Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
УМК «Гармония» Класс 1. Урок №4.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Звенит звонок – начинается урок».
Для отбора содержания были использованы: ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация, интерактивная доска, портрет С. Погореловского; орфографический словарь; толковый словарь; памятки для учащихся: правила сотрудничества, читай выразительно; таблица для взаимоконтроля. Учебник: «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений/ О. В. Кубасова. «Ассоциация 21 век»2011год.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.
Развивающее содержание направлено на формирование УУД. Методы и приёмы:Проблемные, наглядные, словесные, объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые.
Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, знакомятся с художественным произведением.
Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом.
Физическая активность: учащиеся меняют рабочее место, говорят, слушают, читают.
Применение технологии Критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая технология, технологии проблемного и о объяснительно-иллюстрированного бучения.
В центре активности: таблицы самооценки, выразительности чтения, сотрудничества, орфографический и толковый словари, учебники.
Индивидуализация и дифференциация осуществляются через разноуровневые карточки, учёт возможностей учащихся при организации групп.
К уроку прилагается: презентация, физкультминутка, аудиозапись стихотворения.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: знакомство с творчеством и произведением писателя С. Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; продолжение работы над умением правильного, беглого, выразительного чтения; формирование у учащихся личностных и метапредметных УУД.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
План урока, хронометраж времени
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу – 1 мин.
2. Разминка – 1 мин.
3. Проверка домашнего задания – 3 мин.
4. Введение в тему урока – 3 мин.
5. Сообщение темы и постановка задач – 3 мин.
6. Совместное открытие знаний – 20 мин.:
7. Закрепление изученного – 5 мин.
8. Итог урока – 1 мин.
9. Рефлексия – 2 мин.
10. Домашнее задание – 1 мин.
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФУУД |
1.Организационный момент. Слайд №1 |
Психологический настрой. Закройте глаза и передайте привет вашим мамам, папам, бабушкам. Пожелайте им успехов. А себе мысленно скажите: «У меня сегодня всё получится! Я узнаю много интересного и полезного!» – Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках литературного чтения? - Сегодня мы продолжим работать в парах, группах. Вспомним правила сотрудничества. На ваших партах лежат таблички разного назначения. В течение урока вы будете с ними работать. Начинаем наш урок с разминки. |
Словесный метод |
Фронтальная работа |
Создаёт мотивацию учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока. |
Приветствие гостей. Эмоциональный настрой.
Высказывают своё мнение. (Учимся читать: выразительно, целыми словами, без ошибок; учимся мыслить, рассуждать)
|
Регулятивные: учатся ставить задачу. |
2.Разминка. Слайд №2
|
Дыхательная гимнастика. Чтобы правильно читать, надо правильно дышать. Чтение слогов по таблице. Произносим: Тпи тпэ тпа тпо тпу тпы Растянуто; Кратко; В быстром темпе. |
Хоровое чтение
|
фронтальная
|
Проводит упражнение на развитие артикуляционного аппарата.
|
Выполняют дыхательную гимнастику.
|
Регулятивные: развития волевой саморегуляции.
|
3.Проверка домашнего задания. Слайд№3 |
Подумайте и дайте ответы на мои вопросы: Чем отличается театр от радиотеатра? Как вы понимаете слово диалог?
Расскажите, как вы дома организовали домашний радиотеатр по Рассказу Л. Пантелеева «Ау» Кто из ваших родителей вспомнил, как вы или кто – то из членов семьи научился читать? Всё ли сразу получалось? Что говорили вам родители о пользе чтения? |
Словесный
|
Фронтальная форма работы. |
Побуждает к высказыванию своего мнения
|
Высказывают предположение. (В театре видят и слышат актёра, в радиотеатре только слышат. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц).
Выступления учащихся. Учащиеся рассказывают, как они организовали домашний «радиотеатр», как распределяли роли; делятся впечатлениями.
|
Регулятивные: учатся высказывать свои предположения.
Коммуникативные: умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других Личностные: развитие памяти. |
4. Введение в тему урока
Слайд №4 |
Как называется раздел, над которым мы работаем?
На какую тему и о ком произведения в разделе?
Ребята, обратите внимание на рисунок мальчика в учебнике на странице 20. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
А о ком еще пойдет речь на уроке, узнаете, отгадав загадку. Посреди двора стоит копна Спереди вилы Сзади метла. |
Словес-но – нагляд-ный
|
Фронтальная работа |
Создаёт мотивацию к чтению
Учит по описанию предмета подобрать правильное слово – отгадку.
|
Учащиеся вспоминают название раздела и о ком произведения. («Звенит звонок - начинается урок», произведения на школьную тему: о детях). Высказывают предположение. (О некрасивом письме в тетради, о непорядке на столе). Отгадывают загадку, делают вывод. (Кроме мальчика речь пойдёт о корове). |
Личностные: развитие памяти.
Познавательные: учатся находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные: учатся высказывать своё предположение. |
5.Сообщение темы урока и постановка задач.
Слайд №5
Слайд №6 |
Ребята, прочитайте заголовок стихотворения на стр. 21 в учебнике и скажите, как зовут мальчика?
Как вы думаете, почему автор называет мальчика Мишка, а не Миша?
Ребята, как мы можем узнать, почему автор плохо относится к мальчику? Что будем для этого делать?
Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем поучительное и интересное стихотворение С. Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». |
Проблемная ситуация |
фронтальная |
Способствует развитию мыслительных способностей, побуждает обучаемых делать сравнения.
Помогает учащимся поставить задачи урока.
|
Самостоятельно читают заголовок произведения, отвечают на вопрос, как зовут мальчика. (Мальчика зовут Мишка).
Высказывают предположения (Автор плохо относится к мальчику, наверно мальчик в чём – то провинился, не заслуживает уважения.)
Учащиеся предполагают, как можно решить задачу. (узнать отношение автора к герою, через чтение и анализ произведения).
|
Познавательные: Учатся находить ответ на вопрос в заголовке произведения
Регулятивные: учатся высказывать свою версию на основе заголовка текста.
Коммуникативные: учатся строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
6.Совместное открытие знаний. Слайд№7
Слайд № 8
Гимнастика для глаз
Слайд № 9
Слайд №10
Слайд №11
Аудиозапись текста Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
7.Закрепление изученного
Слайд №16 |
Работа над стихотворением С. Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». Знакомство с автором. Стихи детского поэта Сергея Васильевича Погореловского, хоть и написаны были давно, но и сегодня интересны маленькому читателю. Погореловский умел и любил воспитывать. Знакомство с книгами. Его стихи о детях, о школьной жизни, об учёбе. Весёлые и поучительные. Подготовка к чтению. Подготовим ваши глазки и ушки к работе. Вы, глаза, смотрите Меня не подводите Всё запоминайте И смело повторяйте. Ребята, давайте подготовимся к чтению, научимся читать правильно слова перед текстом, так как они встретятся в стихотворении.
Работа с «семьёй» слов. Прочитайте вслух слова в рамках на с. 20. Определите сколько в них «семей» слов. - Прочитайте новые слова в каждой «семье» по рядам хором.
Игра «Получи словечко». Давайте поиграем. Слово рассыпалось на слоги. Его нужно сложить. - Какое слово получилось. Читаем целым словом. Игра на внимание. Следующее задание на внимательное отношение к слову. Чем отличаются слова Мишка – мишка?
Внимательно посмотрите на цепочку слов в учебнике на стр. 20 внизу. Объясните, что изменилось в словах, какой буквой они различаются, какое значение имеет каждое слово? Анализ первичного восприятия текста. Ребята, послушайте стихотворение С. Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». Кому понравилось стихотворение? Чем? Можно ли его считать смешным? Почему же корова рассердилась на Мишку?
Чтение стихотворения учащимися и его анализ. Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно и сделайте пометки по ходу чтения.
Было ли для вас что-то непонятным во время чтения? Кто обратился за советом к своему другу – соседу по парте? У кого есть вопросы ко мне? Почему же корова назвала мальчика лодырем?
В кого предложила превратить Мишку корова? Найдите ответ в тексте.
Физминутка.
Работа со словарным словом «корова». Ребята, чтобы избежать подобной Мишиной ошибки, нужно запомнить написание словарного слова корова. Поработаем в группах.
Подготовка к выразительному чтению. Ребята, каким даром мы обладаем в отличие от животных?
Почему автор сравнивает корову с живым существом, которое умеет разговаривать?
А ваше отношение к Мишке, какое? Вы осуждаете Мишку, удивлены его написанием, возмущаетесь , или как автор относитесь с иронией? А что такое ирония? Кто может объяснить? Давайте послушаем, что об этом слове написано в толковом словаре Ожегова.
Выразительное чтение. Поработаем в паре. Выберите интонацию, отражающую характер текста: Возмущения Иронии Удивления Прочитайте стихотворение с выбранной вами интонацией. Оцените чтение по таблице. Кто желает прочитать стихотворение классу? А мы вместе попробуем дать чтению ученика совместную оценку. |
Объяснительно-иллюстративный
Видеометод
Наглядный
Продуктивно- практический
Проблемно-поисковый
Аудио метод
Частично – поисковый
Словес-ный
Проблемный вопрос.
Метод письменного контроля и самоконтроля |
Фронтальная работа
Фронтальная работа под руководством учителя.
Индивидуальная форма работы
Груп повая (дифференцированная) форма работы с разной степенью помощи.
фронтальная
Партнёрское взаимообучение и взаимоконтроль.
|
Нацеливает на знакомство с другими произведениями автора.
Организует подготовительную работу перед чтением.
Снимает проблему неосмысленного конспектирования, способствует развитию умения классифицировать поступающую информацию.
Способствует формированию орфографической грамотности.
Учит нестандартно мыслить, высказывать своё мнение
Способствует обогащению словарного запаса через работу с толковым словарём;
|
Учащиеся читают слова, приходят к общему выводу. (Три «семьи» с главными словами: учит, пиши, ряд).
Учащиеся из слогов, выкладывают на парте слово. «Пре – вра – ти – те».
Учащиеся сравнивают слова, делают вывод. (Мишка – имя собственное и пишется с большой буквы, мишка – возможно игрушка – пишется с маленькой буквы)
Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения. Высказывают своё мнение, предположение. ( Скорее поучительным, с небольшой насмешкой. Можно и шутливым. Смешно видеть у мальчика в тетради непорядки, которые даже корова заметила. Она возмущена нерадивостью ученика).
Учащиеся самостоятельно читают текст. По ходу чтения делают пометки: V – новое; ?- непонятное; + могу объяснить.
Учащиеся отвечают на вопрос по тексту и приходят к выводу. ( Мишка не старался красиво писать в своей тетради. Он не хотел учиться). Ответ зачитывают по тексту.
Учащиеся объединяются в группы. Каждая группа имеет своё задание. 1группа – выложите слово корова , подбирая правильно слоги. 2 группа –поработайте с орфографическим словарём. Назовите родственные слова к слову корова. 3 группа – выложите ассоциативный ряд, связанный со словом корова. Корова, даёт, ест, молоко, трава.
Высказывают предположение. (Мы умеем говорить. Корову автор сравнивает с живым существом, чтобы она могла выразить своё возмущение по отношению к Мишке). Ученик из класса зачитывает об иронии из словаря.
Учащиеся читают текст выразительно по учебнику; оценивают чтение согласно таблице.
|
Личностные: учащиеся воспринимают дополнительную информацию об авторе и его творчестве.
Личностные: развитие внимания, памяти.
Познавательные: формируется умение обобщать по признакам
Познавательные: учатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Предметные результаты: учатся воспринимать на слух стихотворение, отвечают на вопросы учителя по содержанию текста
Познавательные УУД: учатся соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Регулятивные: учатся высказывать своё предположе-ние.
Познавательные: умение работать со словарями.
Коммуникативные: учатся работать в паре. Личностные: учатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
8. Итог урока. Слайд №17
Слайд №18. |
Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?
Что нужно для того, чтобы в тетрадке был порядок?
Давайте вспомним начало урока, где говорили о том, что автор неуважительно относится к мальчику. Мы можем ответить на вопрос, почему автор называет мальчика «Мишка? А вы, ребята, хотели бы быть похожими на Мишку? |
Словесный |
фронтальная работа |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
|
( Стихотворение «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»). Высказывают своё мнение. ( Писать красиво, стараться, быть прилежными. Пусть не всё получается, но писать аккуратно).
Вспоминают проблемный вопрос. Подводят итог урока. Мишка – лодырь, лентяй. Таких учеников не уважают, а автор относится к своему герою с чувством иронии.
|
Познавательные: формируются умения на основе анализа делать выводы.
Личностные: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определён-ной ситуацией, высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции. Регулятивные: учатся подводить итог своей деятельности. |
9. Рефлексия Слайд №19
Слайд №20
Слайд №21
10. Домашнее задание. Слайд № 22.
Слайд № 23 |
Вспомните, какую ошибку допустил Миша? Написал слово корова с буквой «а». Какое это слово? (Словарное). Что вы знаете о словарных словах? ( Их нужно запомнить). Послушайте потешку и найдите в ней словарные слова, в которых мог бы Миша совершить ошибки. Помогите разобраться в их правописании. Ранним – рано по утру Пастушок: «ту – ру – ру – ру!» А коровки в лад ему Затянули: «му – му – му!». Ты, бурёнушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернёшься вечерком, Нас напоишь молоком.
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. - Пожалуйста, покажите свой выбор. - Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Если вам урок понравился, вы не устали, узнали много нового и полезного, то выберите смайлик с улыбкой, если не понравился – то грустного смайлика. Прикрепите смайликов на лесенку успеха.
Я предлагаю задание на выбор. 1.Ответить на вопросы в учебнике к тексту на стр.22. 2. Составить рассказ к иллюстрации (с. 21) «Про корову» по плану. Спасибо за урок! |
Метод устного контро-ля и самоконтроля. |
Коллективная поиско-вая деятель-ность. |
Подводит учащихся к оценке собственной деятельности.
Предлагает домашнее задание на выбор.
|
Оценивают работу с помощью цветных карточек.
ученики получают советы для выполнения добровольно выбранной ими домашней работы. |
Предметные: учатся воспринимать на слух. Регулятивные: учатся высказывать своё предположе-ние в результате прослушива-ния.
Личностные: способствует развитию у учеников самодисциплины, чувства долга и силы воли. |
Используемая литература.
1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н. Н. Деменевой. – М.:АРКТИ, 2012.- 152 с.(начальная школа).
2. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1- 4 классах/авт. – сост. О. В. Росланова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 139 с.
3. Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе (Часть1,основные группы уроков, методика): Практ. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК.- Ростов нД ЗАО «Книга»; изд.-во «Учитель», 2008.- 224 с.
4. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1- 4 классы. – М.: ВАПКО, 2007.- 240 с.- (Мастерская учителя).
5. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебнику О. В. Кубасовой/авт. – сост. Г. П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2012. – 166 с.
6. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2010.
7. О. В. Кубасова. «Литературное чтение». Программа 1-4 классы. /Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2010.
8. Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 1 класс/ Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2011.
9. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебнику О. В. Кубасовой/авт.- сост. Г.П. Попова.- Волгоград:Учитель, 2012.- 166 с.
Автор: Шарапова Галина Петровна, учитель начальных классов МБОУ Лужайская ООШ, 1 квалификационная категория, педагогический стаж 20 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Галина Петровна. Если просто прочесть 2 столбик(который почему-то назвали " Содержание учебного материала")в представленной карте - вопросов не возникает. Урок интерсный,продуктивный,всё к месту,Но вот фразы - "Для отбора содержания были использованы: ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация, интерактивная доска...", "Физическая активность: учащиеся говорят, слушают, читают",аудио и видеометод...очень портят Ваш конспект.
Никак не прослеживается "Метод письменного контроля и самоконтроля",равно как и проблемный вопрос с "поисковой деятельностью". Мне кажется,научит нестандартно мыслить - это очень-очень трудно,скорее всего,это дано "от бога".Но даже если Вы и обладаете этим, то подтверждения этому,увы,нет.
Уважаемая Галина Петровна! Спасибо Вам за участие в конкурсе. Я обратила внимание, что это Ваша первая попытка на портале и пусть она будет удачной.
Конструкт урока, действительно составлен по требованиям ФГОС, соблюдены этапы, включены, все "модные" слова, среди всего этого обилия слов, я разглядела Педагога с большим стажем и желанием работать по-новому. Да, шероховатости в конструкте есть, но... как без них? Жаль, что нет визуального сопровождения, зато есть список используемой литературы! Желаю Вам удачи, Галина Петровна! Ждём Ваши работы ещё!
Хороший, рабочий конспект! Не обращайте внимание на язвительные комментарии некоторых присутствующих, удачи Вам в работе) мой голос Вам))
Спасибо за поддержку!. Это первая моя работа опубликованная на сайте. Я думала, что урок не пройдёт.
Доброе утро, Анна Александровна. Вы - психолог. А психолог обязан владеть своими эмоциями и настроением. Причем, Вы. как никто другой знаете, что мнение психолога не должно влиять на мнение, суждение, выбор другого человека. Считаю, Ваша фраза неудобна, прежде всего, для Вас.
Галина Петровна, доброе утро. Приятно, что педагоги откликаются на призыв представлять свой опыт публично. Ваш материал интересен для многих педагогов в части грамотного оформления, четкого структурирования, результата деятельности. Хочу предложить Вам несколько советов. Во время сообщения темы урока Вы сформулировали свою фразу так: "Автор плохо относится к мальчику, наверно мальчик в чём – то провинился, не заслуживает уважения". Вы не можете утверждать, плохо или хорошо относился к своему герою автор. А вот о чувствах, которые проявлял автор к действиям героя, говорить можно. Ведь сам мальчик Мишка, наверное, хороший ребенок, хотя, вполне возможно, и вымышленный герой. Его действия вызвали осуждение автора. Упехов в конкурсе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.