Тема урока. К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень».
Задачи урока: Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы.
Оборудование.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
На доске:
Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.
Учитель. Что написано на доске?
Дети. Скороговорка.
У. Прочитайте ее выразительно.
Дети читают.
У. О чем эта скороговорка?
Д. О листопаде. Об осени.
У. Какие слова опорные?
Д. Листья, листопад.
Учитель подчеркивает на доске опорные слова.
У. Произнесем скороговорку с радостной интонацией: а теперь с грустной.
Дети выполняют задание.
III. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень» (4-5 учеников) и анализируют чтение своих одноклассников.
IV. Постановка темы урока
У. Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».
На доске: К.Д. Бальмонт (1867 – 1942). «Поэт с утренней душой». (А. Блок)
Учитель читает эпиграф к уроку.
– Ребята, сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок назвал его «поэтом с утренней душой».
V. Рассказ учителя о поэте
У. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания.
В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.
Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Для своей дочери Нины поэт написал замечательные «Фейные сказки». Это настоящие детские стихи. В них среди «мошек и блошек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая своим делом». Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну. Послушайте отрывок из его стихотворения «Наряды Феи».
Подготовленные ученики читают стихотворение К.Бальмонта из сборника «Фейные сказки».
– В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, Бабу-Ягу, Кощея.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга –
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта «Береза родная, со стволом серебристым...».
Стихотворение Бальмонта «Росинка» читает подготовленный ученик.
VI. Знакомство со стихотворением
У. А сейчас я вам прочитаю стихотворение К.Бальмонта «Осень».
Стихотворение Бальмонта «Осень» учитель читает под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора».
– Понравилось ли вам это стихотворение? Что особенно понравилось?
– Какие картины осени рисует нам автор?
– Какой литературный прием он использует?
Д. Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».
У. Найдите в словаре Даля объяснение слова «благовонье».
Д. Благовонье – приятный запах.
У. Это слово старое (архаизм) и сейчас уже не употребляется.
VII. Работа над выразительным чтением стихотворения
У. Возьмите в руки карандаш, составим «партитуру» стихотворения.
Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы (II – долгая, I – короткая), повышение голоса (/), понижение голоса (\), выберите темп чтения.
Дети выполняют задание в учебнике карандашом.
– А теперь построчно прочитаем стихотворение.
Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети – другую с учетом пауз и интонаций.
– Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень?
Выслушиваются предложения детей.
– Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.
Прослушивается выразительное чтение стихотворения 3-4 учениками, анализируется их выразительное чтение.
VIII. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)
У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.
«Рождается одна строка, за ней встает другая...»
Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: «Листья падают в лесу...»
Учитель пишет строчку на доске.
– Давайте подберем рифму к слову.
Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу. На доске появляется строчка: «Я домой их принесу».
У. Продолжаем придумывать другие строчки.
Д. «Прячут рыжую лису», «Вижу рыжую лису» и т.д.
Учитель помогает дальше.
У. «А когда зима завьюжит...» Опять подбираем рифму и сочиняем строчки…
Образец стихотворения, составленного детьми:
Листья падают в лесу.
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.
IХ. Подведение итогов урока
У. С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?
Ответы детей.
Х. Домашнее задание
У. Выучите стихотворение К.Бальмонта «Осень» и попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.
Автор: Светлана Волчкова, с. Сосновка, Пензенская обл.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.