слушают и готовятся ответить на вопросы.
Слайд №3
Вопросы:
Свои варианты записывают на листочках бумаги.
– Выберите схему, которая соответствует вашему настроению.
Ребята читают ответы. Учитель комментирует услышанное:
– Итак, вы назвали множество чувств, которые вызвал этот отрывок. Чувства разные, противоположные, поэтому отрывок можно разделить на несколько частей. Разделите его и озаглавьте каждую часть.
Дети предлагают свои варианты ответов.
Слайд №4
Название частей: «Ожидание», «Спасение».
II. Работа с материалом.
Деконструкция
– Все ведут себя в одной и той же ситуации по-разному. Давайте понаблюдаем по тексту, как ведут себя собаки в приюте. Найдите в тексте слова, которые помогают понять поведение собак.
Учащиеся разделены на три группы.
Слайд №5
Задания:
1 группа – «Поведение водолаза»
2 группа – «Поведение комнатных собачек»
3 группа – «Поведение дворняжек».
– Как вы думаете, что чувствовали собаки, которые попадали в приют? О чём думала каждая?
Учащиеся высказывают своё мнение.
III. Разрыв.
– Ожидание… как много в этом слове спрятано. Были ли у вас такие ситуации, когда вам приходилось ожидать чего – либо? Расскажите. Что вы чувствовали?
Ребята рассказывают истории из своей жизни.
– Вернёмся к рассказу: для Постойко начался самый трудный день – пятый день в приюте.
Слайд №6
Вопросы и задания:
IV. Реконструкция
Предлагается задание для работы в группах.
Слайд №7
Задания:
1 группа – дайте ответ на вопрос: что может чувствовать человек, оказавшийся в такой ситуации? Как её пережить? (Проза)
2 группа – изобразите состояние человека в такой момент в цвете, в линии, в форме, в рисунке. (Рисунок)
3 группа – опишите данное состояние в стихах.
Ребята совещаются и из полученных материалов создают общий продукт (ответ на вопрос в прозе, с помощью живописи, в стихах).
V. Представление продукта. Социализация.
Ребята читают и показывают, что у них получилось в итоге.
VI. Промежуточная рефлексия.
Учащиеся делятся впечатлениями, отвечая на вопросы.
Слайд №8
Вопросы:
VII. Разрыв.
Слайд №9
Учитель выразительно читает текст слайда, предоставляя детям возможность осмыслить содержание.
– Ни одно животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.
Трудно представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных совершили собаки. Человек благодарен им. Во многих странах установлены памятники этим верным друзьям людей.
Показ слайдов №10-15 (Памятники собакам).
VIII. Домашнее задание
– Пользуясь Интернетом, найдите сведения о памятниках собакам.
Слайд №16
Название памятников: Собака Тургенева, памятник «Муму”. Памятник спасителю Барри. Памятник псу Джоку. Памятник преданности. Памятник собаке-космонавту. Памятник Павлову и его собаке.
IX. Рефлексия
– Наша работа подходит к концу. Выскажите ваши мнения, ответив на следующие вопросы.
Слайд №17
Вопросы и схемы: Что нового вы узнали сегодня?
Слайд №18
– Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и не так. Завёл человек собаку, а она требует заботы, внимания. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он это животное на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека.
Помните об этом! Мы всегда в ответе за тех, кого приручили! Спасибо вам ребята за работу на уроке.
Автор: Бордакова Ольга Олеговна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №3 Лесозаводского городского округа» города Лесозаводска Приморского края. Педагогический стаж 17 лет.
Ольга Олеговна – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО (2009 г.), финалист конкурса «Учитель года Приморского края 2010». Ее хобби: любит путешествовать, разводить цветы, вязать крючком и спицами. Фото автора Бордакова
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересная трактовка структуры уроков, хотя некоторые задания для "мастерской самопознания" простоваты. Неважное качество картинок на слайдах. Предложенные конспекты заслуживают внимания своей неординарностью И БУДУТ ПОЛЕЗНЫ МНОГИМ УЧИТЕЛЯМ. Спасибо!
Людмила Владимировна! Я то же согласен с Вами, что конспекты Ольги Олеговны заслуживают внимания. Они интересны, а самое главное побуждают детей на творчество! Большое спасибо, Ольга Олеговна за вашу работу.
Ольга Олеговна! Благодарю Вас за ваши уроки! Просто здорово! Огромное спасибо!
Ольга Олеговна! Спасибо! Уроки все очень интересны и продуктивны! Я просто очень рада, что их посмотрела! Очень интересно было бы пообщаться с Вашими детьми! Думаю, что они чуткие и отзывчивые ребята! Рада за Вас! Удачи Вам!
Познакомилась со всеми Вашими работами! Очень грамотно построины мастерские и урок- проект. Все Ваши уроки непренуждённо вовлекают в деятельность, видно что Вы и Ваши ребята не просто знакомятся с произведениями, а проживают судьбы героев! Просто замечательно. Мне очень понравилось, что все уроки связаны с жизненным опытом учеников, с реальной жизнью! Желаю Вам успехов!
Ольга Олеговна! К сожалению на вашей страничке не работает "оценка" уроков, я не смогла поставить 5! Баллы не учитываются!
Ольга Олеговна мне понравились все ваши уроки! Большое вам спасибо! Оценка 5!