Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Многие учителя начальных классов и среднего звена сталкивались с проблемой низкого темпа чтения у школьников. Исследования ученого Донецкого университета В.Н. Зайцева показали, что из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. Я предлагаю вашему вниманию структуру урока и упражнения, которые повышают скорость чтения школьника.
1. Дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка
Поцокать, задуть свечу, и т.д. Прочитать скороговорки, чистоговорки. Совмещается с пальчиковой гимнастикой (достаточно делать по 1-2 упражнения, например: сгибание и разгибание пальчиков – «веер», вращение кулачков к себе и от себя и т.п.)
2. Самозамер
У детей есть книги, по команде учителя они начинают читать, по истечению минуты по команде заканчивают. Сами считают и записывают полученный результат.
3. Развитие оперативной памяти, мышления, угла зрения
Например: ребусы, шарады, составление слов из рассыпанных букв, таблицы Шульте ,числовые таблицы, игра в «Разведчика»: быстро показать три слова – дети читают, запоминают и называют лишнее, в «Фотографа»: показывать предметы по порядку и убирать, дети запоминают и по порядку записывают; найти 8 отличий и многие другие. Особенно интересными получаются эти моменты урока с использованием мультимедиа.
4. Этап чтения
Включает в себя: многократное чтение отрывка (до 5 раз), чтение за диктором, чтение пирамид, чтение в парах за ведущим, чтение по цепочке, упражнения на антиципацию – угадывание последующего текста, причитывание букв.
5. Развитие кратковременной памяти
Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко.
6. Повторный самозамер
Ученики читают тот же текст, как и в начале урока. Естественно, что темп чтения у них увеличивается, (можно чуть-чуть увеличить время чтения) и у детей формируется положительная мотивация. Они очень любят считать слова и видеть, что их количество превосходит предыдущий самозамер, что за 40 минут им удалось хотя бы на несколько слов повысить свою скорость чтения.
Совершенствование техники чтения.
Мультимедийный проектор, «журналы юннатов».
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие – мы отправляемся на экскурсию в разные уголки нашей планеты, познакомимся с животными, обитающими там и , конечно, будем тренировать память, внимание, угол зрения – все для того, чтобы научиться читать быстро, правильно, без ошибок. А вы будете не просто туристами, а юннатами. Кто знает, кто это?
Дети: Юные натуралисты – любители природы.
Учитель: Правильно, а так, как каждый юннат записывает свои наблюдения в журнал или дневник, мы тоже заведем свой дневник. Все вы будете разделены на 3 группы: «Медвежата», «Тигрята» и «Дельфинята». Итак, нам пора в путь. Юннаты не хотят загрязнять природу, поэтому выбирают экологически чистый вид транспорта. Как вы думаете, какой?
Дети: Воздушный шар.
Учитель: Чтобы шар поднялся в воздух, надо его надуть.
Гимнастика для пальцев и артикуляционная разминка.
Пока наш шар медленно поднимается, разомнем пальчики и запишем скороговорку:
«На горе гогочут гуси, под горой огонь горит» (2 слайд)
Учитель: Все это время повторяем скороговорку. Кто готов сказать ее быстро и правильно?
Учитель: Пока мы не добрались до нашей первой стоянки, почитаем книжку. А потом посчитаем, у кого сколько слов получилось и запишем в наш дневник (читают 1 мин.)
Учитель: Сейчас мы пролетаем над Азией. Широки ее просторы. Они простираются от Северного Ледовитого океана до теплого Индийского. А как вы думаете, меняется ли от этого животный мир?
Дети: Конечно.
Учитель: Здесь мы видим лишь некоторых представителей животного мира. Кого?
Дети: Тигра, козла, лебедей, пингвинов, медведей, черепах, волков…
Учитель: Как вы думаете, кто из них обитает севернее, а кто южнее? (3 слайд)
Ответы детей.
Учитель: Посмотрите внимательно, несколько зверей убежало. Кто? (4 слайд) Запишите.
Давайте проверим. (5 слайд)
Учитель: А наша страна находится в Азии? Правильно, но не вся.
Именно на Урале проходит условная граница между Азией и Европой.
Посмотрите на следующий – 6 слайд и
скажите, какое животное будет лишним и почему?
Дети: Лишнее – кенгуру, т.к. не водится в Азии.
Учитель: Нам пора продолжить наш путь. Возьмите таблицы Шульте и по моему сигналу начинайте искать числа от 1 до 25. Как только последний человек найдет все числа, мы окажемся в новом месте. Что же это за страна? Отгадайте ребус и узнаете. (7 слайд) Верно, мы находимся на полуострове Индостан в стране Индия. А какие животные здесь обитают, вы отгадаете сами. (8 слайд)
«медвежата» – 1 ребус
«тигрята» – 2 ребус
«дельфинята» – 3 ребус
Учитель: Интересно, почему среди животных Индии вам встретилась корова? Дело в том, что в Индии корова считается священным животным, ей поклоняются и не употребляют ее мясо в пищу.
Учитель: Давайте немного разомнемся, тем более, что мы продолжаем наше путешествие. (9 слайд) Повторяем движения за зверятами.
Учитель: Следующая наша остановка в Австралии. Эта страна интересна необычными животными, которых нет в живой природе ни в одной стране мира.(10 слайд) Сейчас редкие животные Австралии с вами поиграют. Они будут показывать вам предложения, а вы должны успеть прочитать их и записать к себе в дневник. (11 слайд)
Учитель: Нам пора отправляться дальше, но наш шар перестал набирать высоту. Пора сбросить балласт – это специальные мешки с песком, чтобы шар снова набрал высоту. На наших мешках есть буквы, будем читать каждую и причитывать следующую. (12 слайд)
Вот шар набрал высоту, и мы приближаемся к последнему месту нашего путешествия – Африке.
Учитель: Сейчас вы будете читать начало предложения, а если правильно его закончите, то должна появиться картинка. (13 слайд)
Учитель: Посмотрите, а что это высится вдалеке? О, да это же известные египетские пирамиды (14 слайд). Давайте прочитаем, что за слова написаны на них. Читая, стараемся не водить глазами, а смотрим на красную черту посередине.
А сейчас отгадаем кроссворд.(15 слайд) Подставьте названия животных в нужные клетки и получите название еще одного африканского животного (гиена, 16 слайд). К, сожалению, нам пора возвращаться назад. Мы побывали не на всех материках, но обязательно там побываем.
Учитель: Чтобы быстрее вернуться домой, откроем книжку, которую читали вначале урока, и с того же места по моему сигналу начнем читать. Посчитайте, сколько слов получилось? Сравните результат с первым. У кого стало больше слов? Значит, наше занятие пошло на пользу.
Учитель: Что вам больше всего понравилось? А куда еще хотели бы попасть? Вы отлично поработали, сдайте свои дневники наблюдения, я посмотрю, как вы записывали все сведения. Спасибо! (17 слайд)
Приложение: Презентация «Необычная экскурсия» (17 слайдов, объем 7,6 МБ)
Литература:
1. Трубайчук Л. В. Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов. Челябинск, 1998.
Автор: Татьяна Владимировна Яковлева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицей № 82 города Челябинска, стаж работы – 14 лет.
О себе: Принимала участие во всероссийском конкурсе «1001 идея нестандартного занятия с детьми», регулярно участвую и являюсь дипломантом конкурса «Авторские модели учебных занятий», награждена грамотами районного Управления Образования г.Челябинска.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Предложенные вами упражнения по совершенствованию техники чтения очень значимы и необходимы в повседневной практике работы учителя. Я тоже большое внимание уделяю данной проблеме и стараюсь в системе использовать их на уроках разного цикла. Ваше занятие методически грамотно спроектировано, носит познавательный и развивающий характер. Дальнейших вам успехов! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моего проекта"Мир волшебного дерева".
Большое спасибо за комментарий! Очень жаль , что не все педагоги оценили предложенную мною структуру урока по совершенствованию техники чтения.Наверно, у них в классе не стоит эта проблема остро. У нас в лицее очень высокие требования к темпу, поэтому приходится искать пути решения этой проблемы. Просмотрела ваш проект - понравилось, что Вы приучаете детей видить прекрасное в обычном, учите применять исследовательские методы на доступном для них уровне. Сейчас проектная деятельность- одно из современных развивающих направлений. Успехов в вашей работе!
Значимая и нужная работа по совершенствованию темпа чтения. Но нужно не забывать и об остальных параметрах техники чтения. Можно использовать эти упражнения не все на одном уроке, а на разных. Замечательная дыхательная гимнастика! Вы молодец, Татьяна Владимировна.