Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Данный урок внеклассного чтения по программе Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение». Эта программа привлекла меня в первую очередь целью – сформировать думающего читателя, которому необходимо чтение как средство развития и самообразования. Кроме того, в данной программе я увидела возможности для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который лежит в основе программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, по которой работаю с 1993 года.
Тема урока: В.К. Железников «История с азбукой». Рассказ.
Цели урока:
Планируемые результаты:
Личностные: эмоционально воспринимать поступки героев литературного произведения; иметь первоначальные представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;
метапредметные: регулятивные – осуществлять действие по образу и заданному правилу; познавательные – осознанно воспринимать содержание литературного произведения, понимать фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста; коммуникативные – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;
предметные: научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получить возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг, листы для групповой работы, рабочая тетрадь «Читательский портфель» для 3 класса.
Подготовительная работа
За две недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: прочитать произведения В.К.Железникова. За неделю до занятия учитель предлагает ребятам выполнить задание на выбор: подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря), поработать с толковым словарём (найти объяснение слов: азбука, рыцарь, пионервожатый, чудак, чучело) или составить список произведений про азбуку.
1. Оргмомент. Актуализация знаний
Учитель: У меня в руках три предмета: журнал «Мурзилка», книга и диск с фильмом. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор.)
2. Введение в тему. Рассказ учителя об авторе с использованием презентации
Учитель: Да, ребята, вы правы. Объединяет автор – Владимир Карпович Железников. Он родился 26 октября 1925 года. После окончания Литературного института имени М.Горького писатель начал работать и публиковаться в журнале «Мурзилка». Первая книга В.К.Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Потом было много книг, и одной из самых знаменитых стала книга «Жизнь и приключения чудака», в которой автор рассказал о пионервожатом.
– А кто из вас узнал и может объяснить, кто такой пионервожатый. (Ответы учеников.)
– По этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б». Фильм очень понравился зрителям, а его главный герой Боря со смешной фамилией Збандуто очень полюбился ребятам.
-Откройте «Читательский портфель» на стр. 36 и прочитайте информацию об авторе.
– А книге «Чучело» предшествовал киносценарий, написанный В.К.Железниковым. Интересно, что сначала повесть «Чучело» была напечатана в журнале «Пионер» под названием «И всего-то несколько дней». Почему автор сменил заголовок? Может быть, когда вы прочитаете книгу, вы сможете ответить на этот вопрос? Главную героиню повести и фильма считают чудачкой.
– А кто может объяснить значение слова чудак, чудачка?
Герои книг В.К.Железникова – мальчишки и девчонки, за чудачеством которых скрывается благородство, доброта, сострадание, забота о слабых и беззащитных. Они не могут пройти мимо несправедливости и горя, они остро чувствуют чужую боль и умеют помочь в трудную минуту.
С таким героем мы сегодня и познакомимся в рассказе «История с азбукой».
3. Антиципация
– Кто знает значение слова азбука? Каким синонимом можно заменить это слово? О ком и о чём данный рассказ? Какие герои будут в рассказе писателя? Выскажите свои предположения.
4. Работа с рассказом «История с азбукой» В.К.Железникова
– Наверное, какое-то необычное событие вдохновило писателя на создание этого рассказа.
– А какие необычные истории были в вашей жизни, когда вы читали Азбуку, Букварь? (Ребята рассказывают истории, подготовленные дома.)
5. Комбинированное чтение рассказа В.К.Железникова.
(Рассказ читают учитель и хорошо читающие ученики.)
6. Беседа после первичного восприятия
– Что тронуло в рассказе?
– Подтвердились ли ваши предположения перед началом чтения?
– Какой эпизод в рассказе показался грустным? Какой – радостным?
– Кто из героев особенно понравился? Почему?
7. Составление характеристики главного героя
Выполнение задания №1 на стр.38 в «Читательский портфеле». Своё мнение школьники подтверждают словами из текста (выборочное чтение).
– Можно ли главного героя назвать рыцарем? Кто такие рыцари?
– Но автор называет рыцарем Серёжу. Почему? Найдите в тексте доказательства. (Ребята находят слова «…он был не из тех, кто бил лежачих»). Как вы понимаете эти слова?
8. Словарная работа
– Все ли слова в тексте вам понятны? Объясните, что значат выражения: «сидит как статуя», «утиной походочкой», «впутываться в чужие дела», «сочинять на память», «весело на душе».
9. Загадка от автора.
– В содержании рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя». О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?
(Дети находят в тексте, что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира – Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова.)
10.Творческое задание
– Давайте ещё раз вспомним, что значит слово азбука? Каким синонимом можно заменить это слово?
– А могли бы мы заменить слово азбука в названии рассказа? «История с алфавитом»? «История с букварём»? Есть много произведений о буквах, об алфавите (азбуке). Готовясь к этому уроку, какие вы нашли?
(Ученики показывают свои списки книг, в названиях которых есть слово азбука.)
– Можно ли рассказ В.К.Железникова отнести к этому списку? Почему?
– Выскажи своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ?
Учитель: Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В.К.Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку. Мне кажется, что для автора важнее показать читателям азбуку добра в поступках своих героев. Научить вас взаимовыручке, взаимопомощи. Этому тоже нужно научиться. Эти умения очень важны в жизни. Мы с вами на внеурочных занятиях по этике тоже затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам. А нужно ли помогать незнакомым людям? Кому и как мы можем помочь?
(Дети высказывают предложения сделать малышам из соседнего детского сада снежную горку во дворе, ребятам из детского дома собрать в подарок библиотеку книг, школьникам Донбасса выслать школьные принадлежности, принимать активное участие в объявленных в городе акциях.)
Все предложения ребят учитель записал, чтобы подробно обсудить их на внеурочном занятии по этике.
11. Работа в группах
(Данный этап урока нацелен на умение работать с текстом).
– Как можно текст данного рассказа разделить на части? Посоветуйтесь в группах, на сколько частей можно разделить текст и дайте название каждой части.
12. Представление результатов работы каждой группы
После выступления каждой группы с результатами работы ребята пришли к выводу, что текст делится на три смысловые части и выбрали для этих частей заголовки:
1. Встреча с девочкой в школе – «Грустная первоклассница».
2. Разговор героев рассказа во дворе школы – «Наука – сложное дело!»
3. Разговор героев рассказа во дворе дома – «Отличное настроение».
13. Домашнее задание
Каждая группа на уроке разделила текст на три части, а дома пофантазируйте и придумайте четвёртую часть – продолжение рассказа. Или выполните задание №3 на стр.38 из рабочей тетради «Читательский портфель». (Вспомни того, кто помогал тебе в трудную минуту. Расскажи об этом.)
14. Рефлексия урока. «Свободный микрофон»
– Представьте, что у вас в руках микрофон, выскажите свои впечатления об уроке, закончите предложения.
Сегодня я узнал(а)… Было интересно...
Я понял(а), что… Я умею…
Теперь я могу… Я попробую…
Я почувствовал(а), что… Меня удивило…
Я приобрёл(а)… Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Используемая литература:
1. Посашкова Е.В. Программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» для обучающихся начальной школы. Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.
2. Посашкова Е.В. «Вдумчивое чтение» в 3 классе с использованием учебного пособия «Читательский портфель». Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.
3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие/Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2013г.
4. Посашкова Е.В. Учебное пособие «Читательский портфель для обучающихся 3 класса». – Екатеринбург: Литстудия, 2013.
Автор: Самондросова Лилия Александровна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ «СОШ№81», педагогический стаж 29 лет. Россия, Алтайский край, г.Барнаул.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Лилия Александровна.Радует,что в школах остались уроки внеклассного чтения,тем более - что они реализуются посредством авторской программы Е.В.Посашковой.Немножко настораживает предварительная подготовка к уроку (пред.домашнее задание)- в 1 классах его как такового вообще не должно быть,но если данный урок представить как занятие по внеурочке- то вполне приемлимо.По структуре урока -не совсем логично представлен этап - Оргмомент. Актуализация знаний(на мой взгляд);словарную работу,наверное,нужно провести либо сразу после прочтения,либо после первичного восприятия(чтобы у детей сразу сложилась целостное видение рассказа).Непонятным осталось для меня - каким образом Вы формируете регулятивные УУД – осуществлять действие по образу и заданному правилу и где шло моделирование обложки книги.Творческого задания,как такового,не случилось - просто дети высказали свои идеи.Буду рада,если поясните!
Уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо за внимание к моей работе, но хочу сделать некоторые уточнения. Во-первых, данный урок проводится не в 1 , а в 3 классе. Если Вы знакомы с программой Посашковой Е,В,, то должны об этом знать. Во-вторых, непонятно Ваше суждение о словарной работе. Данный этап проводился после первичного восприятия текста и даже после составления характеристики главного героя. Считаю, что у детей к этому этапу работы уже сложилось целостное видение рассказа.Тем более, что данное произведение было в списке рекомендованных текстов для прочтения, и многие ребята познакомились с ним ещё до урока. В-третьих, Вы правы, что логика у каждого своя, и поэтому я считаю, что творческое задание было на уроке двух видов: домашнее задание на выбор и задание, когда дети предлагали добрые дела с перспективой на будущее. Все предложения детей мы реализовали во время внеклассной работы. Разве это не творчество? По-моему, здорово, когда творческое задание не ограничено рамками урока, а продолжается в нашей жизни. И последнее. Ваше замечание по поводу формирование регулятивных УУД. Может быть мы с Вами вкладывает разные понятия в эти термины? Для меня регулятивные УУД - это уметь ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать. Другими словами - уметь учиться. Думаю, Вы согласитесь с тем, что нельзя на одном уроке показать формирования всех видов УУД. Обратите внимание на этап рефлексии. Ребята проводят рефлексивную оценку! А работу по моделировании обложки я сознательно не включила в урок. Потому что эту работу не обязательно делать на каждом уроке, тем более на таком плотном, каким я запланировала данный . Хочется узнать Ваш УМК и посоветовать читать авторов развивающего обучения: Эльконина,Давыдова,Репкина и др. Ведь системно-деятельностный подход, положенный в основу новых стандартов, взят из развивающего обучения! Удачи в работе.
Спасибо за разъяснения,Лилия Александровна!Сразу извинюсь за невнимательность - сбила с толку фраза из "предварительной работы"- "подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря),",хотя заметила,что в используемой лит-ре указан 3 класс.
О логике начала урока:мне показалось,что не может быть один автор у диска,книги и журнала,ведь не Владимир Карпович Железников изобрёл диск и создал журнал "Мурзилка",так ведь?т.е.,Ваша фраза - "Да, ребята, вы правы. Объединяет автор..." - неправильно сконструирована.
Для меня УУД означает то же,что и для Вас. Но Вы сами указали именно эти виды УУД в планируемых результатах:
"метапредметные: регулятивные – осуществлять действие по образу и заданному правилу;" "предметные: научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги;" - но на уроке этого не видно(я ведь не про все виды УУД вела речь,а только про то,что Вами написано).Значит,не нужно было это включать в конспект урока,и не было бы вопросов.
Дом.задание - творческое,бесспорно,но я опять же говорила о выделенном Вами этапе урока-"Творческое задание".и здесь.на мой взгляд,ПРОДУКТИВНОЙ деятельности детей не было,ведь реализация их предложений не на данном уроке прошла.верно?
Я работаю по программе РО Л.В.Занкова,во внеурочной работе с 1 класса использую тетради-тренажёры М.В.Беденко "Смысловое чтение".Конечно же,я знаю идеи и методы системно-деятельностного подхода,стараюсь их реализовать на практике.
За совет спасибо,и Вам хочу посоветовать - старайтесь и документально реализовать идеи сист-деят. подхода - ведь нужна технолог.карта,Вы согласны?
И вам удачи - во всём!
Уважаемая Любовь Владимировна! Рада, что наша переписка и обмен мнениями продолжаются. Данный материал я готовила, выполняя определённые условия. И одним из условий было расположение материала в форме статьи, а не таблицы. Именно поэтому я и отказалась от технологической карты. Хочу ещё раз сказать спасибо за Ваше мнение и в свою очередь поблагодарить за Ваши материалы. Восхищает, что в наше непростое время есть учителя, которые думают, пробуют, созидают. Только один вопрос - где взять время на такую творческую работу? Как Вы с этим справляетесь? Удачи, успехов, а главное здоровья, чтобы были силы и желание работать также плодотворно.
Уважаемая Лилия Александровна, мне понравился ваш урок внеклассного чтения, который сейчас большая редкость. Есть некоторые замечания, но на них уже указали, не буду повторяться. От меня 5 за работу.
Уважаемая Лилия Александровна. Хорошая работа, разработанная в соответствии с требованиями системно- деятельностного подхода. Вы используете различные виды работ, хорошая творческая работа. Спасибо за работу. Удачи!
Уважаемая Олеся Викторовна, спасибо за добрые слова. Желаю и Вам удачи и успехов в нашем нелёгком труде.
Уважаемая Лилия Александровна! Спасибо за предоставленный материал! Добротная работа, предполагаю, будет пользоваться примером для построения внеклассного урока. Дети - активные участники, размышляющие и рассуждающие. Удачи Вам и новых творческих находок!
Уважаемая Любовь Николаевна! Рада, что урок вызвал интерес.Спасибо за добрый отзыв. Вам тоже желаю удачи и творческих успехов!
Лилия Александровна, насыщенный плотный урок, мне не хватило технологической карты. Без неё как-то уже не воспринимается конспект.
Уважаемая Лилия Александровна, с интересом познакомилась с вашим материалом. Понравились различные виды работ, интересная рефлексия "Свободный микрофон. Желаю Вам творческих задумок! 5+
Спасибо, Татьяна Николаевна, за добрые слова. И Вам желаю творчества и успехов!
Уважаемая Лилия Александровна ! Поздравляю с выходом в финал! Удачи и успехов !
Уважаемая Лилия Александровна! Примите поздравления с выходом в финал на 3 этапе конкурса! Удачи Вам и творческих успехов!