Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Проблема приобщения детей младшего школьного возраста к чтению на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных. Наверное, нет таких педагогов, которые не хотели бы научить своих учеников быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Ещё А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
С первого класса необходимо закладывать основы воспитания интеллигентного человека, образованного творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.
Но, к сожалению, нередко происходит так, что обучаясь читать, дети в современной школе так и не узнают, что вокруг них – море доступных и интересных им книг, о которых они и не догадываются. Современные дети привыкают говорить с учителем, а не с книгой. С ней их «говорить» просто никто не учит, а значит, среди книг они чувствуют себя, как в чужом обществе, где неуютно и откуда хочется поскорее уйти в мир привычный.
Я стремлюсь к тому, чтобы в процессе обучения и учитель, и книги становились их постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги в расчёте на себя, а не на вкус родителей или учителя.
Сейчас, когда мои ученики только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Доказано, овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Позволю себе процитировать высказывание В. А. Сухомлинского из книги «Рождение гражданина»: «...Я твёрдо убеждён, что одной из наиглавнейших причин духовной примитивности, эмоциональной убогости, моральной нестойкости отдельных людей является низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворение своих духовных потребностей в книге».
На мой взгляд, в современном учебном плане недостаточно внимания уделяется урокам литературного чтения. Заинтересовавшись этой темой, я провела сравнительный анализ программ для начальной школы общеобразовательных учреждений (1985 г., 1993 г., 2007 г.), и, к своему сожалению, увидела, что процентное содержание уроков чтения в сравнении с другими предметами со временем уменьшилось.
А ведь чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время.
На заседаниях(а именно так называется наш клуб), у учащихся значительно пополняется читательский кругозор. Данная работа даёт возможность младшим школьникам расширить представление о родной литературе и литературе других народов. Совместные мероприятия со школьной библиотекой, центральной городской библиотекой, родителями помогают сплотить детский коллектив, проявить каждому ребёнку свой интеллект, эрудицию, творчество. В рамках работы клуба мы участвуем в литературных праздниках, сочиняем стихи, пишем сказки, инсценируем литературные произведения. Занятия клуба нередко бывают открытыми. Я стараюсь развивать и сохранять лучшие традиции семейного чтения.
В классе работает уголок «Новости клуба «Мурзилка и компания», где все желающие могут поместить стихи, рассказы, сказки, которые сочиняют сами. Там же ребята делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
Из всей массы популярной детской литературы: газет, журналов, книг – на мой взгляд, журнал «Мурзилка» наиболее традиционен. Я сама выросла на этом журнале и с радостью подмечаю, что мои ребята увлечённо читают каждый номер «Мурзилки» и с нетерпением ждут следующего выпуска. Многие рубрики прочитываем и обсуждаем всем классом. Я думаю, что именно этот журнал поддерживает в детях самые главные человеческие ценности.
В № 3 за 2007 год редакция журнала «Мурзилка» объявила Общероссийский конкурс «Самый читающий класс». Решение о нашем участии в конкурсе было неслучайным.
Сейчас много конкурсов, смотров, фестивалей, где можно увидеть работу учителя. Но работа детей там не видна. Конечно, в разных детских журналах есть для детей конкурсные задания, но они чаще всего индивидуальные. Этот конкурс привлёк нас тем, что все без исключения почувствовали себя конкурсантами, дело-то коллективное и, как нельзя лучше, перекликается с направлением работы нашего клуба книголюбов.
Одно из заданий конкурса было: выбрать наиболее понравившуюся книгу и рассказать, почему советуем её прочитать всем друзьям «Мурзилки».
Сейчас очень много детской литературы широко известной, и чтобы дети не «заблудились» в этом разнообразии детских книг, конечно, я их направляю и часто произведения для домашнего чтения рекомендую сама. Но однажды Яна принесла в школу книгу «Про маленького поросёнка Плюха» (по мотивам сказок Элисон Аллит), книга о жизнерадостном, никогда не унывающем поросёнке Плюхе, с которым происходит много забавных приключений. Я вспомнила, что в детстве эта книга была у меня одной из самых любимых, издание 1965 г. до сих пор хранится в моей домашней библиотеке.
Мы её прочли всем классом, и в основу всей нашей конкурсной работы была положена именно эта книга. Мы написали книгу «Про маленького поросёнка Плюха – 2», где каждый ребёнок писал свою главу – историю о поросёнке Плюхе. С целью расширения воспитательного пространства посетили городскую типографию, где у нас на глазах наша книга была переплетена. Диск с записью экскурсии мы также отправили на конкурс.
Редакция журнала отметила высокий уровень присланного на конкурс литературного портфолио, в котором были представлены итоги работы клуба «Мурзилка и компания», что обеспечило нам победу в данном конкурсе.
Это только малая крупица из всего многообразия работы клуба, которую я стараюсь планировать с учётом потребностей современного российского школьника.
Хотелось бы отметить, что учащиеся моего класса действительно полюбили книгу. Читают не потому, что их заставляют, а потому, что они сами испытывают потребность в этом.
P.S. На странице конкурса «Волшебное пёрышко» можно познакомиться с работой моей ученицы, воспитанницы классного клуба книголюбов Тушновой Арины, которая предлагает читателям портала стихотворение «Щенок».
Автор: Зобова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ №3 г. Павлово Нижегородской области. Стаж работы 15лет.
О себе: Являюсь победителем ПНПО 2009 года, люблю читать, путешествовать, увлекаюсь новыми педагогическими технологиями.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
"Браво" учителю! Интересный способ привлечения детей к чтению, "...всё новое хорошо забытое старое".
Как важно ребенка научить!А чтобы научить хорошо, надо заинтересовать. Я думаю что Ваши ученики с большим интересом выполняют творческие задания. МОЛОДЦЫ!
Как учитель начальных классов знаю, насколько важно вовлечь ребёнка в удивительный мир детской литературы с первых дней его пребывания в школе. По всему видно, что Людмиле Геннадьевне это удаётся с лёгкостью. Спасибо!
Так просто и здорово. надо только работать и работать. Результат не заставит себя ждать. Подобные мысли о чтении приходят и ко мне. Благо класс читающий и больших проблем не испытываю. Но ведь хочется детей еще и развивать. Очень мне понравился Ваш опыт работы. Спасибо. Успехов автору и талантливым деткам.
Людмила Геннадьевна! Спасибо Вам огромное за увлекательный рассказ о том, как Вы работатете с детьми и о том, как Вы помогаете им полюбить книгу, чтение. Для меня, читающего человека, эот всегда радость - видеть, что малыши могут, любят и читают. В своей семье я создала традицию чтения на ночь стихов и сказок, а после них мы уже поём песенки и завершаем поцелуем на ночь со словами напутствия для хорошего сна. Я - педагог-психолог и книги в своей деятельности обязательно использую и очень часто рекомендую читать - каждому своё: в связи с ситуацией. И Вам, хочу порекомендовать замечтальную книгу Элионор Портер " Поллианна", о девочке, которая играла в радость. Я советую с неё приобщать к чтению маленьких, а подросткам и взрослым читать тогда, когда душе плохо! Если Вы с ней знакомы, то тем более - я рада!
Искренне и от всей души желаю Вам УДАЧИ!
С уважением, Наталья Владимировна Марьинских.
Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за позитивный и подробный комментарий, книгу Элионор Портер " Поллианна" планирую прочитать вместе со своими учениками, спасибо за совет, будет чем занять моих книголюбов!
Замечательная работа! Вы помогаете деткам полюбить книгу, а это очень важно. Желаю Вам удачи в дальнейшей работе!
Огромное спасибо всем, кому понравилась заинтересовала моя работа. Очень рада, что мой опыт может быть полезен кому-то ещё.
Рада за Ваших ребят, волшебство общения с книгой им знакомо с первых школьных дней!
Интересная форма работы в рамках привлечения детей к чтению! Спасибо и удачи!
Людмила Геннадьевна, как замечательно что у Вас есть клуб книголюбов. Еще Максим Горький говарил "Всем хорошим в себе я обязан книгам". Так сейте хорошее, доброе, вечное в детях и успехов Вам в дальнейшей работе.
Очень интересный мониторинг предметов начальной школы.
Вот только не совсем понятно почему за автора Людмилу Геннадьевну на комментарии отвечает Пупсик (Анна из Екатеринбурга)?
Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!