Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Предметная область: русский язык и литература, история, краеведение.
Участники проекта: возрастной диапазон обучающиеся 3-6 классов.
Сроки реализации проекта: январь-апрель 2015 года.
Цели проекта: 1) создание условий для развития исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС ООО; 2) нравственно-патриотическое воспитание учащихся, сохранение исторической правды малой родины, всей страны.
Задачи проекта:
Описание проекта
Данный проект предполагает развитие исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе, развитие социализации личности учащихся в процессе нравственно-патриотического воспитания школьников. По своему типу проект является практико-ориентированным. Проект реализуется параллельно с двумя другими проектами, посвящёнными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. «Слово о ПОБЕДЕ» и «Их именами названы улицы нашего города». Дети имеют право выбрать один из 3-х понравившихся проектов.
Возрастные особенности учащихся 3-6 классов уже способствуют их участию в исследовательской деятельности (и учебно- и проектно-), что позволяет им сформировать аналитические умения, расширить общий кругозор, совершенствовать самостоятельность; сформировать собственное мнение об окружающем мире; позволяет развить креативные способности, целеустремленность.
Таким образом, дети, вовлечённые в исследовательскую работу, овладевают не только специальными знаниями по предмету «Русский язык» или «Литература», но и приобретают надпредметные и метапредметные компетенции, а это уже требования нового федерального государственного образовательного стандарта, который уже реализуется в начальной школе и планируется ввести в основной школе в 2015-2016 учебном году в обязательном порядке, где большое внимание уделено деятельности педагога в нравственном воспитании учащихся.
Собранный материал может использоваться и ребятами, и учителями в качестве примеров на уроках, на внеклассных занятиях, на кружковых занятиях по русскому языку, литературе, по истории, краеведению при изучении различных тем, например: «Лексика. Лексическое значение слова», «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки», «История моей семьи в истории страны» и т.п. Материал привлекает внимание к важной проблеме – сохранение правдивой истории своей страны
Информационные технологии
При реализации проекта большую помощь оказывает информационно-коммуникативная технология, что позволяет использовать компьютер как источник учебной информации (расширенный доступ к сети Интернет), наглядное пособие (возможность мультимедиа), индивидуальное информационное пространство, инструмент учащихся для создания презентаций, текстовый редактор, средство коммуникации и связи между учителем и учеником, между учащимися.
Кредо проекта: «Хотим всё знать!»
Актуальность и оригинальность проекта
Великая Отечественная война – великое и страшное событие в истории нашей страны. В наших семьях, моём классе, моей школе, в моей стране принято с уважительным почтением и благодарной памятью вспоминать это событие. Война 1941-1945 годов со стороны русского народа носила освободительный характер, захватнической она была со стороны фашистской Германии. Советские воины защищали ценой собственной жизни свою родину, свой народ, своё будущее – нас, поэтому недавно придуманные факты о советских воинах-захватчиках-террористах, угнетавших чуть ли не всю Европу, вызывают негодование. Фальсификацию исторических фактов Великой Отечественной войны я считаю тоже своего рода захватнической войной только в отношении исторической правды.
Великая Отечественная война имеет огромное значение не только в масштабе нашей страны, но и в масштабе каждой российской семьи.
Своим проектом я хочу внести пусть маленький, но вклад в дело сохранения исторической памяти о роли народа России в победе над захватчиком фашизмом.
Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:
Учебные материалы - компоненты педагогической деятельности в реализации данного педагогического проекта в сотрудничестве с учащимися:
Используемые методы: проблемно-поисковый; метод «учимся вместе»; метод («дерево решений»); метод формулы «ПОПС»:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…
Это простая, но эффективная форма работы с детьми, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме.
Реализация проекта
1 этап. Задание: определить этимологию и лексическое значение слова «богатыри», указав не менее трёх источников.
2 этап. Задание: подобрать пословицы и поговорки со словом или значением «богатырь» в языках разных народов.
3 этап. Задание: составить собственные пословицы, краткие изречения со словом или значением «богатырь».
4 этап. Задание: подготовить сообщение, презентацию о богатырях русского и татарского народов из УНТ.
5 этап. Задание: подготовить сообщение, презентацию о «богатырях» русского и татарского народов во время Великой Отечественной войны 1812 года.
6 этап. Задание: подготовить сообщение, презентацию о «богатырях» русского и татарского народов во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Можно использовать семейные истории.
7 этап (заключительный). Задание: подготовить выводы в форме проекта, альбома, учебно-исследовательской работы по предыдущим 6 этапам проекта.
8 этап. Защита проектных работ отдельных учащихся в рамках предметной недели в научно-практической конференции школы № 21 г. Альметьевска.
Найти репетиторов для дошкольников и школьников по всем предметам можно тут.
Литература:
1. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
2. Фёдорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. / Т.Л.Фёдороа, О.А.Щеглова. — М.: ЛадКом, 2008. — 607 с.
3. Петрова М.В. Словарь синонимов. / М.В.Петрова. — М.: Рипол Классик, 2014. — 256 с.
4. КругловЮ.Г.«Русские народные пословицы и поговорки»./ Ю.Г.Круглов - Москва: «Просвещение», 1990.- 333с.
5. 1000 пословиц и поговорок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1999. - 224с.
6. Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в мир пословиц и поговорок»./Воронкевич О.А - С-ПБ, «Детство_ПРЕСС», 2002, 160с.
7. «Пословиц мудрые уроки»: Методические материалы. – Иркутск, 2001. – 280с.
Автор: Миронова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории (бронзовый сертификат качества соответствия No.14582 от 30.07.2014г "Образовательные услуги для детей" СТП.ССИТ.16.12.), МБОУ СОШ №21, г. Альметьевск Республики Татарстан. Педстаж 20 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталия Петровна, у вас интересный проект. Его тема актуальна всегда, особенно в этом юбилейном году. Понравилось современное оформление в соответствии с требованиями ФГОСов. Но не хватило фотоматериала, для полного восприятия. Спасибо.
Уважаемые авторы! Теоретическая часть вашей работы логична и подробна, но практически не подкреплена: презентация, исследовательская работа, альбом о которых идет речь не представлены, хотя бы фрагментарно, удачи и новых интересных проектов!
Уважаемая Наталия Петровна! Спасибо за участие в конкурсе! Ваш проект актуальный, патриотический, методически грамотно оформлен. Несомненным достоинством Вашего проекта является его оформление в соответствии с ФГОС. Но, соглашусь с мнениями экспертов, Вы представили, скорее, тезисы проекта, нежели сам проект. Хотелось бы увидеть подробное описание этапов проекта, фотоматериал, результаты проекта. Удачи в конкурсе!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!