Испытуемыми явились учащиеся 2-го класса, в количестве 29 человек. Перед началом эксперимента всем испытуемым, классному руководителю, родителям младших школьников были разъяснены задачи проведения эксперимента.
Исследовательская работа проводилась в течение недели в кабинете психолога школы. Задания для выполнения предъявлялись испытуемым индивидуально. Для анализа был использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть».
Цель опытно-исследовательской работы – выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников.
Задачи опытно-исследовательской работы:
1) провести диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников;
2) полученные результаты обработать и представить графически (с помощью гистограмм);
3) выделить трудности («проблемные точки»), с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе анализа литературного произведения.
Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:
1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи;
4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
5) умение видеть авторскую позицию;
6) умение осознавать идею произведения.
На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.
На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).
Вопросы для анализа текста:
1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа – проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.
4. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.
5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию.
6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – проверка умения осознавать идею произведения.
Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:
Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.
По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.
Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников
Аналитические умения
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией. |
Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. |
Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. |
Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя. |
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. |
Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. |
Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. |
При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку |
Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. |
Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. |
Умение воспринимать образ – персонаж. |
Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. |
Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. |
Не обращает внимание на чувства, переживания героев. |
Умение видеть авторскую позицию. |
Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. |
Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.
|
Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. |
Умение осознать идею произведения. |
Самостоятельно определяет основную мысль произведения. |
Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. |
При определении основной мысли требуется помощь учителя. |
Автор: Горшкова Надежда Владимировна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 г. Асбест
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Надежда Владимировна! Интересный материал, очень актуальный. Очень бы хотелось узнать какие получились результаты по детям, хотя бы обобщенные.
Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.