Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Задачи урока:
Оборудование:
I. Организация класса.
1. Проверка домашнего задания. Работа со сказкой К.Драгунской «Лекарство от послушности».
2. Беседа по вопросам с использованием выборочного чтения.
3. Выставка рисунков «Я – художник».
4. Чему же учит эта сказка? (Добрым делам и поступкам). Приведите пословицы, в которых есть слова «добро», «доброта».
II. Целевая установка.
– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «О доблестях, о подвигах, о славе».
– Прочитайте названия произведений этого раздела, рассмотрите иллюстрации.
– Обратите внимание на выставку книг. (Рассмотреть).
– Какие произведения представлены в этом разделе учебника? («Добрыня и Змей», «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
– Что такое былина?
Учитель: В этой части книги собраны былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Что вы знаете про былины?
Дети: Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.
– Это особые песни, которые рассказывают о героях и событиях.
– Былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел.
Учитель: В данном разделе представлены былины, отображающие мир Киевской Руси. Какие былины вы читали? (Высказывания детей). Обратите еще раз внимание на выставку книг. Постарайтесь их прочитать.
2. Работа со словарем.
Что такое былины? Прочитайте в словаре.
Учитель: На сегодняшнем уроке будем знакомиться с былинным рассказом «Добрыня и Змей». Прочитайте пословицы, которые можно отнести к данной былине. Объясните смысл пословиц.
III. Словарная работа.
Учитель: Ребята, в тексте вам встретятся сложные слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и, чтобы понять былину, надо объяснить эти слова.
На доске:
Чтение текста былины учителем и учащимися.
Текст былины нужно читать неторопливо, напевно, соблюдать спокойный, величавый тон.
Обмен впечатлениями:
IV. Беседа по вопросам.
– Кто главный герой былины?
– Что вы о нем узнали?
– Каким вы его себе представляете?
– Подкрепите свои высказывания чтением строк из текста.
– Какие пословицы вы можете соотнести с текстом этой былины?
Высказывания детей. Они приводят свои пословицы.
– Найдите в былине образные народные слова и выражения (добрый конь, богатырский конь, палаты белокаменные, стольный Киев-град, Солнышко Владимир князь, воля-вольная, тьма-тьмущая, рад-радёшенек).
V. Подведение итога.
– Что такое былина?
– С каким былинным сказом познакомились сегодня?
– Кто его главный герой?
– Что вы можете сказать о Добрыне?
– Нарисуйте словесный образ героя и подтвердите словами из текста.
VI. Домашнее задание: прочитать былину еще раз, обратить внимание на ее звучание, подобрать слова из текста к иллюстрации из текста.
Автор: Чеботаева Таисия Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 4» города Екатеринбурга.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Таисия Александровна, здравствуйте. Хороший рабочий урок.Чтобы сложилась ясная картина от предлагаемого конспекта - хочу спросить:"Развивать мышление" - каким образом Вы это делали? Выставка рисунков «Я – художник» - по какой теме?– "Что такое былина?"- для чего вопрос задан 2 раза подряд по ходу урока?на фото дети с книгами - они их представляли по ходу урока? ( но в конспекте этого нет); Каким образом была организована словарная работа? И совсем маленькое замечание - на доске листы с текстом наверное ни к чему, ведь дети не видят его (текст). Буду ждать ответов!!!
Добрый день Таисия Александровна! Урок хороший, но чтобы в полной мере прочувствовать присутствие инноватики, думаю, уместно было бы его дополнить презентацией или каким - нибудь занимательным моментом.
С уважением Ольга Александровна
Таисия Александровна! В исполнении Елены Сапоговой, известной уральской сказительницы, можно было бы послушать былину (или фрагмент "Добрыня и змей"), чтобы у ребят сложилось реальное представление о былине, как о песенном жанре. В интернете былину можно найти, послушайте Вам обязательно понравится и пригодится в работе....Спасибо за грамотно, эстетично и со вкусом оформленный материал урока и за желание делиться опытом с коллегами! Удачи и успехов!
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!