Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Занятие по внеурочной деятельности разработано по программе «Вдумчивое чтение» для учащихся 1 класса. Оно было проведено в рамках городского семинара в мае 2015 года учителем начальных классов Греховой Е. Ю. в школе № 49 г. Новоуральска Свердловской области
Тема занятия: Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима.
Цель занятия: Сформировать первичные представления школьников о своеобразии познавательных произведений Э. Шима на материале сказок «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнашки».
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Развитие интереса учащихся к миру животных, воспитание любви и сочувствия к «братьям нашим меньшим».
2. Развитие умения сотрудничать со сверстниками, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
3. Развитие умения осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
Предметные:
1. Знакомство с особенностью сказок Э. Шима.
2. Совершенствование читательских умений: сравнивать произведения на одну тему, воссоздавать в своем воображении образные картины.
Оборудование: для каждого ученика рабочая тетрадь «Читательский портфель для 1 класса» , выставка книг Э. Шима, портрет автора, картинки лягушки и ящерицы, слайды с изображением цветов и деревьев, картинки деревьев для физминутки, картинки кабанчика и косулёнка, клей-карандаш для учеников, пазлы – ландыша (6 шт.), листы для наклеивания (6 шт.), шаблоны косуленка и кабанчика.
1. Мотивационный этап.
Педагог: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (учитель читает стихотворение, дети закрывают глаза и слушают, происходит настрой на занятие).
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
Под ветками зелёными
В тени, в тиши лесной,
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес идём.
Кто хочет в путь ? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
Педагог: Итак, куда мы отправляемся? (В лес). Да, в любую пору года лес манит своей красотой, богатством красок. Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? (В весенний лес). Почему вы так решили? Докажите.
– Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты!
2. Определение темы и целей занятия
Педагог: Кто из писателей нам сегодня поможет увидеть красоту лесу, разгадать загадки природы, мы узнаем, отгадав ребус. У некоторых из вас на партах есть карточки с цифрами и буквами с двух сторон, вы должны выйти к доске и поставить букву.
Групповая работа, сотрудничество с одноклассниками.
У детей на партах карточки: с одной стороны – с буквами имени и фамилии писателя Эдуард Шим, а с другой – цифры от 1 до 9.).
Педагог: Итак, что же у нас получилось? Давайте прочитаем. (Эдуард Шим). Сформулируйте тему нашего занятия! (Произведения Э. Шима о природе).
– А чему мы сегодня будем учиться? (Мы познакомимся: с произведениями Э. Шима о природе. Мы будем учиться: отличать их от других произведений, будем учиться выразительно читать эти произведения; понимать смысл познавательных сказок Шима).
3. Выставка книг Э. Шима. Знакомство с книгами писателя. Воспитание читательских потребностей.
Педагог: Рассмотрите портрет писателя. Эдуард Шим писал о природе, о животных, рассказывал читателям необычные сказки. В своих книгах он стал необычным «переводчиком»: он переводит язык зверей и птиц на человеческий язык. В своих рассказах и сказках Эдуард Шим передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот.
– Посмотрите, здесь у нас представлена выставка книг этого писателя. Эти книги прочитали ваши одноклассники, они сейчас вам о них расскажут.
Группа ребят из 4-5 человек рассказывает о прочитанных книгах по следующему плану:
Первичное обобщение.
– Можете ли вы сейчас сказать, что общего у всех книг, которые написал Э.Шим? Что помогло вам сделать это маленькое открытие? (Иллюстрации, названия, рассказ одноклассников).
4. Знакомство с произведениями Э. Шима
Педагог: О чём говорят звери, мы узнаем из первого произведения Э. Шима. А чей же мы разговор сейчас подслушаем, узнаем из загадок.
Дети отгадывают загадки:
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная сижу,
Дом на речке и в пруду. (Лягушка)
Коль за хвост поймаешь,
Сразу понимаешь,
Хвост в руке, её уж нет,
Это от кого привет? (Ящерица)
Педагог: Кто догадался, о ком будет произведение Э. Шима? Что из загадок вы узнали об этих животных?
– Ученики прочитают это произведение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие удивительные свойства этих животных раскрыл нам автор.
Чтение по ролям сказки-миниатюры Э.Шима «Лягушонок и Ящерка» (читают 2 подготовленных ученика). После этого дети делятся первичными впечатлениями.
Педагог: Предлагаю вам перечитать текст самостоятельно, при чтении обратите внимание на то, как автор называет героев. Подумайте, почему.
Дети читают текст самостоятельно. Ответы детей после чтения. (Названия героев: Лягушонок, Ящерка. Они маленькие, глупые).
После чтения беседа по вопросам:
Промежуточный вывод. Хотя эта сказка маленькая, но она нам дает новые знания о том, в чем особенности хвостов лягушки и ящерицы, чем они отличия друг от друга. Она познавательная, этим отличаются сказки Э.Шима от народных сказок о животных.
– А вы хотите ещё что-нибудь интересного узнать о природе? Тогда продолжаем наше путешествие вместе с Эдуардом Шимом. Представьте: мы в весеннем лесу... Если мы пойдём на пригорок, где растет душистая черемуха, и посидим под ней, то можем увидеть следующее...
Просмотр слайдов с изображением черемухи, ландыша, берёзы, одуванчика, подснежника.
– Итак, что же мы увидели в лесу? (Разные растения, которые появляются весной).
– О каком из этих растений загадка – Белые горошки на зелёной ножке? (Весенний цветок – ландыш).
– Что вы о нем знаете?
– А вот что об этом цветке узнал Э. Шим – мы сейчас узнаем.
Первичное самостоятельное чтение сказки «Ландыш».
Проверка первичного восприятия:
– Насколько внимательно вы прочитали о ландыше, мы сейчас узнаем. Ответьте на вопросы:
5. Творческая работа
Педагог: Мне хотелось, чтобы вы очень хорошо запомнили, как выглядит это растение вместе с ягодами. Для этого предлагаю выполнить творческое задание: собрать пазл ландыша, получившуюся картинку наклеить на лист.
Дети выполняют задание в мини-группах по 4 человека.
Педагог: Конечно, это очень красивый цветок, и многие люди собирают их целыми охапками, чтобы поставить в вазу и любоваться. Что бы вы сказали таким людям? Как бы вы повели себя в таком лесу?
6. Физминутка для глаз
Педагог: В лесу растут разные деревья, а знаете ли вы их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, а вы к нему поворачиваетесь.
По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, сирени. Дети находят глазами деревья.
7. Знакомство со сказкой «Полосы и пятнашки». Театрализация
Педагог: А какую пользу деревья приносят животным? В следующем произведении Э.Шима мы узнаем, за что животные благодарят деревья.
Словарная работа. Обогащение словарного запаса детей.
– Прочитайте слова на доске, которые встретятся в сказке.
Косулёнок
Кабанчик
Полосы
Пятнашки
Прятки
Заспорили
Медведица.
Педагог: Какие слова вам непонятны? Кто такой Косулёнок? (Лесной козлёночек, дети рассматривают картинку). Кто такой Кабанчик? (Лесной поросёнок, дети рассматривают картинку).
– Попробуйте предположить по этим словам, о чём говорится в тексте. (Прием антиципации).
Заранее подготовленные ученики в масках инсценируют сказку «Полосы и пятнашки».
Педагог: Оправдались наши предположения перед чтением? Назовите героев сказки, что вы о них можете сказать?
Чтение сказки вслух по предложениям. После чтения беседа:
Найдите ответ на вопрос, где спрятался Кабанчик и где Косуленок.
– Прочитайте последние 2 предложения. Как вы понимаете их смысл? (Каждый зверь умеет прятаться, скрываться от врага, или играть в прятки по-своему, используя особенности своей расцветки. Поэтому они спорили зря, напрасно, т.к. каждый из них умеет это хорошо делать в своей среде обитания).
8. Индивидуальная творческая работа «Спрячь зверька».
Педагог: У вас на партах есть шаблоны наших героев, выберите любого из них, приклейте в один из прямоугольников на с.31 «Читательского портфеля» и попробуйте его спрятать так, как он спрятался от Медведицы. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом и посмотрите, удалось ли ему спрятать зверька от Медведицы.
Выполнение работы в тетради на с. 31 (Задание №7). Взаимопроверка в парах.
9. Подведение итога урока. Рефлексия. Развитие читательского интереса к книгам Э. Шима
Педагог: Мы сегодня знакомились со сказками Э. Шима, которые не просто интересны читателям, но в них есть ответы многие на занимательные вопросы. Ответ на какой вопрос вы узнали из этой сказки? (Ответы детей).
– На нашем занятии мы сегодня знакомились с произведениями Э.Шима. Чем они вам запомнились? (Ответы детей: сказки Эдуарда Шима о животных, растениях, природе, они познавательные).
– Вспомните все сказки этого писателя, с которыми мы сегодня познакомились, и отметьте в тетради свое мнение как читателя об этих произведениях (задание в тетради №8 – читательская рефлексия).
– Итак, нам пора возвращаться в класс. Продолжите предложения (на доске, на индивидуальной карточке):
– Кому захотелось ещё прочитать другие сказки писателя Э.Шима? Где вы можете их найти? (Ответы детей: в городской, в школьной, в домашней библиотеке). Наше занятие окончено.
Автор: Грехова Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 49 Новоуральского городского округа.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Добрый вечер, Елена Юрьевна. Очень рада познакомиться с материалом учителя начальной школы. При первичном знакомстве с разработкой, подумала, что это урок по учебной дисциплине "Обучение грамоте", но вторичное чтение опровергло первичное. Это занятие по внеурочной деятельности, хотя смею напомнить Вам, что внеурочная деятельность отлична от урочной. Я никак не против того,что ученики сидят за партой. Я за то, чтобы дети больше на занятиях по внеурочной деятельности взаимодействовали вместе, присутствовала бы командная работа. На занятии ребята достаточно много времени уделяют самостоятельному чтению. Это предполагает хорошую скорость чтения у детей, а самое главное, осмысленное чтение. Предусмотрен и анализ произведений, но, как я поняла, фронтальный. Групповой работы не наблюдается. Творческая деятельность предполагала работу с пазлами, но продуктивной её не назовешь на занятии по знакомству с произведениями Э. Шима. А вот инсценирование - это здорово! Дети любят сказки, в них участвовать. Ну. а сколько позитива получают все от такого действия! Успехов в конкурсе!
Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо за участие в конкурсе.
Занятие по внеурочной деятельности по программе «Вдумчивое чтение» безусловно большой помощник учителю в первую очередь по совершенствованию читательских умений , а это так важно в первом классе. Анализ произведений с чередованием инсценировок внёс в занятие разнообразие и положительные эмоции.
Желаю Вам удачи в работе и конкурсе!
Здравствуйте,Елена Юрьевна!Жаль,что данное занятие по внеурочной деятельности напоминает урок! А как урок - хорошая версия!Завидую учителю - как умно дети-первоклассники формулируют цель занятия.Вопрос - почему все слова на доске написаны с заглавной буквы,а после последнего слова стоит точка?Для физминутки я бы не стала брать спорное растение (дерево-кустарник) сирень. И об инсценировках - мне кажется,это было бы выгодней сделать на следующем уроке (чтобы произведение на данном уроке для всех детей было новым).
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!