Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.
Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.
Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.
Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Поэтому я рекомендую для изучения в школе все эти грустные и смешные истории о животных, которые с особым интересом и сочувствием воспринимаются учениками. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…
Цели урока
Оборудование урока
Предварительная подготовка
План урока
1. Вступительное слово учителя
В начале урока звучит мелодия из телепередачи «В мире животных».
– Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей)
– У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.
2. Сообщение учащегося о писателе
Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И. Куприн был великим «зверолюбом».
Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:
Сам Куприн — писатель
С нами был приятель.
«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.
«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».
Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).
Его рассказы о животных, рассыпанные по разным изданиям, действительно, могли бы составить целую книгу.
3. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми
Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием. Если кто-нибудь из детей проиллюстрирует рассказ «Бальт», то можно будет посмотреть отрывок из фильма «Опасное арктическое приключение».
4. Идейно-художественный анализ рассказа «Завирайка»
А.И. Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе. Не случайно рядом с заглавием рассказа «Завирайка» он дал подзаголовок: «Собачья душа».
Беседа по вопросам:
– Расскажите о первой встрече повествователя с Завирайкой. (Ответы детей)
– Какие ведущие черты его характера уже намечены? (Ответная реакция на доброту, твёрдость, доверчивость, проницательность)
– Какая портретная деталь это подтверждает? (Глаза: «Они не бегали, не моргали, не прятались…настойчиво спрашивали меня…»)
– Какие эпитеты использованы автором при описании внешности собаки? («Блестяще – чёрный, с густо – рыжими подпалинами, широкогрудый и т.д.)
– К какому оценочному эпитету ведут отмеченные средства выразительности? («Отличный гончий пёс»)
– Какие эпитеты служат выражению обобщающей характеристики? («Умна и мужественна»)
– Что ещё автор отмечает в характере Завирая? (Характер Завирая «кроткий и чистый»)
– Есть ли основания утверждать, что автор имеет в виду и человеческие взаимоотношения, когда пишет о собаке? (Есть. В рассказе «Завирайка» Куприн с восторгом пишет о кроткости и чистоте характера охотничьего пса, который «проявил такую преданную дружбу, такую силу доброй воли и такую сообразительность, какие и среднему человеку сделали бы большую честь». Куприн считает, что на розыски «приятеля» (попавшего в капкан Патрашку) заставил пойти Завирайку не тёмный инстинкт, а сознательный ум.)
5. Просмотр электронной презентации «Мир животных Куприна»
6. Подведение итогов
– Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).
7. Домашнее задание
Сочинение – миниатюра на тему «Рассказ, который мне понравился больше всего».
Автор: Нефёдова Евгения Николаевна, учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Энгельса Саратовской области; стаж работы по специальности 14 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Евгения Николаевна, после ознакомления с Вашей разработкой у меня появилось желание ещё раз прочитать рассказы А. И. Куприна. Большое Вам спасибо!
Я родитель, думаю, что данный урок понравится моему ребёнку и не только моему. Детям, действительно, захочется прочитать больше рассказов о животных. А эти рассказы учат отзывчивости и доброте. Спасибо учителю!
Мне понравился урок! Понравилось ваше отношение к животным. Спасибо! Еще я люблю рассказ Куприна "Ю-ю". А самые мои любимые книги - "Олеся" и "Гранатовый браслет" Спасибо за путешествие в мир Куприна !!!
То, что к конспекту урока прилагается электронная презентация «Мир животных Куприна», радует. Урок "живой". Илюстрации добрые, хорошо подобранные. Обязательно воспользуюсь данной разработкой. Спасибо!
Электронная презентация великолепная. Красочные иллюстрации, отрывки из произведений Куприна,
фото писателя, где он со своей любимой собакой Сапсаном, - всё это делает урок увлекательным!
Спасибо учителю. Данный материал пригодится в моей работе с детьми.
Дорогая Евгения Николаевна!
Спасибо вам за эту презентацию, захотелось перечитать рассказы А. И. Куприна. Желаем всего наилучшего.
С уважением ваши ученицы Оксана и Валерия.
Евгения Николаевна! Зная Вас уже несколько лет, посещая Ваши уроки, в очередной раз убеждаюсь: Вашим ученикам повезло, что они встретились с таким творческим учителем! Успехов и удачи!
Замечательная презентация. Очень интересный и добрый урок. Успехов Вам, Евгения Николаевна, и удачи! Рада за Ваших учеников: у них очень талантливый учитель.
Евгения Николаевна! Спасибо вам за прекрасный урок. Ничего подобного по творчеству Куприна не встречала. Творческих успехов Вам и удачи!
Великолепная презентация!!! Прекрасное оформление, интересное содержание. Виден творческий подход учителя к делу. Спасибо большое педагогу!
Презентация - удивительная!
Урок интересный! Разработан ДЛЯ детей; добрый и с душой.Согласна, что творческий подход не на последнем месте! Удачи
Евгения Николаевна! Большое спасибо за интересную работу! Воспитательное значение урока огромно! Это урок Доброты! Чувствуется, сколько Любви и Добра Вы вложили в свою работу! Удачно, на мой взгляд, проведены параллели между творчеством А. И. Куприна и А. П. Чехова, Э. Сетон-Томпсона. Желаю Вам вдохновения в работе и победы в Конкурсе! Спасибо!
Спасибо, Лариса Николаевна! Принимайте тоже участие. Ведь у Вас столько интересных наработок!!!
Уважаемая Евгения Николаевна! Работа очень интересная. Большое спасибо. Молодец!!!
Урок учит доброму отношению к животным ,что очень важно для наших детей сегодня . Спасибо педагогу !!!!!!!
Большое спасибо, Евгений Николаевна! Ваш опыт - методическая копилка как для молодых специалистов, так и для "зубров" российской педагогики! Творческих успехов!
Хотелось бы самому поприсутствовать на таком замечательном уроке! Спасибо за работу!
Спасибо за разработку, она очень полезна. Планирую в начале учебного года провести данное мероприятие в своем классе. Желаю творческих успехов!!!
На уроке тесно переплетаются несколько видов работ: и просмотр презентации, и отрывка из фильма по мотивам рассказа Куприна, и анализ художественного произведения, и работа с иллюстрациями..... Всё это делает урок интересным и разнообразным, а главное - воспитывает у детей чувство грамотного чтеца. Спасибо педагогу за проделанную работу!
Просто превосходно подготовились!!!!!вы должны занять 1 место!!!!!!!верю в победу!!!!!!
Молодец! Как всегда-живо, интересно, красиво! Творите и радуйте коллег и учеников!!!Удачи!
Ольга Анатольевна, рада видеть Вас на портале! Присоединяйтесь к участию в конкурсе!
Евгения Николаевна, Вы - умница! Творческий подход к любой работе- это Ваш козырь. Вы непременно достойны только победы.
Хотелось бы поприсутствовать на таком замечательном уроке! Спасибо учителю!!!
Евгения Николаевна! Большое спасибо за интересный урок! Побольше таких уроков. Удачи и побед в конкурсах!
Соловьёв Анатолий
Уважаемая Евгения Николаевна, огромное спасибо за выложенный урок. Он очень полезен как для новоиспеченных учителей, так и для уже имеющих стаж работы!
Уважаемая Евгения Николаевна!!!
Спасибо вам за разработку урока!!! Побольше бы таких уроков! Побед и успехов вам!!!
Франко Юлия.
Уважаемая Евгения Николаевна! Большое спасибо за Ваш прекрасный урок! Побед Вам в конкурсах.
поставила "пятёрку". яркий, содержательный урок. уверена-детям урок очень понравился.
Урок и презентация - всё великолепно!!! Виден творческий подход педагога! Дети на таком уроке учатся вдумчиво работать с текстом. Подобную работу очень важно продолжать и в старшей школе. Спасибо учителю. Творческих успехов Вам, Евгения Николаевна!!!
Урок просто замечательный!Оформление и содержание - 5 баллов!Успехов Вам, Евгения Николаевна!
Очень интересный и занимательный урок, сама бы такой с удовольствием посетила! Вы - молодец!!Успехов, Евгения Николаевна!
К.К
Урок содержательный, отличное оформлени. Успехов в дальнейших разработках!
Д.Я.
Люблю Куприна и его рассказы.
Ваша работа очень понравилась.
Прекрасная презентация и содержание всего урока!
Желаю только победы ;))
Евгения Николаевна, урок превосходный! И содержательный, и занимательный, а главное интересный.
Желаю вам победы и только победы!
Урок интересный, познавательный
Побольше таких уроков.
Большое спасибо. Молодец!
Я очень люблю животных и рассказы про них. Теперь я прочитаю рассказы Куприна А.И. - Комарова Ирина, 5 б класс
Ваш урок чудный)) Очень интересный и завлекающий, желаю Вам огромных успехов и побед!
Я очень люблю животных и рассказы о них.Теперь я буду читать рассказы Куприна А.И. всю свою жизнь.Болдырева Виктория,5б класс.Евгения Николаевна желаю вам победить в конкурсе!!!!
Отличная статья....лучшая из лучших, победа обязательно достанется вам...всё на 5+
Уважаемая Евгения Николаевна, У Вас представлена замечательная работа. Да, то, что Вы активно прививаете детям любовь к книге, даст свои плоды! Творческих Вам успехов!
Урок просто замечательный...мне очень понравилось.)))Желаю,вам побед в конкурсе!!
Данный урок, действительно, пробуждает у детей интерес к чтению. Спасибо. Буду использовать в своей работе.
Спасибо за то, что показали этот урок, напомнили мне об таком замечательном авторе! Мы с ним почти однофамильцы :)))
Желаю побед и успехов, искренне ваш Куприянов.
П.С. Рику привет передадите?)))
Уважаемая Евгения Николаевна как говорится хорошие уроки полезны и за это вам 5!!! Браво
С.Т.
Евгения Николаевна, очень интересный урок....
думаю что вы обезательно выиграйте!!!!!
спасибо вам что вы у нас есть!!)))
Приятно, что уже с малого возраста приучают детей анализировать художественные тексты, учат внимательно относиться к художественному слову. А это в свою очередь порождает у детей интерес к чтению, не просто интерес к чтению, а интерес к изучению литературы. Вдвойне приятно, что дети работают о образцами русской классической литературы. Ведь, действительно, в критической литературе мало сказано о том, что А.И. Куприн написал огромное количество рассказов о животных. Во многих методических разработках подробно говорится только о рассказе "Белый пудель". ДА. рассказ замечательный, но он социальной направленности. А у Куприна большое количество рассказов о животе детской жестокости по отношению к животным...ных без какой-либо социальной направленности. Это рассказы о животных, в которых наши "братья меньшие" поступают так, как люди. И если дети в этом разберутся, то не будет на улице
Ой, перепутал. Сейчас исправлю. Очень поздно. Спать хочется .А у Куприна большое количество рассказов о животных без какой-либо социальной направленности. В этих произведениях наши "братья меньшие" поступают так, как люди: любят, ненавидят, выручают друг друга (как , например, Завирайка выручил Патрашку - не дал ему погибнуть). И если дети в этом разберутся, то не будет на улице жестокости по отношению к животным....В общем, я хотел сказать, что данный урок несёт огромное воспитательное значение!!! Спасибо за это педагогу, учителю. воспитателю и просто автору данной разработки!!! Видно, что автор сам большой друг животных. Можно как и о Куприне сказать -" великий зверолюб". Евгения Николаевна, продолжайте и дальше воспитывать у детей любовь не только к русской классической литературе, но и ко всему живому.. Удачи Вам!!!
Спасибо большое, Наталья Александровна, за поддержку!!!
Уважаемые коллеги, дорогие дети и просто посетители сайта!!! Спасибо Вам большое за Ваши голоса, тёплые комментарии и проявленный интерес к моей работе. Буду только рада, если кому-то мой материал пригодится в работе! Ещё раз всем спасибо! С уважением Евгения Николаевна.
Евгения Николаевна! Видя Вашу трогательную и замечательную презентацию, остаётся только догадываться о том, какими ещё методическими материалами Вы владеете! Восхищает и активность Ваших сторонников-поклонников!
Спасибо большое, Ирина Адриановна, за Ваши добрые слова!
Евгения Николаевна! Замечательная работа! В очередной раз порадовалась за Вас. Какая Вы умница! Появилось желание принять участие в конкурсе. Удачи Вам! Ольга Семёновна.
Ольга Семёновна! Спасибо за добрые слова! Обязательно принимайте участие в конкурсе, ведь Ваша методическая копилка богата интересными работами. Вдохновения Вам и успехов! Ещё раз спасибо!