Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Проблема приобщения детей младшего школьного возраста к чтению на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных. Наверное, нет таких педагогов, которые не хотели бы научить своих учеников быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Ещё А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
С первого класса необходимо закладывать основы воспитания интеллигентного человека, образованного творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.
Но, к сожалению, нередко происходит так, что обучаясь читать, дети в современной школе так и не узнают, что вокруг них – море доступных и интересных им книг, о которых они и не догадываются. Современные дети привыкают говорить с учителем, а не с книгой. С ней их «говорить» просто никто не учит, а значит, среди книг они чувствуют себя, как в чужом обществе, где неуютно и откуда хочется поскорее уйти в мир привычный.
Я стремлюсь к тому, чтобы в процессе обучения и учитель, и книги становились их постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги в расчёте на себя, а не на вкус родителей или учителя.
Сейчас, когда мои ученики только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Доказано, овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Позволю себе процитировать высказывание В. А. Сухомлинского из книги «Рождение гражданина»: «...Я твёрдо убеждён, что одной из наиглавнейших причин духовной примитивности, эмоциональной убогости, моральной нестойкости отдельных людей является низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворение своих духовных потребностей в книге».
На мой взгляд, в современном учебном плане недостаточно внимания уделяется урокам литературного чтения. Заинтересовавшись этой темой, я провела сравнительный анализ программ для начальной школы общеобразовательных учреждений (1985 г., 1993 г., 2007 г.), и, к своему сожалению, увидела, что процентное содержание уроков чтения в сравнении с другими предметами со временем уменьшилось.
А ведь чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время.
На заседаниях(а именно так называется наш клуб), у учащихся значительно пополняется читательский кругозор. Данная работа даёт возможность младшим школьникам расширить представление о родной литературе и литературе других народов. Совместные мероприятия со школьной библиотекой, центральной городской библиотекой, родителями помогают сплотить детский коллектив, проявить каждому ребёнку свой интеллект, эрудицию, творчество. В рамках работы клуба мы участвуем в литературных праздниках, сочиняем стихи, пишем сказки, инсценируем литературные произведения. Занятия клуба нередко бывают открытыми. Я стараюсь развивать и сохранять лучшие традиции семейного чтения.
В классе работает уголок «Новости клуба «Мурзилка и компания», где все желающие могут поместить стихи, рассказы, сказки, которые сочиняют сами. Там же ребята делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
Из всей массы популярной детской литературы: газет, журналов, книг – на мой взгляд, журнал «Мурзилка» наиболее традиционен. Я сама выросла на этом журнале и с радостью подмечаю, что мои ребята увлечённо читают каждый номер «Мурзилки» и с нетерпением ждут следующего выпуска. Многие рубрики прочитываем и обсуждаем всем классом. Я думаю, что именно этот журнал поддерживает в детях самые главные человеческие ценности.
В № 3 за 2007 год редакция журнала «Мурзилка» объявила Общероссийский конкурс «Самый читающий класс». Решение о нашем участии в конкурсе было неслучайным.
Сейчас много конкурсов, смотров, фестивалей, где можно увидеть работу учителя. Но работа детей там не видна. Конечно, в разных детских журналах есть для детей конкурсные задания, но они чаще всего индивидуальные. Этот конкурс привлёк нас тем, что все без исключения почувствовали себя конкурсантами, дело-то коллективное и, как нельзя лучше, перекликается с направлением работы нашего клуба книголюбов.
Одно из заданий конкурса было: выбрать наиболее понравившуюся книгу и рассказать, почему советуем её прочитать всем друзьям «Мурзилки».
Сейчас очень много детской литературы широко известной, и чтобы дети не «заблудились» в этом разнообразии детских книг, конечно, я их направляю и часто произведения для домашнего чтения рекомендую сама. Но однажды Яна принесла в школу книгу «Про маленького поросёнка Плюха» (по мотивам сказок Элисон Аллит), книга о жизнерадостном, никогда не унывающем поросёнке Плюхе, с которым происходит много забавных приключений. Я вспомнила, что в детстве эта книга была у меня одной из самых любимых, издание 1965 г. до сих пор хранится в моей домашней библиотеке.
Мы её прочли всем классом, и в основу всей нашей конкурсной работы была положена именно эта книга. Мы написали книгу «Про маленького поросёнка Плюха – 2», где каждый ребёнок писал свою главу – историю о поросёнке Плюхе. С целью расширения воспитательного пространства посетили городскую типографию, где у нас на глазах наша книга была переплетена. Диск с записью экскурсии мы также отправили на конкурс.
Редакция журнала отметила высокий уровень присланного на конкурс литературного портфолио, в котором были представлены итоги работы клуба «Мурзилка и компания», что обеспечило нам победу в данном конкурсе.
Это только малая крупица из всего многообразия работы клуба, которую я стараюсь планировать с учётом потребностей современного российского школьника.
Хотелось бы отметить, что учащиеся моего класса действительно полюбили книгу. Читают не потому, что их заставляют, а потому, что они сами испытывают потребность в этом.
P.S. На странице конкурса «Волшебное пёрышко» можно познакомиться с работой моей ученицы, воспитанницы классного клуба книголюбов Тушновой Арины, которая предлагает читателям портала стихотворение «Щенок».
Автор: Зобова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ №3 г. Павлово Нижегородской области. Стаж работы 15лет.
О себе: Являюсь победителем ПНПО 2009 года, люблю читать, путешествовать, увлекаюсь новыми педагогическими технологиями.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
"Браво" учителю! Интересный способ привлечения детей к чтению, "...всё новое хорошо забытое старое".
Как важно ребенка научить!А чтобы научить хорошо, надо заинтересовать. Я думаю что Ваши ученики с большим интересом выполняют творческие задания. МОЛОДЦЫ!
Как учитель начальных классов знаю, насколько важно вовлечь ребёнка в удивительный мир детской литературы с первых дней его пребывания в школе. По всему видно, что Людмиле Геннадьевне это удаётся с лёгкостью. Спасибо!
Так просто и здорово. надо только работать и работать. Результат не заставит себя ждать. Подобные мысли о чтении приходят и ко мне. Благо класс читающий и больших проблем не испытываю. Но ведь хочется детей еще и развивать. Очень мне понравился Ваш опыт работы. Спасибо. Успехов автору и талантливым деткам.
Людмила Геннадьевна! Спасибо Вам огромное за увлекательный рассказ о том, как Вы работатете с детьми и о том, как Вы помогаете им полюбить книгу, чтение. Для меня, читающего человека, эот всегда радость - видеть, что малыши могут, любят и читают. В своей семье я создала традицию чтения на ночь стихов и сказок, а после них мы уже поём песенки и завершаем поцелуем на ночь со словами напутствия для хорошего сна. Я - педагог-психолог и книги в своей деятельности обязательно использую и очень часто рекомендую читать - каждому своё: в связи с ситуацией. И Вам, хочу порекомендовать замечтальную книгу Элионор Портер " Поллианна", о девочке, которая играла в радость. Я советую с неё приобщать к чтению маленьких, а подросткам и взрослым читать тогда, когда душе плохо! Если Вы с ней знакомы, то тем более - я рада!
Искренне и от всей души желаю Вам УДАЧИ!
С уважением, Наталья Владимировна Марьинских.
Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за позитивный и подробный комментарий, книгу Элионор Портер " Поллианна" планирую прочитать вместе со своими учениками, спасибо за совет, будет чем занять моих книголюбов!
Замечательная работа! Вы помогаете деткам полюбить книгу, а это очень важно. Желаю Вам удачи в дальнейшей работе!
Огромное спасибо всем, кому понравилась заинтересовала моя работа. Очень рада, что мой опыт может быть полезен кому-то ещё.
Рада за Ваших ребят, волшебство общения с книгой им знакомо с первых школьных дней!
Интересная форма работы в рамках привлечения детей к чтению! Спасибо и удачи!
Людмила Геннадьевна, как замечательно что у Вас есть клуб книголюбов. Еще Максим Горький говарил "Всем хорошим в себе я обязан книгам". Так сейте хорошее, доброе, вечное в детях и успехов Вам в дальнейшей работе.
Очень интересный мониторинг предметов начальной школы.
Вот только не совсем понятно почему за автора Людмилу Геннадьевну на комментарии отвечает Пупсик (Анна из Екатеринбурга)?