Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в начальной школе»
Методический паспорт проекта
Предмет – литературное чтение.
Предмет – ознакомление с окружающим миром.
Тип проекта – творческий, информационный.
Творческое название – «Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа».
Сроки проведения – 2018 – 2019 уч. год.
Цели и задачи (формирование УУД)
Личностные: развитие познавательных интересов учащихся, мотивации учебной деятельности, осуществление рефлексивной самооценки учащимися, развитие навыков сотрудничества в коллективе.
Метапредметные (регулятивные УУД, предметные УУД, коммуникативные УУД): овладение учащимися способами обобщения, установление причинно-следственных связей, развитие умения структурировать текст, выделять главное в нём, использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение умением вести диалог, строить монологическое контекстное высказывание, овладение основами коммуникативной рефлексии.
Основополагающий вопрос (обоснование темы) – проект предусматривает создание познавательного и литературного клуба для учащихся 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы II вида.
Проблемные вопросы (актуальность выбранной темы) – формирование интереса к чтению у учеников начальных классах и поддержание этого интереса у учащихся старших классов, побуждение детей к расширению читательского кругозора, обучение детей восприятию текста литературного произведения как некой творческой единицы, которая может быть воплощена в театральном действии, развитие воображения, творческих, артистических способностей, расширение представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных компетенций.
План работы (этапы реализации проекта):
Формы презентации: провести защиту проекта в форме речевого праздника.
В 2015 Год литературы в России побудил авторов статьи к созданию в школе читательского клуба «Наша зелёная лампа» с той целью, чтобы поддержать интерес учащихся к чтению.
Работа читательского клуба нашей школы представлена в сети Интернет на портале www.o-detstve.ru, где можно познакомиться с итогами нашей деятельности. Опыт работы обобщён и был представлен на VI Всероссийском дистанционном конкурсе «Моя педагогическая инициатива» в 2015 году. Проект по созданию читательского клуба для учащихся 4-6 классов стал победителем конкурса в номинации «Учебно-воспитательный процесс в школе».
В 2016-2017уч. г. в рамках читательского клуба мы работали над экологической тематикой, а в 2017-2018 уч.г. прошёл под эгидой Года волонтёра.
2019 Год театра в России. Мы решили продолжить нашу проектную деятельность, связать проект с тематикой года и разнообразить деятельность клуба новыми формами. А цели, задачи остались прежними - побуждать детей к чтению. Наш клуб поддержал общешкольную акцию «За правильную и красивую речь», стал литературно-познавательным.
Работу клуба мы начали с участия в общешкольной речевой линейке « За правильную и красивую речь!». Мы обратились ко всем участникам акции с предложением возобновить шефскую работу старшеклассников над учениками младшей школы именно в части развития речи и расширения коммуникативных компетенций. Наше предложение поддержали, в школе появились «Речевые патрули». Приняли решение, что старшеклассники из « Речевого патруля» будут приходить к малышам, читать с ними литературные произведения, обсуждать их и затем создавать небольшие постановки.
На первой речевой линейке этого учебного года был принят План работы и Положение, которое было утверждено директором школы. На этой же линейке выбрали состав патруля, включающий как учеников, так и учителей.
Решили, что осуществлять работу «Речевого патруля» будут старшеклассники под руководством учителей, ведущих индивидуальные занятия под девизом «За правильную и красивую речь!», проводить игровые коррекционные занятия « Слова – мои помощники!», весёлые физкультминутки, мультзарядки, совершать «Путешествия в страну правильной речи» и т.д.
Одно из направлений работы «Речевого патруля» – это деятельность нашего клуба.
Мы приступили к работе, вернее, продолжили ту работу, которую начали в 2015 году, наполнив её новым содержанием.
Старт. Название оставили прежнее – «Наша зелёная лампа». (Приложение, рис.1)
Название есть. Есть атрибут (рис.2). Девиз и эмблему изменили. (рис.3).
Работу свою мы спланировали в соответствии с тематикой Года театра и событиями, отмеченными литературным календарём.
В ноябре 2018 года отмечалось 200-летие со дня рождения И.С. Тургенева. Старшеклассники пришли в гости к малышам с книгой И.С. Тургенева « Муму», взятой в школьной библиотеке, показали часть мультипликационного фильма, снятого по этому произведению, продемонстрировали свои рисунки, подготовленные ими к выставке (рис.4). А общешкольным мероприятием, посвящённым юбилею писателя, стала литературная гостиная, подготовленная старшеклассниками и учителями старшей школы.
В ноябре же мы провели беседу о творчестве детского писателя Н.Носова. Ребята-старшеклассники показали буктрейлер, подготовленный по произведениям писателя и принесли для чтения книги Н. Носова с рассказом « Живая шляпа».(рис.5)
В декабре отметили день рождения Дедушки Мороза. Совершили виртуальное путешествие в Великий Устюг и посетили необыкновенный терем, в котором находится резиденция Деда Мороза. (рис.6).Малыши получили в подарок новогодние раскраски.
К каждому такому событию мы выпускали информационные листки, готовили творческие работы, выпускали агитплакаты. Наши ученики участвовали в Интернет-конкурсах, посвящённых Году театра в России, юбилеям русских писателей.
Начало нового календарного года мы отметили виртуальными театральными путешествиями. Старшеклассники познакомили ребят с историей возникновения театра, посетили Древнюю Грецию, современную Италию, Францию, рассказали о том, как устроен современный театр и о том, как вести себя в нем.
Пожалуй, не менее интересные встречи мы провели с нашими первоклассниками. Самое доступное для них чтение – это чтение русских народных сказок. «Репку» мы не только читали, но ещё и разыграли театральное представление при помощи кукол. «Теремок» прочитали, показали открытый урок-игру по этой сказке. Пальчиковый театр помог в использовании активных форм обучения. Кстати, кукол для этого театра ребята создавали вместе с родителями.
Стихи Агнии Барто мы читали вместе, используя панорамную книжку с самыми известными стихами поэтессы. Малыши отвечали на простые вопросы, называли игрушки, по ходу чтения мы пытались вносить элементы драматизации.
У нас в школе есть учительница, которая является членом Союза писателей. Это Антонина Георгиевна Тесленко, которая пишет, в том числе, и стихи для детей. Это здорово, когда в школе есть настоящий поэт! Не раз ребята читали её произведения на наших праздниках, мы продолжаем эту традицию. Со стихами – загадками Антонины Георгиевны мы познакомили наших малышей, подготовив маленькие видео-фрагменты, пальчиковые куклы помогли старшеклассникам сделать эти встречи более эмоционально окрашенными. Для самих чтецов это была новая интересная форма работы, а для малышей мы открыли мир загадок и поэзии.
Хотим отметить, что такая форма работы, как съёмка рабочих фрагментов выступлений ребят, а затем их демонстрация ученикам, стала у нас привычным делом. Дети большой интерес проявляют к этому процессу. Учителю не составляет никакого труда побудить ребёнка к тому, чтобы, читая стихи наизусть, например, добиться лучшего результата. Чем не театр одного актёра!
Началась подготовка к нашему речевому празднику, на котором мы представим итоги работы над нашим проектом. Тема речевого праздника – «Театральное путешествие». Мы проведём его в форме виртуального путешествия по странам Европы, посетим знаменитые театры, не забудем и о нашем Большом театре, но сначала мы расскажем о том, какую работу мы провели в рамках нашей акции « За правильную и красивую речь!».
Руководители клуба будут на этом празднике защищать творческий проект педагогов «Познавательный и литературный клуб « Наша зелёная лампа».
Рефлексия результатов. В ходе реализации проекта учащиеся узнали о цели провозглашения 2019 г. Годом театра в России. Несомненно, любое театральное действие связано с литературным творчеством. На наших встречах мы говорили о ценности чтения, попытались внести в работу новые формы - чтение сопровождали драматизацией прочитанных произведений (сказок, стихов, коротких рассказов). Подготовленные творческие работы, небольшие постановки русских сказок, значительно усилили эмоциональное восприятие литературных произведений, помогли ребятам лучше понять прочитанное, выразить свои чувства.
На речевом празднике мы попытаемся создать атмосферу театра, а затем обсудить не только прочитанное, но и то, какие театральные спектакли ребята посетили и что они могут рассказать об увиденном.
Педагогам хорошо известно, что сейчас с большими трудностями сопряжен выход детей из школы (надо оформлять несколько разрешений за 10 дней до выхода). А говорить о театре и не побывать в нём как-то не совсем логично. Так вот, мы нашли выход. Наши речевые праздники в школе в этом году стали настоящими театральными постановками. Уже мы посмотрели спектакль «Стрекоза и Муравей», готовится к постановке «Дюймовочка». Вся эта работа проводится в рамках общешкольной акции « За правильную и красивую речь!»
Уважаемые коллеги! Сейчас с уверенностью можно сказать, что работа нашего клуба будет продолжена, так как накоплен уже немалый опыт и очевиден положительный результат. Уверены, что творчески подходя к делу, можно расширить арсенал средств для достижения главной цели-формированию интереса к чтению у младших школьников и поддержанию этого интереса у старшеклассников.
Материал статьи дополняют:
а) приложение, в котором размещены фотографии,
б) презентация, подготовленная для защиты проекта,
в) технологическая карта открытого урока-игры по сказке «Теремок» для учеников 1 вспомогательного класса (учеников с сочетанным диагнозом: слабослышащих и слабовидящих).
Предмет: Чтение и развитие речи
Класс: 1 В (вспом.)
Учитель: Васильченко Ольга Михайловна
Тема: Сказка «Теремок».
Урок-игра. Урок закрепления и развития ЗУН.
Цели урока:
Личностные (воспитательные) |
|
Метапредметные: образовательные |
|
регулятивные
|
|
коммуникативные
|
|
коррекционные |
|
Оборудование: компьютер, интеракитвная доска, презентация, звуки животных, музыкальное сопровождение, плакат и фигуры героев сказки «Теремок», касса, таблички, конструктор, картинки, сюжетные рисунки детей.
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Время (мин) |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организаци-онный этап |
1 |
Создание благоприятного психологического климата на уроке
|
- |
- |
Ф |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку |
Приветствуют гостей
|
Психологическая установка |
2 |
Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Воспитание навыков сотрудничества |
- |
Коммуни-кативный |
Г, Ф |
Предлагает учащимся встать в круг и поприветствовать друг друга. Психологическая установка
|
Встают в круг и берутся за руки, произносят имена |
2. Подготови-тельный этап
Фонетическая ритмика. |
3 |
Способствование формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной , формирование правильного дыхания
|
На экране картина слайд со звуками |
Выполнение движений, которые сопровождаются произнесением звуков
|
Ф |
Показывает и контролирует выполнение упражнений |
Выполняют элементы фонетической ритмики со звуками А, О, У, И, О |
Работа с дежурными звуком. |
3 |
Уточнение правильного произношения звуков, используемых на уроке, формирование слитного произношения
|
На экране звукосочетания с дежурными звуками |
Работа со звуко-сочетаниями |
И, Ф |
Контролирует правильное произношение звуков и слитность |
Стараются правильно и слитно произносить звукосочетания |
3. Основной этап Вопросно-ответная беседа |
3 |
Проговаривание действий, которые будут выполнять учащиеся на уроке
|
Касса с табличками |
Наблюдение, проблемная ситуация |
И |
Организует диалог с учащимися
|
Отвечают на вопрос учителя с опорой на таблички
|
Диалог |
4 |
Подведение детей к определению темы урока Формирование навыков вопросно-ответной беседы |
Слайд на экране с названием сказки
|
Коммуни-кативный
|
Г, И |
Диалог учителя с учениками |
Слушают, задают вопросы |
Динамическая пауза |
1 |
Использование здоровьесберегающих технологий, двигательная активность на уроке, создание благопри-ятного психологического климата на уроке. |
Музыкальное сопровожде-ние. |
Выполнение движений под музыку. |
Ф |
Поддерживает эмоциональный настрой учащихся. |
Выполняют движения |
Дидактическая игра |
10 |
Развитие навыков правильного, грамотного говорения с соблюдением правил орфоэпии, развитие слухового восприятия
|
Плакат к сказке, животные, презентация со звуками животных из сказки |
Игровой |
Г, И |
Рассказывает сказку, включает слайды со звуками |
Слушают рассказ, звуки, выходят и обыгрывают сюжет сказки |
Построение теремка из конструктора
|
3 |
Использование здоровье-сберегающих технологий, двигательная активность на уроке, создание благопри-ятного психологического климата на уроке, коллективная работа, развитие слухового восприятия
|
Музыкальное сопровож-дение |
Игровой |
Г |
Поддерживает эмоциональный настрой учащихся, помогает строить |
Строят теремок из кубиков |
5 . Заключи-тельный этап Рефлексия
|
5 |
Самоанализ, оценка настроения и восприятия материала
|
Слайд, смайлы, музыкальное сопровождение |
Коммуни-кативный
|
И
|
Показывает слайд с началом высказывания
|
Продолжают высказывание, выбирают карточки со смайлами
|
Формы организации учебной деятельности (ФОУД): Ф-фронтальная, Г-групповая, И-индивидуальная
Авторы: Шипилова Светлана Максимовна, учитель-дефектолог, Васильченко Ольга Михайловна, учитель-дефектолог, Ставропольский край, город Пятигорск, ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа - интернат №27 II вида».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.