Регистрация

«Необычная экскурсия»: индивидуально-групповое занятие по развитию техники чтения

  • 6 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Многие учителя начальных классов и среднего звена сталкивались с проблемой низкого темпа чтения у школьников. Исследования ученого Донецкого университета В.Н. Зайцева показали, что из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. Я предлагаю вашему вниманию структуру урока и упражнения, которые повышают скорость чтения школьника.

1. Дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка

Поцокать, задуть свечу, и т.д. Прочитать скороговорки, чистоговорки. Совмещается с пальчиковой гимнастикой (достаточно делать по 1-2 упражнения, например: сгибание и разгибание пальчиков – «веер», вращение кулачков к себе и от себя и т.п.)

2. Самозамер

У детей есть книги, по команде учителя они начинают читать, по истечению минуты по команде заканчивают. Сами считают и записывают полученный результат.

3. Развитие оперативной памяти, мышления, угла зрения

Например: ребусы, шарады, составление слов из рассыпанных букв, таблицы Шульте ,числовые таблицы, игра в «Разведчика»: быстро показать три слова – дети читают, запоминают и называют лишнее, в «Фотографа»:  показывать предметы по порядку и убирать, дети запоминают и по порядку записывают; найти 8 отличий и многие другие. Особенно интересными получаются эти моменты урока с использованием мультимедиа.

4. Этап чтения

Включает в себя: многократное чтение отрывка (до 5 раз), чтение за диктором, чтение пирамид, чтение в парах за ведущим, чтение по цепочке, упражнения на антиципацию – угадывание последующего текста, причитывание букв.

5. Развитие кратковременной памяти

Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко.

6. Повторный самозамер

Ученики читают тот же текст, как и в начале урока. Естественно, что темп чтения у них увеличивается, (можно чуть-чуть увеличить время чтения) и у детей формируется положительная мотивация. Они очень любят считать слова и видеть, что их количество превосходит предыдущий самозамер, что за 40 минут им удалось хотя бы на несколько слов повысить свою скорость чтения.

Радость после самозамера

Индивидуально-групповое занятие по технике чтения «Необычная экскурсия»

Цель занятия:

Совершенствование техники чтения.

Задачи занятия:

  • развивать у школьников оперативную память, мышление, внимание, угол зрения;
  • познакомить учащихся с некоторыми животными Азии, Австралии, Африки;
  • воспитывать интерес и любовь к природе, окружающему миру.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, «журналы юннатов».

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие – мы отправляемся на экскурсию в разные уголки нашей планеты, познакомимся с животными, обитающими там и , конечно, будем тренировать память, внимание, угол зрения – все для того, чтобы научиться читать быстро, правильно, без ошибок. А вы будете не просто туристами, а юннатами. Кто знает, кто это?

Дети: Юные натуралисты – любители природы.

Учитель: Правильно, а так, как каждый юннат записывает свои наблюдения в журнал или дневник, мы тоже заведем свой дневник. Все вы будете разделены на 3 группы: «Медвежата», «Тигрята» и «Дельфинята». Итак, нам пора в путь. Юннаты не хотят загрязнять природу, поэтому выбирают экологически чистый вид транспорта. Как вы думаете, какой?

Дети: Воздушный шар.

Учитель: Чтобы шар поднялся в воздух, надо его надуть.

2. Дыхательная гимнастика

  1. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот «трубочкой» (5-6 раз).
  2. «Зажигаем огонь» –  произносим «П» и прикусываем язык – произносим «А».
  3. «Раскачиваем корзину» – челюсть взад и вперед.

Гимнастика для пальцев и артикуляционная разминка.

Пока наш шар медленно поднимается, разомнем пальчики и запишем скороговорку:

«На горе гогочут гуси, под горой огонь горит» (2 слайд)

  1. Пальцы сжимаем и разжимаем веером.
  2. Пальцы сжимаем и разжимаем в кулак.
  3. Кулачки вращаем в одну и в другую стороны.

Учитель: Все это время повторяем скороговорку. Кто готов сказать ее быстро и правильно?

3. Самозамер

Учитель: Пока мы не добрались до нашей первой стоянки, почитаем книжку. А потом посчитаем, у кого сколько слов получилось и запишем в наш дневник (читают 1 мин.)

4. Развитие оперативной памяти, внимания, мышления

Учитель: Сейчас мы пролетаем над Азией. Широки ее просторы. Они простираются от Северного Ледовитого океана до теплого Индийского. А как вы думаете, меняется ли от этого животный мир?

Дети: Конечно.

Учитель: Здесь мы видим лишь некоторых представителей животного мира. Кого?

Дети: Тигра, козла, лебедей, пингвинов, медведей, черепах, волков…

Учитель: Как вы думаете, кто из них обитает севернее, а кто южнее? (3 слайд)

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите внимательно, несколько зверей убежало. Кто? (4 слайд) Запишите.

Давайте проверим. (5 слайд)

Учитель: А наша страна находится в Азии? Правильно, но не вся. Именно на Урале проходит условная граница между Азией и Европой.
Посмотрите на следующий – 6 слайд и скажите, какое животное будет лишним и почему?

Дети: Лишнее – кенгуру, т.к. не водится в Азии.

Учитель: Нам пора продолжить наш путь. Возьмите таблицы Шульте и по моему сигналу начинайте искать числа от 1 до 25. Как только последний человек найдет все числа, мы окажемся в новом месте. Что же это за страна? Отгадайте ребус и узнаете. (7 слайд) Верно, мы находимся на полуострове Индостан в стране Индия. А какие животные здесь обитают, вы отгадаете сами. (8 слайд)

«медвежата» – 1 ребус

«тигрята» – 2 ребус

«дельфинята» – 3 ребус

Учитель: Интересно, почему среди животных Индии вам встретилась корова? Дело в том, что в Индии корова считается священным животным, ей поклоняются и не употребляют ее мясо в пищу.

Физ.минутка

Учитель: Давайте немного разомнемся, тем более, что мы продолжаем наше путешествие. (9 слайд) Повторяем движения за зверятами.

5. Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко

Учитель: Следующая наша остановка в Австралии. Эта страна интересна необычными животными, которых нет в живой природе ни в одной стране мира.(10 слайд) Сейчас редкие животные Австралии с вами поиграют. Они будут показывать вам предложения, а вы должны успеть прочитать их и записать к себе в дневник. (11 слайд)

  1. Дятел долбит дерево. (Кенгуру)
  2. Я хочу посадить цветы. (Коала)
  3. Иней запушил деревья. (Страус Эму)
  4. Без воды цветы вянут. (Ехидна)
  5. Прилетело жаркое лето. ( Дикая собака Динго)
  6. Возле дома посадили ель. (Утконос)

6. Чтение

Учитель: Нам пора отправляться дальше, но наш шар перестал набирать высоту. Пора сбросить балласт – это специальные мешки с песком, чтобы шар снова набрал высоту. На наших мешках есть буквы, будем читать каждую и причитывать следующую. (12 слайд)

Вот шар набрал высоту, и мы приближаемся к последнему месту нашего путешествия – Африке.

Упражнения на антиципацию

Учитель: Сейчас вы будете читать начало предложения, а если правильно его закончите, то должна появиться картинка. (13 слайд)

  1. В реках Африки водятся огромные и зубастые … (крокодилы).
  2. На пальмах резвятся шустрые … (обезьяны).
  3. Разговаривают человеческими голосами пестрые… (попугаи).

Чтение пирамид

Учитель: Посмотрите, а что это высится вдалеке? О, да это же известные египетские пирамиды (14 слайд). Давайте прочитаем, что за слова написаны на них. Читая, стараемся не водить глазами, а смотрим на красную черту посередине.

А сейчас отгадаем кроссворд.(15 слайд) Подставьте названия животных в нужные клетки и получите название еще одного африканского животного (гиена, 16 слайд). К, сожалению, нам пора возвращаться назад. Мы побывали не на всех материках, но обязательно там побываем.

7. Повторный самозамер

Учитель: Чтобы быстрее вернуться домой, откроем книжку, которую читали вначале урока, и с того же места по моему сигналу начнем читать. Посчитайте, сколько слов получилось? Сравните результат с первым. У кого стало больше слов? Значит, наше занятие пошло на пользу.

8. Итог урока

Учитель: Что вам больше всего понравилось? А куда еще хотели бы попасть? Вы отлично поработали, сдайте свои дневники наблюдения, я посмотрю, как вы записывали все сведения. Спасибо! (17 слайд)

Приложение: Презентация «Необычная экскурсия» (17 слайдов, объем 7,6 МБ)

Литература:

1. Трубайчук Л. В. Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов. Челябинск, 1998.

Автор: Татьяна Владимировна Яковлева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицей № 82 города Челябинска, стаж работы – 14 лет.

О себе: Принимала участие во всероссийском конкурсе «1001 идея нестандартного занятия с детьми», регулярно участвую и являюсь дипломантом конкурса «Авторские модели учебных занятий», награждена грамотами районного Управления Образования г.Челябинска.

Фото автора

TA_TIANA

3.1 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 34)
  • 6 сентября 2010
  • 7034
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Викторовна

Ирина Викторовна 10.09.2010 в 15:58

Предложенные вами упражнения по совершенствованию техники чтения очень значимы и необходимы в повседневной практике работы учителя. Я тоже большое внимание уделяю данной проблеме и стараюсь в системе использовать их на уроках разного цикла. Ваше занятие методически грамотно спроектировано, носит познавательный и развивающий характер. Дальнейших вам успехов! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моего проекта"Мир волшебного дерева".

Татьяна Владимировна

Татьяна Владимировна 10.09.2010 в 19:54

Большое спасибо за комментарий! Очень жаль , что не все педагоги оценили предложенную мною структуру урока по совершенствованию техники чтения.Наверно, у них в классе не стоит эта проблема остро. У нас в лицее очень высокие требования к темпу, поэтому приходится искать пути решения этой проблемы. Просмотрела ваш проект - понравилось, что Вы приучаете детей видить прекрасное в обычном, учите применять исследовательские методы на доступном для них уровне. Сейчас проектная деятельность- одно из современных развивающих направлений. Успехов в вашей работе!

Ольга Витальевна

Ольга Витальевна 11.11.2011 в 17:05

Значимая и нужная работа по совершенствованию темпа чтения. Но нужно не забывать и об остальных параметрах техники чтения. Можно использовать эти упражнения не все на одном уроке, а на разных. Замечательная дыхательная гимнастика! Вы молодец, Татьяна Владимировна.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!