Важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных Стандартов общего образования второго поколения в действие является Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Как указано в нормативных документах, Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В соответствии со стандартом предусмотрены следующие основные направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное, Художественно-эстетическое, Научно-познавательное, Военно-патриотическое, Общественно-полезная деятельность, Проектная деятельность.
Так, в частности, на «Художественно-эстетическое направление» внеурочной деятельности отводится по 2 часа в неделю в течение четырехлетнего обучения детей в начальной школе. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Исходя из данных положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, мы предлагаем рассмотреть авторскую Программу по внеклассному чтению, получившую в ходе четырехлетней опытно-исследовательской апробации название «Вдумчивое чтение» в качестве инновационного проекта.
Работа учащихся в рамках указанного проекта будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Содержание, задачи, формы работы, прописанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Одновременно данный проект предоставляет широкие возможности для интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.
Цель проекта «Вдумчивое чтение» – организация самостоятельного чтения младших школьников как в условиях основного учебного процесса, так и в рамках внеурочной деятельности, развитие литературно-творческих способностей учащихся.
В помощь учащимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия – «Рабочие тетради по внеклассному чтению». В настоящее время созданы тетради для учащихся 2, 3 и 4 классов – яркие красочные издания.
В методический аппарат тетрадей входят помимо художественных текстов разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, памятки и анкеты для читателя, обширная информация о писателях. Это позволяет индивидуализировать процесс литературного образования учащихся.
Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом и т.д. Даны упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия). Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.
Для совершенствования литературоведческих и методических компетенций учителя в данной предметной области нами разработаны методические пособия «Уроки внеклассного чтения с использованием Рабочих тетрадей». Пособия углубляют литературоведческие и методические знания педагога: в них представлено тематическое планирование занятий на учебный год; дана обширная информация о писателях и изучаемых произведениях, а также развернутое изложение хода всех занятий с указанием целей, задач и приемов работы.
Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» прошел четырехлетнюю апробацию в школах Свердловской и Челябинской областей и получил одобрение учителей-практиков. Как показывает опыт, занятия проходили так, что детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.
Результаты внедрения данного проекта можно рассматривать на двух уровнях.
Первый уровень – приобретение школьниками художественно-эстетических знаний через освоение содержания программы «Вдумчивое чтение» (расширение знаний учащихся о детской книге как явлении культуры, о ее структуре, видах, жанрах, темах; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей). Этот уровень достигается учащимися во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьниками опыта эстетических переживаний и позитивного отношения к духовным общечеловеческим ценностям, отраженным в литературе, осознание ценности чтения как явления духовной культуры и на основе этого формирование читательской культуры, литературного вкуса младших школьников, выработка привычки к вдумчивому чтению. Данный уровень достигается в дружественной детской среде, в коллективном сопереживании и совместной исследовательской, творческой деятельности.
В соответствии с возможностями, предоставляемыми образовательными стандартами второго поколения, в рамках данного проекта используются как традиционные формы учебной деятельности (уроки, занятия), так и формы внеурочной деятельности (литературный кружок, круглый стол, читательская конференция, диспуты и КВНы, творческие соревнования, литературно-критические исследования, спектакли и т.д.).
Более подробно узнать о данном проекте вы сможете, перейдя на персональный сайт автора.
Автор: Е.В. Посашкова
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.