Регистрация

«Осень проснется и заплачет...». 3-й класс

  • 17 августа 2009

Тема урока. К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень».

Задачи урока: Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы.

Оборудование.

  • Учебник «Родная речь», 2 кн., I ч. (сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова)
  • портрет К.Д. Бальмонта
  • картины осенней природы, рисунки детей
  • грамзапись П.И. Чайковского «Времена года» – «Октябрь», «Осенняя песнь»
  • журнал «Начальная школа» № 6, 1997
  • Серебряный век: Поэзия. (Школа классики). – М.: АСТ, Олимп, 1997
  • Бальмонт К. Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. – М.: Правда, 1991
  • Русские писатели: Библиографический словарь в 2 ч. Ч I. А – Л (Просвещение, 1990)
  • В.Даль. Толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Речевая разминка

На доске:

Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.

Учитель. Что написано на доске?

Дети. Скороговорка.

У. Прочитайте ее выразительно.

Дети читают.

У. О чем эта скороговорка?

Д. О листопаде. Об осени.

У. Какие слова опорные?

Д. Листья, листопад.

Учитель подчеркивает на доске опорные слова.

У. Произнесем скороговорку с радостной интонацией: а теперь с грустной.

Дети выполняют задание.

III. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень» (4-5 учеников) и анализируют чтение своих одноклассников.

IV. Постановка темы урока

У. Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».

На доскеК.Д. Бальмонт (1867 1942). «Поэт с утренней душой». (А. Блок)

Учитель читает эпиграф к уроку.

– Ребята, сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок назвал его «поэтом с утренней душой».

V. Рассказ учителя о поэте

У. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания.

В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.

Это радостное ощущение детства и родных мест  «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Для своей дочери Нины поэт написал замечательные «Фейные сказки». Это настоящие детские стихи. В них среди «мошек и блошек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая своим делом». Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну. Послушайте отрывок из его стихотворения «Наряды Феи».

Подготовленные ученики читают стихотворение К.Бальмонта из сборника «Фейные сказки».

– В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, Бабу-Ягу, Кощея.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга –
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта «Береза родная, со стволом серебристым...».

Стихотворение Бальмонта «Росинка» читает подготовленный ученик.

VI. Знакомство со стихотворением

У. А сейчас я вам прочитаю стихотворение К.Бальмонта «Осень».

Стихотворение Бальмонта «Осень» учитель читает под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора».

– Понравилось ли вам это стихотворение? Что особенно понравилось?

– Какие картины осени рисует нам автор?

– Какой литературный прием он использует?

Д. Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».

У. Найдите в словаре Даля объяснение слова «благовонье».

Д. Благовонье – приятный запах.

У. Это слово старое (архаизм) и сейчас уже не употребляется.

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения

У. Возьмите в руки карандаш, составим «партитуру» стихотворения.
Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы (II – долгая, I – короткая), повышение голоса (/), понижение голоса (\), выберите темп чтения.

Дети выполняют задание в учебнике карандашом.

– А теперь построчно прочитаем стихотворение.

Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети – другую с учетом пауз и интонаций.

– Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень?

Выслушиваются предложения детей.

– Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.

Прослушивается выразительное чтение стихотворения 3-4 учениками, анализируется их выразительное чтение.

VIII. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

«Рождается одна строка, за ней встает другая...»

Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: «Листья падают в лесу...»

Учитель пишет строчку на доске.

– Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу. На доске появляется строчка: «Я домой их принесу».

У. Продолжаем придумывать другие строчки.

Д. «Прячут рыжую лису», «Вижу рыжую лису» и т.д.

Учитель помогает дальше.

У. «А когда зима завьюжит...» Опять подбираем рифму и сочиняем строчки…

Образец стихотворения, составленного детьми:

Листья падают в лесу.
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.

IХ. Подведение итогов урока

У. С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

Х. Домашнее задание

У. Выучите стихотворение К.Бальмонта «Осень» и попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

Автор: Светлана Волчкова, с. Сосновка, Пензенская обл.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 29)
  • 17 августа 2009
  • 15694
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.12.2020 в 20:31

Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 04.10.2021 в 12:01

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!