Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Работа с родителями» (в школе)
Задачи открытого родительского собрания «О времени, детях и себе…»
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, рисунки и сочинения детей, анкеты, памятки для родителей.
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». Л. Н. Толстой
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, дорогие родители!
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Наш диалог – о времени, о наших с вами детях, и, конечно же, о себе….
Все мы такие разные…. Как же жить так, чтобы не мешать друг другу? Как научиться, не подавлять другого, такого непохожего на тебя.
Итак …. О времени…..
Сколько умов бились над тем, в чём заключается история человечества. Всё началось с восточного владыки, ставшего героем поучительной истории.
Притча «Они рождались, страдали и умирали»
«Один молодой восточный владыка, для себя определил, что хочет прославиться тем, что расскажет людям подробнейшую историю всего человечества. Он приказал своему визирю, такому же юноше, как и сам, собрать 1000 самых мудрых историков. Они должны были приготовить доклад. Прошло 20 лет – подходит к дворцу караван из 200 верблюдов, на них привезли многотонными собраниями с подробнейшей историей человечества. Владыка пришёл в ярость: «Мне за всю жизнь не прочитать, и не огласить народу». И приказал сократить. Проходит ещё 20 лет – к его дворцу пришёл караван из 50 верблюдов, с толстенными томами книг. Владыка опять негодует: «Мой век подходит к концу, я не успею прочитать и рассказать всё людям. Опять приказал сократить. Ещё через 15 лет, когда он лежал на смертном одре, к воротам его дворца подошёл старец – это был его визирь и ишак, везущий на себе толстую книгу. Умирающий владыка спросил своего визиря: «Так в чём же заключается история человечества?
И визирь ответил ему: «Они жили, страдали и умирали….»
Так что же изменилось с тех пор? Ничего не изменилось… Люди рождаются. Живут, любят, радуются. Страдают, мучаются и умирают... Но всё-таки что-то не так?
Изменились сами люди, другими стали их проблемы. Этому способствуют условия, которые создаёт действительность.
Сегодня, современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.
Cтало не замеченным и то, что в последнее время отношение детей к собственной семье стало рациональным и потребительским. И я считаю, что ребёнка необходимо научить любить и беречь свою семью, своих родителей.
Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным. Исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли нарушать эту традицию? А не лучше ли возвести её в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна ХОТЕТЬ и УМЕТЬ воспитывать.
О детях…
Какие же трудности в воспитании детей создаются реальной сегодняшней жизнью? Рано или поздно между родителем и ребёнком возникает конфликтная ситуация. Конфликт может иметь даже положительное значение для человеческих отношений. Главное – уметь вести себя в этой не слишком комфортной для человека ситуации. И если уж совсем тяжко, нужно вспомнить, что вы – родители, и вам никто не обещал, что будет легко. Сегодня вряд ли вы получите ответы на все ваши вопросы – это уж слишком вечная тема. Но сегодня за нашим круглым столом, мы обозначим лишь некоторые очертания огромного айсберга детско – родительских отношений.
Вопрос родителям: Какие же трудности в воспитании детей создаются реальной сегодняшней жизнью?
Предполагаемые ответы:
А что же говорят сами дети? Незадолго до родительского собрания среди учащихся было проведено анкетирование.
Ответы некоторых участников анкетирования, к сожалению, позволяют констатировать наличие у них проблем во взаимоотношениях с родителями.
О себе…
Настало время поговорить о себе. С чего начать нам, таким маленьким человечкам в этой бурной жизни? Как противостоять её натискам? Может не стоит изобретать велосипед, а прислушаться к мудрецам?
Притча о том, как изменить мир
«Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой. А он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но у него такая большая семья, одних деток десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя».
Начнём с себя? Для начала предлагаю тест, позволяющий кое-что поведать о вашем характере.
Вот такие вы все разные. Люди как люди. А какие родители? Какой стиль общения с детьми присущ вам?
Я познакомлю вас с типологией стилей общения.
Авторитетный стиль
Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Дети этих родителей, превосходно адаптированы. Уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что он их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Гипопротекция – за ребёнком осуществляется формальный контроль, а на самом деле родители ребёнком не интересуются. Ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. Не формируется инициатива и чувство долга.
Либеральный стиль
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка. Считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?
Ребёнок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям. Преобладает безусловно родительская любовь. Но не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях себя ведут неадекватно импульсивно, нетребовательны к себе. Только в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными творческими людьми.
Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны. Из - за собственных проблем не остаётся сил на воспитание собственных детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим, самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (отклоняющемуся от нормы) поведению.
Итак, … вы познакомились со стилями воспитания. Каждый из вас увидел свой стиль воспитания.
А сейчас попробуем оценить поведения родителей в предложенных ситуациях. Какой стиль общения демонстрируют в них родители?
Автор: Тюрина Оксана Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ «Любинская СОШ № 3», Омская область, Любинский район.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Оксана Ивановна, безусловно важную и актуальную тему Вы подняли. Интересное изложение проблемы, творческий подход! Спасибо, что поделились опытом, возьму на заметку. Особенно понравились притчи))) Мы с родителями тоже обсуждаем сложившиеся стили воспитания в семье. Больше всего волнует, как при взаимодействии с ребёнком уйти от монолога (авториторизма) и прийти к диалогу, не свернув при этом к анархии (вседозволенности)... Вот тут как раз кстати описаный Вами Авториретный стиль воспитания!!! Ещё раз искренне благодарю Вас за появившуюся воможность поразмышлять вместе)))
Оксана Ивановна, вы затронули важную тему! Замечательные притчи, над которыми можно поразмышлять. Можно добавить тест для определения стилей воспитания, так как многие родители не догадываются, какой тип им присущ. Желательно, чтобы и ситуации, которые вы предлагали присутствовали в вашей статье. Творческих успехов!
Оксана Ивановна, интересное родительское собрание. Материал актуальный. Спасибо!
Заключительная часть собрания скомканная, непозитивная. Почувствовалась какая-то назидательность. Больше оптимизма и веры!
Любопытно было познакомиться с такой философской формой работы с родителями. Интересно, как её восприняли родители...
Мне понравилась притча, а папа сказал, что у Вас философский подход к воспитанию детей, а это очень хорошо.
Ева.
Мне кажется, несмотря на все предпринятые попытки, не сложилось единой темы собрания. Обо всём понемногу с философскими нотками.
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Говоря с родителями о трудностях воспитания детей, необходимо пользоваться специальной литературой. Как педагог-психолог, рекомендую "Возрастную психологию", где подробно описываются кризисы детей школьного возраста и пути выхода из кризисов. Книгу можно скачать в Интернете.
Раз уж Вы заговорили с родителями о стилях семейного воспитания, целесообразно было бы выявить их стиль семейного воспитания, используя, например, методику «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варги и В. В. Столина.