В своей работе я большое внимание уделяю культуре чтения. Согласна с мудрой позицией ведущих авторов по проблеме развития культуры чтения Н.Н. Светловской и Т.С. Пиче-Оол: «Задача любого учителя – профессионально передать ученикам свое умение пользоваться книгой, показать, как это следует правильно делать, приучить и приохотить их к самостоятельному выбору и чтению книг, чтобы с помощью этого орудия, инструмента для чтения его ученики – в свою очередь – затем всю жизнь с помощью книги могли заниматься САМОсовершенствованием, САМОвоспитанием в полном соответствии со спецификой своих личных особенностей и запросов».
Уже с 1 класса, с первых уроков формирую и развиваю умение пользоваться книгой. Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения в 1 классе, начало октября.
Тема урока: Встреча с героями сказок.
Цель урока: гармоничное развитие ребенка в процессе учебно-познавательной деятельности.
Задачи урока:
1. Предметно-информационная. Формируем начальные знания о жанре и видах сказки, о её героях.
2. Деятельностно-коммуникативная. Развиваем умения: отличать сказку от других произведений, определять содержание сказки по данной обложке (переплету), работать с книгой, наблюдать и различать разновидности сказок.
3. Ценностно-ориентационная. Формируем мотивацию к самостоятельному чтению. Воспитываем качества личности: умение слушать и слышать собеседника, адекватно отвечать на вопросы и задавать вопросы, определять поучительный смысл сказок.
Методы: работа с книгой в двух формах (под руководством учителя и самостоятельно), беседа, организованное наблюдение, работа с иллюстрациями. Метод организации взаимодействия учащихся: работа в парах.
Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, который будет стимулировать его в учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: «Азбука» Нечаева Н.В., Белорусец К.С.; набор книг со сказками; игрушка – говорящий медведь с книгами.
1. Артикуляционная гимнастика.
У.: Зачем в начале урока мы делаем речевую гимнастику? ( чтобы говорить внятно, чтобы было всем понятно).
Жил – был Весёлый Язычок. Он любил играть. Захотелось ему порезвиться. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать (упражнение «Лопаточка»).
Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул Язычок, посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
Покачался на качелях (упражнение «Качели») - покачался и в домик спрятался. Выглянул, увидел своего друга Лягушонка и улыбнулся, а потом Слоненка (губы хоботком). Вместе они поиграли, и наш Язычок вернулся к своему домику с тремя ступеньками. Прыгнул он на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал д-д-д (упражнение «Ступеньки»). Вот и сказочке конец, а кто делал молодец.
2. Объявление темы урока.
У.: Ребята, а что я вам рассказала о Язычке? (сказку) Как вы догадались? (Начало – жил-был, концовка, необычность, не может на самом деле язык загорать …)
Правильно. Какие вы молодцы, вы учитесь, второй месяц, а уже можете отличить сказку. В каждой сказке есть зачин, концовка и волшебство. Сегодня мы с вами встретимся со сказочными героями. Они ждут нас на 33 странице нашей Азбуки.
3. Работа с учебником.
У.: Откройте с.33. Даже страница не простая (33), ведь в сказках число 3 является волшебным: 3 сына, 3 препятствия, 3 волшебных предмета.
Что вы видите на этой странице?
(Иллюстрации) – вывешиваю карточка на доску. Рассмотрите иллюстрации. К каким произведениям они? (к сказкам)
У.: Что вы можете сказать об этих иллюстрациях? (художник все перепутал)
У.: Какое задание можно придумать к этим иллюстрациям? (вернуть каждому сказочному герою его предмет, соединить парные иллюстрации)
Дети самостоятельно работают.
У.: Давайте проверим, если вы согласны с отвечающим, кивнете головушкой. Если нет, поднимаете руку. Назовите героев, и из какой сказки они. (Образец полного ответа: лисичка из русской народной сказки «Колобок»).
У.: Кто написал эту сказку? (народ, автор)
По ходу ответов на доску прикрепляются карточки с названиями всех сказок, портретов писателей.
Классификация сказок. Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти сказки? (народные и авторские)
2 человека идут к доске и расставляют карточки с названиями сказок в 2 столбика: авторская, народная. Остальные, если согласны, хлопают.
4. Знакомство с первым элементом книги, обложкой.
У.: У вас на столе лежат книги со сказками. Вам нужно будет их разложить в 2 стопки. Что поможет вам выполнить это задание? (………….)
Все очень просто. Книга сама может нам рассказать о себе. Первое, на что мы обращаем внимание – это обложка. Она бывает мягкая и твердая (показ). Твердая обложка – из картона называется переплет. Обложку можно назвать лицом книги.. тото мы обращаем вниманиеможет рассказать о себеуде т их разложить в 2 стопки
Посмотрите, на обложки ваших книг, что на них написано? (название книги)
Название включает в себя фамилию автора и заглавие. Что еще есть на обложке? (главная иллюстрация, который поможет понять о каких сказочных героях пойдет речь)
Обложка состоит из 4 страниц. Для чего служит обложка? (защищает книгу…)
Посмотрите ребята, как по-разному оформлены книги, а название одно.
5. Работа в парах.
У.: Посоветуйтесь в парах, разложите книги в 2 стопки.
Проверим. На какие группы разложили книги? (в 1 стопку – народные, во 2 стопку – авторские) (в 1 группу – книги с мягкой обложкой, а в другую – книги в переплете).
6. Чтение-рассматривание.
У.: К нам пришел сказочный герой. Как его зовут? (Миша, Медведь). С собой он принес книжку. Ребята, как вы думаете можно ли до чтения узнать, о чем будет книга? (да…..)
По какому элементу книги? (по обложке)
Посмотрите на мою книгу. Как вы думаете, о ком она будет? (……)
Слушаем сказку и проверяем свое предположение.
Выразительное чтение сказки Медвежонком.
У.: Правы мы были? (………………)
Какой поучительный смысл в этой сказке? Рассматривание книги.
7. Итог.
У.: Что нового каждый из вас узнал на этом уроке? Чему вам удалось научить себя, каким умениям? (делить на группы, слушать, наблюдать, умению предугадать содержание книги по обложке)
Получили вы удовольствие от встречи с героями сказок? В свободное время со своими товарищами попытайтесь разыграть эпизоды из этих сказок. Поиграйте в сказку!
Урок прошел действительно ярко, интересно, ребята надолго запомнили, что входит в название книги, что по обложке и выходным данным можно предположить, о чем книга. Надеюсь, что данный конспект будет полезен моим коллегам.
Автор: Ольга Витальевна Голенцева,
учитель начальных классов высшей категории
гимназии № 2 г.
Екатеринбурга
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ольга Витальевна! А почему Вы в продолжение этой темы не расскали о Дереве Знаний? - Опять поскромничала!! С уважением, Владислав.