Всем родителям и педагогам известна целительная сила сказки. В данной работе я хочу рассказать о практическом опыте по использованию так называемой сказкотерапии в своей профессиональной деятельности педагога-психолога. Я работаю в детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью. И, конечно, сталкиваюсь с эмоциональными и поведенческими затруднения своих подопечных.
Как показывает мой опыт, сказкотерапия очень помогает в работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми, с агрессивными детьми с деструктивным поведением, а также с детьми, имеющими психосоматические заболевания. Использование сказок в образовательном процессе помогает ребенку осмыслить свои проблемы, найти пути их решения.
Как я организую свой учебно-воспитательный процесс?
Назову лишь основные моменты:
1. На своих занятиях поддерживаю особую доброжелательную атмосферу. В ребенке важно поддержать все доброе и радостное, что в нем есть, признать его право на любые эмоции и переживания, но при этом сохранить и социальные требования к проявлению этих чувств.
2. Внимательно наблюдаю за поведением детей и интерпретирую их реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений.
3. Занятия провожу в малых группах – по 4-6 человек.
4. Внимательно подхожу к выбору литературного материала.
Так как процесс чтения для моих детишек порой вызывает большие затруднения, стала больше использовать аудиосказки. Как найти множество качественных сказок в одном месте? Хочу поделиться своей методической находкой. Нашла на сайте https://web-skazki.ru/ великолепный подбор литературного материала, который очень удобно скомпонован по тематике, жанрам, по возраст слушателя.
Каждое произведение сопровождается как самим текстом, так и его аудио версией с классическими исполнителями. Очень понравилось и то, что перед каждым текстом дан небольшой методический комментарий. Сказки можно слушать как на самом сайте, так и при необходимости бесплатно скачать к себе на компьютер или на телефон. Так что теперь я обеспечена как народными, так и литературными сказками разных авторов.
5. Для создания позитивной атмосферы каждое занятие с детьми начинаю с небольшой игры «Приветствие», в которой дети приветствуют друг друга или говорят друг другу комплименты. Затем дети рассказывают о своих проблемах, о своих успехах и неудачах, которые произошли с момента последнего занятия.
6. После этого начинаем входить в сказку. Целью этого этапа является создание мотивации на совместную работу. Также на этом этапе провожу психотерапевтические игры (в зависимости от проблем детей, участвующих в группе).
7. Затем вместе с детьми слушаем сказку, а потом начинается обсуждение героев сказки, мотивов их поступков. Все это служит цели выявления и понимания мотивов поступков и слов героев. Для это задаю следующие вопросы:
А чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю такие вопросы:
Можно задать и такие вопросы: Что приносят поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он поступает плохо, в каких – хорошо? Важно, чтобы ребёнок понял возможные способы разрешения трудной жизненной ситуации.
8. Следующий этап занятия – это драматизация сказки, здесь дети проигрывают ситуации, сложившиеся в данной сказке. На этом этапе используются также различные игры: ролевые, связанные с сюжетом сказки, направленные на разрешение трудностей и проблем детей.
Сказка притягательна для детей своим вымыслом, она позволяет свободно мечтать и конструировать новую реальность. Но что важнее для меня как психолога – сказка сталкивает слушателей со сложным миром взрослых чувств и переживаний, позволяет детям войти в него и научиться в некоторой степени понимать себя и управлять собой. Сказка помогает ребенку различать добро и зло, усваивать моральные нормы и правила поведения.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.