Регистрация

Занятие в 1 классе «Познавательные сказки о природе Э. Шима»

  • 5 января 2016

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Занятие по внеурочной деятельности разработано по программе «Вдумчивое чтение» для учащихся 1 класса. Оно было проведено в рамках городского семинара в мае 2015 года учителем начальных классов Греховой Е. Ю. в школе № 49 г. Новоуральска Свердловской области

Тема занятия: Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима.

Цель занятия: Сформировать первичные представления школьников о своеобразии познавательных произведений Э. Шима на материале сказок «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнашки».

Планируемые результаты:

Личностные: 

1. Развитие интереса учащихся к миру животных, воспитание любви и сочувствия к «братьям нашим меньшим».

2. Развитие умения сотрудничать со сверстниками, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

3. Развитие умения осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.

Предметные:

1. Знакомство с особенностью сказок Э. Шима.

2. Совершенствование читательских умений: сравнивать произведения на одну тему, воссоздавать в своем воображении образные картины.

Оборудование: для каждого ученика рабочая тетрадь «Читательский портфель для 1 класса» , выставка книг Э. Шима, портрет автора, картинки лягушки и ящерицы, слайды с изображением цветов и деревьев, картинки деревьев для физминутки, картинки кабанчика и косулёнка, клей-карандаш для учеников, пазлы – ландыша (6 шт.), листы для наклеивания (6 шт.), шаблоны косуленка и кабанчика.

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Педагог: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (учитель читает стихотворение, дети закрывают глаза и слушают, происходит настрой на занятие).

Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
Под ветками зелёными
В тени, в тиши лесной,
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес идём.
Кто хочет в путь ? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.

Педагог: Итак, куда мы отправляемся? (В лес). Да, в любую пору года лес манит своей красотой, богатством красок. Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? (В весенний лес). Почему вы так решили? Докажите.

– Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты!

2. Определение темы и целей занятия

Педагог: Кто из писателей нам сегодня поможет увидеть красоту лесу, разгадать загадки природы, мы узнаем, отгадав ребус. У некоторых из вас на партах есть карточки с цифрами и буквами с двух сторон, вы должны выйти к доске и поставить букву. 

Групповая работа, сотрудничество с одноклассниками.

У детей на партах карточки: с одной стороны – с буквами имени и фамилии писателя Эдуард Шим, а с другой – цифры от 1 до 9.).

Педагог: Итак, что же у нас получилось? Давайте прочитаем. (Эдуард Шим). Сформулируйте тему нашего занятия! (Произведения Э. Шима о природе). 

– А чему мы сегодня будем учиться? (Мы познакомимся: с произведениями Э. Шима о природе. Мы будем учиться: отличать их от других произведений, будем учиться выразительно читать эти произведения; понимать смысл познавательных сказок Шима). 

3. Выставка книг Э. Шима. Знакомство с книгами писателя. Воспитание читательских потребностей.

Педагог: Рассмотрите портрет писателя. Эдуард Шим писал о природе, о животных, рассказывал читателям необычные сказки. В своих книгах он стал необычным «переводчиком»: он переводит язык зверей и птиц на человеческий язык. В своих рассказах и сказках Эдуард Шим передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот.

– Посмотрите, здесь у нас представлена выставка книг этого писателя. Эти книги прочитали ваши одноклассники, они сейчас вам о них расскажут. 

Группа ребят из 4-5 человек рассказывает о прочитанных книгах по следующему плану:

  • Эта книга называется…
  • Её написал (автор)…
  • В ней рассказывается о …
  • Мне понравилось …
  • Эту книгу я взял/-а (в библиотеке, дома, у знакомых)…

Первичное обобщение. 

– Можете ли вы сейчас сказать, что общего у всех книг, которые написал Э.Шим? Что помогло вам сделать это маленькое открытие? (Иллюстрации, названия, рассказ одноклассников).

4. Знакомство с произведениями Э. Шима

Педагог: О чём говорят звери, мы узнаем из первого произведения Э. Шима. А чей же мы разговор сейчас подслушаем, узнаем из загадок.

Дети отгадывают загадки:

Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная сижу,
Дом на речке и в пруду. (Лягушка)

Коль за хвост поймаешь,
Сразу понимаешь,
Хвост в руке, её уж нет,
Это от кого привет? (Ящерица)

Педагог: Кто догадался, о ком будет произведение Э. Шима? Что из загадок вы узнали об этих животных? 

– Ученики прочитают это произведение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие удивительные свойства этих животных раскрыл нам автор.

Чтение по ролям сказки-миниатюры Э.Шима «Лягушонок и Ящерка» (читают 2 подготовленных ученика). После этого дети делятся первичными впечатлениями.

Педагог: Предлагаю вам перечитать текст самостоятельно, при чтении обратите внимание на то, как автор называет героев. Подумайте, почему.

Дети читают текст самостоятельно. Ответы детей после чтения. (Названия героев: Лягушонок, Ящерка. Они маленькие, глупые).

После чтения беседа по вопросам:

  • Что вас удивило? 
  • Что узнали нового и необычного о животных?
  • Что же мы подслушали в лесу – рассказ или сказку?
  • А чем же эта авторская сказка отличается от народных сказок о животных?

Промежуточный вывод. Хотя эта сказка маленькая, но она нам дает новые знания о том, в чем особенности хвостов лягушки и ящерицы, чем они отличия друг от друга. Она познавательная, этим отличаются сказки Э.Шима от народных сказок о животных. 

– А вы хотите ещё что-нибудь интересного узнать о природе? Тогда продолжаем наше путешествие вместе с Эдуардом Шимом. Представьте: мы в весеннем лесу... Если мы пойдём на пригорок, где растет душистая черемуха, и посидим под ней, то можем увидеть следующее...

Просмотр слайдов с изображением черемухи, ландыша, берёзы, одуванчика, подснежника. 

– Итак, что же мы увидели в лесу? (Разные растения, которые появляются весной).

– О каком из этих растений загадка – Белые горошки на зелёной ножке? (Весенний цветок – ландыш).

– Что вы о нем знаете?

– А вот что об этом цветке узнал Э. Шим – мы сейчас узнаем.

Первичное самостоятельное чтение сказки «Ландыш». 

Проверка первичного восприятия:

– Насколько внимательно вы прочитали о ландыше, мы сейчас узнаем. Ответьте на вопросы:

  • Найдите и прочитайте, какие цветки у ландыша.
  • Объясните выражения «колокольчики снежные», «будто светятся в сумерках».
  • А какой запах у ландыша? Как вы понимаете выражение «не надышишься»?
  • Зачем ландышу такие ядовитые цветы?
  • Можем ли мы назвать эту сказку познавательной?
  • Что вы для себя познавательного узнали из этого произведения? (Ответы детей: ландыш – цветок красивый, но у него очень опасные красные ягодки, их нельзя трогать, т.к. они ядовитые).

5. Творческая работа

Педагог: Мне хотелось, чтобы вы очень хорошо запомнили, как выглядит это растение вместе с ягодами. Для этого предлагаю выполнить творческое задание: собрать пазл ландыша, получившуюся картинку наклеить на лист.

Дети выполняют задание в мини-группах по 4 человека.

Педагог: Конечно, это очень красивый цветок, и многие люди собирают их целыми охапками, чтобы поставить в вазу и любоваться. Что бы вы сказали таким людям? Как бы вы повели себя в таком лесу?

6. Физминутка для глаз

Педагог: В лесу растут разные деревья, а знаете ли вы их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, а вы к нему поворачиваетесь.

По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, сирени. Дети находят глазами деревья.

7. Знакомство со сказкой «Полосы и пятнашки». Театрализация

Педагог: А какую пользу деревья приносят животным? В следующем произведении Э.Шима мы узнаем, за что животные благодарят деревья. 

Словарная работа. Обогащение словарного запаса детей. 

– Прочитайте слова на доске, которые встретятся в сказке. 

Косулёнок
Кабанчик
Полосы
Пятнашки
Прятки
Заспорили
Медведица.

Педагог: Какие слова вам непонятны? Кто такой Косулёнок? (Лесной козлёночек, дети рассматривают картинку). Кто такой Кабанчик? (Лесной поросёнок, дети рассматривают картинку). 

– Попробуйте предположить по этим словам, о чём говорится в тексте. (Прием антиципации).

Заранее подготовленные ученики в масках инсценируют сказку «Полосы и пятнашки».

Педагог: Оправдались наши предположения перед чтением? Назовите героев сказки, что вы о них можете сказать?

Чтение сказки вслух по предложениям. После чтения беседа:

Найдите ответ на вопрос, где спрятался Кабанчик и где Косуленок.

  • Как вы понимаете выражения «стреканул в траву, стрельнул в кусты»? 
  • Как им удалось спрятаться? (Окраска зверей).
  • Что им помогло? (Пятнышки, полоски).

– Прочитайте последние 2 предложения. Как вы понимаете их смысл? (Каждый зверь умеет прятаться, скрываться от врага, или играть в прятки по-своему, используя особенности своей расцветки. Поэтому они спорили зря, напрасно, т.к. каждый из них умеет это хорошо делать в своей среде обитания).

8. Индивидуальная творческая работа «Спрячь зверька».

Педагог: У вас на партах есть шаблоны наших героев, выберите любого из них, приклейте в один из прямоугольников на с.31 «Читательского портфеля» и попробуйте его спрятать так, как он спрятался от Медведицы. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом и посмотрите, удалось ли ему спрятать зверька от Медведицы.

Выполнение работы в тетради на с. 31 (Задание №7). Взаимопроверка в парах.

9. Подведение итога урока. Рефлексия. Развитие читательского интереса к книгам Э. Шима 

Педагог: Мы сегодня знакомились со сказками Э. Шима, которые не просто интересны читателям, но в них есть ответы многие на занимательные вопросы. Ответ на какой вопрос вы узнали из этой сказки? (Ответы детей).

– На нашем занятии мы сегодня знакомились с произведениями Э.Шима. Чем они вам запомнились? (Ответы детей: сказки Эдуарда Шима о животных, растениях, природе, они познавательные).

– Вспомните все сказки этого писателя, с которыми мы сегодня познакомились, и отметьте в тетради свое мнение как читателя об этих произведениях (задание в тетради №8 – читательская рефлексия).

– Итак, нам пора возвращаться в класс. Продолжите предложения (на доске, на индивидуальной карточке):

  • Сегодня на уроке я…
  • Теперь я знаю, что…
  • Мне было…
  • Я хочу…

– Кому захотелось ещё прочитать другие сказки писателя Э.Шима? Где вы можете их найти? (Ответы детей: в городской, в школьной, в домашней библиотеке). Наше занятие окончено.

Автор: Грехова Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 49 Новоуральского городского округа.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Адамбаева Людмила Анатольевна

Адамбаева Людмила Анатольевна 08.01.2016 в 16:16

Добрый вечер, Елена Юрьевна. Очень рада познакомиться с материалом учителя начальной школы. При первичном знакомстве с разработкой, подумала, что это урок по учебной дисциплине "Обучение грамоте", но вторичное чтение опровергло первичное. Это занятие по внеурочной деятельности, хотя смею напомнить Вам, что внеурочная деятельность отлична от урочной. Я никак не против того,что ученики сидят за партой. Я за то, чтобы дети больше на занятиях по внеурочной деятельности взаимодействовали вместе, присутствовала бы командная работа. На занятии ребята достаточно много времени уделяют самостоятельному чтению. Это предполагает хорошую скорость чтения у детей, а самое главное, осмысленное чтение. Предусмотрен и анализ произведений, но, как я поняла, фронтальный. Групповой работы не наблюдается. Творческая деятельность предполагала работу с пазлами, но продуктивной её не назовешь на занятии по знакомству с произведениями Э. Шима. А вот инсценирование - это здорово! Дети любят сказки, в них участвовать. Ну. а сколько позитива получают все от такого действия! Успехов в конкурсе!

Галина Павловна

Галина Павловна 10.01.2016 в 06:48

Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо за участие в конкурсе.
Занятие по внеурочной деятельности по программе «Вдумчивое чтение» безусловно большой помощник учителю в первую очередь по совершенствованию читательских умений , а это так важно в первом классе. Анализ произведений с чередованием инсценировок внёс в занятие разнообразие и положительные эмоции.
Желаю Вам удачи в работе и конкурсе!

Любовь Владимировна

Любовь Владимировна 10.01.2016 в 10:33

Здравствуйте,Елена Юрьевна!Жаль,что данное занятие по внеурочной деятельности напоминает урок! А как урок - хорошая версия!Завидую учителю - как умно дети-первоклассники формулируют цель занятия.Вопрос - почему все слова на доске написаны с заглавной буквы,а после последнего слова стоит точка?Для физминутки я бы не стала брать спорное растение (дерево-кустарник) сирень. И об инсценировках - мне кажется,это было бы выгодней сделать на следующем уроке (чтобы произведение на данном уроке для всех детей было новым).

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.01.2020 в 19:30

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 07:45

Отличная работа! Она мне очень пригодилась. Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!