Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание
− великое дело: им решается участь человека».
В.Г.Белинский.
На сегодняшний день перед нами остро стоит проблема воспитания детей и формирования у них нравственных ценностей. Я считаю, что книга − главный помошник в этом нелёгком деле. Наверное, потому, что книга − величина независимая. Она была всегда, она хранила нашу историю, она растила целые поколения людей.
В своей статье «Биологический и социальный факторы воспитания» Л.С. Выготский пишет о том, что на долю учителя выпадает активная роль − «лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна». Значительным элементом моей воспитательной среды является хорошая детская книга. И если книга – величина независимая, то роль учителя в воспитании через книгу – величина переменная. Для меня уже много лет она возрастает и помогает в работе. А на сегодняшний день хорошая детская книга особенно актуальна. Попробую доказать почему.
Детям можно рассказывать о самых сложных и значительных событиях, но чтобы они всё поняли, во всём разобрались, форма повествования должна быть особой. Владение этой формой при разговоре с маленькими читателями о больших проблемах жизни и есть особенность дарований детских писателей.
А ещё хочется бесконечно читать произведения таких мастеров слова, которые очень любят своих младших друзей, очень хорошо понимают мир их радостей, надежд и стремлений. Произведения Николая Николаевича Носова, Александра Мелентьевича Волкова, Алексея Николаевича Толстого, Джанни Родари и других детских писателей помогают разобраться в хитросплетениях детских душ. Читая и анализируя с детьми произведения, я восхищаюсь мастерству этих гениев. Невольно хочется воскликнуть словами В.В. Маяковского «Что ни страница − то слон, то львица».
Надо только приучить себя и детей никогда не читать впопыхах и, взяв в руки интересную книжку, не просто «глотать» страницу за страницей, торопясь добежать до развязки, но, каким бы захватывающим не был сюжет, порой остановиться и призадуматься над замыслом автора, над красотой пейзажей, характерами героев и над многим другим. Тогда книга станет ступенькой в мир. Тогда испытаешь огромную радость и восторг от общения с книгой.
Учебно-познавательная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Но учителя прекрасно знают, что прежде чем мы хотим призвать ребёнка к какой-либо деятельности, его нужно заинтересовать. И этот интерес должен быть особенным. Он должен заключать в себе новые формы деятельности.
У Выготского: «Возбудить интерес − это подобно разрыхлению почвы для посева». А игру он называет едва ли не самым ценным орудием воспитания. «Художественная сказка, как игра − естественная эстетическая воспитательница ребёнка».
При чтении хорошей детской книги присутствие игры видится повсюду. Писатели как будто играют с читателями в увлекательную игру. Весёлые и внешне неприхотливые, эти книги достаточно серьёзны и многому могут научить. Сказочная форма не мешает, а помогает писателям внушить своим юным читателям, но без унылой, навязчивой назидательности, простые, высокие истины.
Ещё Юрий Карлович Олеша писал, что нет ничего приятнее, чем делиться с кем-либо красотой, чем указывать читателю на те или иные красоты, которые он по неопытности, да, наконец, просто по незаинтересованности может и не заметить.
В предисловии к русскому изданию своих сказок Родари говорит, что ставит их в один ряд с игрушками. Он и делал «Приключения Чиполлино», как игрушку, только из слов, в надежде, что играть в неё будет интересно и весело. Инертной и бесцветной системе воспитания он противопоставляет ту, что главные надежды возлагает на творческое начало, не убивает и не засушивает его, а, напротив, помогает развивать у ребёнка «феномен» фантазии, справедливо полагая, что воображение в системе воспитания не может находиться на положении «бедного родственника».
В сказке-игре дети ведут себя не по правилам синьора Петрушки, а им вопреки и совсем не похожи на тех пай-мальчиков − покорных и безвольных, − какими бы хотели их видеть учителя. Его герои больше всего дорожат свободой, а плутов, угнетателей и дармоедов хотят держать подальше от своей страны. Парки же и роскошные замки – отнять и устроить там Дворцы детей, где будет множество всяких игр и, разумеется, самая лучшая, самая живая, интересная и полезная для ребят игра − школа. Школа для «творцов», а не для зубрил. Не забудем ещё, что у Чиполлино было немало надёжных в беде друзей.
На этих убедительных, на мой взгляд, примерах, я аргументировала значение книги и прямую зависимость от неё воспитания. Заканчивая свою статью, хотела заострить внимание на актуальности этой темы в свете решения задач ФГОС.
Литература:
Автор: Гречишникова Любовь Александровна, учитель начальных классов МКОУ Чесменская СОШ Бобровского района Воронежской области, высшая квалификационная категория. Стаж работы по специальности 25 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Любовь Александровна!К сожалению,ваша статья носит больше теоретический характер,нежели практический. Тема -актуальна, фотографии красивые. Творческих Вам успехов!
Уважаемая Ирина Владимировна, спасибо за внимание к моей статье. Практические наработки есть. Участвую в подобном конкурсе впервые. Спасибо организаторам за предоставленную возможность критически оценить свой профессиональный уровень.
Тогда успехов Вам,все получится!Не надо критически оценивать себя после первого опыта.
Уважаемая Любовь Александровна! Ни у кого не возникает сомнения в том, что книга - источник воспитания. Но в настоящее время дети читают всё меньше и меньше. На мой взгляд, Вы не приводите достаточное количество примеров, подтверждающих, что Вы смогли заинтересовать детей и побудить их к активному чтению. Или мне так показалось?
Уважаемая Ирина Николаевна, Вы правы,читающих детей всё меньше. А детей с проблемами воспитания, на мой взгляд, всё больше. Объяснить ребёнку, что такое хорошо,а что такое плохо лучше, чем это сделал Н.Н.Носов, у меня не получается. И придумать способ чтения более совершенный, чем придумал Незнайка, тоже. Огромное спасибо за общение.
Любовь Александровна, полностью с вами согласна, прививать любовь к чтению нужно! Удачи вам, а то меня 5 баллов. Жду вас в гости у себя на страничке.
Светлана, спасибо за звёздочки. Заходила на Вашу страничку. Здорово! Живо, весело, ярко. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Уважаемая Любовь Александровна. Действительно, сейчас если и встретишь ребенка с книгой, то скорее это будет аудиокнига. Ваше направление в работе очень актуально. от меня +5. Приглашаю к себе на страничку.
Уважаемая Олеся Викторовна, очень рада, что моя идея Вам понятна. Спасибо за приглашение. Общение с творческими людьми всегда полезно и интересно.
Я думаю, что поднятая вами тема очень актуальна. Веде читающих детей меньше, чем было нас. Они играют в компьютер, смотрят телевизор и т.д. И найти такой способ, чтобы читать им было интересно для меня загадка. Я все детство читала. Сначала короткие сказки, потом прочитала Карлосона, Маленькая принцесса. Читать было интересно. Прочитав в юности книгу "Гордость и предубеждение" я до сих пор под впечатлением, с удовольствием смотрю экранизированные версии. А если ли мы не любили читать в детстве, мы бы не стали читать и во взрослой жизни. Я за то что бы наши дети больше читали. Вам5+. Заходите и на мою конкурсную страничку.
Уважаемая Ольга Александровна, даже очень интересная книга не всегда увлечёт ребёнка сразу ( я говорю о младшем школьном возрасте) и вызовет потребность в чтении. У него ещё недостаточно жизненного опыта. Присутствие рядом взрослого, увлечённого чтением этой же книги необходимое условие. Он направит, попросит остановиться, перечитать, понять то, что не всегда привлекает внимание ребёнка. Из этого складывается интерес к чтению. На мой взгляд, проблема в присутствии рядом взрослого...
Уважаемая Любовь Александровна! Тема, действительно, актуальная. Не все родители приобщают детей к литературной речи, художественным образам, да и не очень то утруждают себя, чтобы разъяснить ребёнку... Это видно по тому, как дети общаются, во что играют и т.д. Книга - источник жизненных знаний, не моя фраза. Вы делаете полезное дело, рассказывая детям о книге. Яркая презентация! Рисунки детей свидетельствуют о положительном отклике на Вашу инициативу. В Вашу копилку 5 звёзд! Познакомьтесь с моим проектом.
Уважаемая Елена Ивановна, спасибо за высокую оценку моей работы. Ваш комментарий вдохновляет на дальнейшую работу в этом же направлении. Желаю Вам удачи, творческих успехов в нашем нелёгком труде. Обязательно познакомлюсь с Вашим проектом.