Регистрация

Как помочь ребёнку стать уверенным?

  • 16 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным.  Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем они есть на самом деле. Если общая картина неуверенности настолько мрачна, возникает вопрос: как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей.

Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.

Как помочь ребёнку стать уверенным?

Давайте попробуем «услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку.

«Сказка про Маленькую Волну»

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители  Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья волны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.   

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно, ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи,  например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды ее тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время  заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но, поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать,  она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась, и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.

Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего, она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала на это сказка?

Родители совершенно правы, когда говорят, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, т.е. опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивая себя с ними, чувствует свою малоумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянным чувством неуверенности, которое, в

Итак, как помочь ребенку стать уверенным?

  1. Проявлять уважение к его душевному настрою. Если то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями, это не всегда так. Он имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми мечты не казались взрослым. Когда-то мечты о полетах в небе тоже многим казались сказкой.
  2. Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.
  3. Дарить безусловную любовь. Дети должны почувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?».
  4. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.
  5. Помогать понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь  «Поражение  прекрасная возможность научиться чему-то новому».
  6. Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной позиции находятся мальчики, имеющие социально успешных отцов.
  7. Помогать ребенку верить в интуицию.
  8. Давать выражать свои чувства открыто.
  9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни. 
  10. Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителям. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.

Автор: Марина Павловна Казанцева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 ГО Богданович Свердловской области. Стаж работы по специальности 18 лет.

Фото автора

4.6 из 5 звезд
(голосов: 16, сумма баллов: 74)
  • 16 января 2011
  • 6600
  • 13

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (13)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 17.01.2011 в 18:34

Спасибо, Марина Павловна! Хорошая статья, полезная не только для родителей, но и нас учителей.

Марина Дягилева 17.01.2011 в 19:40

Добрый вечер Марина Павловна!
Как приятно, что в нашей школе работают такие замечательные творческие инициативные педагоги. Очень понравилась Выша статья! Вы - молодец! Желаю Вам победы в конкурсе и творческих успехов! М.В.

Болутанова Надежда Викторовна 17.01.2011 в 21:44

Марина Павловна, спасибо за актуальный и интересный материал! Успехов!

17.01.2011 в 22:19

Добрый вечер Марина Павловна! Только сегодня подумал про вас и вот письмо и ваша новая работа. Спасибо за то и другое. Я очень рад, что у меня такой хороший виртуальный друг. Статья великолепная. Мне всё в ней понравилось. Возьму на вооружение. Вы пишите про интуицию, это правильно. Меня учили как просчитывать человека по нумерологии и там есть много об интуиции. Она есть не у всех людей, а у кого есть, то он должен жить именно согласуясь с ней. Интуиция не зависит ни от чего. Вообще уверенность у "маленького" и даже взрослого "большого" человека нужно воспитывать с детства. Помню про себя. Я рос не глупым ребёнком, но часто подводила неуверенность в себе. Если педагог видит это в ребёнке и помогает ему раскрыть свои способности, то честь ему и хвала. Часто у педагогов складываются стереотипы "способный" и "не очень способный" ребёнок. И что бы показать результат педагог выделяет " способных". Так легче жить и работать. Смотрю по своим внукам. Папа у них строгий и дети на людях замыкаются. Я посещаю все утренники и говорю педагогам в детском саду, да и в школе что бы обращали внимание на моих ребят и других. что не вызывают для выступления. Сейчас стало получше, т.к. я сам занимаюсь с внуком и он раскрепостился. Ходим с ним на занятия раннего дошкольного развития ребёнка. Там он полностью раскрепостился и отлично выступает с другими детьми. Так и в садике на новогоднем празднике танцевал с самой красивой и талантливой девочкой группы. Сейчас я ему постоянно внушаю, что он должен быть лучшим и здесь и в школе как был его папа. Правда некоторые педагоги это называют эгоцентризмом, но время поменялось. Нас заставили жить с выгоды. Власть, деньги и все блага у бывших эгоцентристов. Это раньше нас воспитывали бессребрениками, а сейчас за деньги нельзя купить только здоровье. Остальное всё покупается и продаётся. Я благодарен вам Марина Павловна, что подняли такую тему. Успеха в дальнейшей работе.

светлана борисовна 17.01.2011 в 22:39

Спасибо за содержательный и полезный материал.

Марина Павловна 17.01.2011 в 22:49

Дорогие коллеги, большое спасибо за сожержательные комментарии! Творческих всем успехов! С уважением, Казанцева М.П.

Виктория 18.01.2011 в 05:13

Марина Павловна, очень полезный материал и интересный материал, который необходим в нашей деятельности. Творческих спехов Вам!

Наташа Крепких 18.01.2011 в 07:09

Спасибо за интересный материал! Творческих успехов!

Татьяна Ивановна 19.01.2011 в 20:11

Спасибо. Марина Павловна, за сказку. Сказка учит, лечит, воспитывает. Детям так необходимо знать, что кто-то рядом помогает бороться со страхами, неуверенностью.Спасибо!

Надежда Леонидовна 21.01.2011 в 20:53

Уважаемая, Марина Павловна, спасибо за очень полезный и нужный материал!!!

Любовь Владимировна 23.01.2011 в 08:00

Здравствуйте,Марина Павловна! Скажите, сказку Вы сами сочинили?

Марина Павловна 23.01.2011 в 16:52

Уважаемая Любовь Владимировна, эту сказку я использую в своей работе более 15 лет. Она сохранилась у меня ещё со времени моей учёбы в записях. Кто её автор - я не знаю. Просто я считаю её хорошим помощником по воспитанию уверенного в себе малыша. Поэтому, посчитала нужным поделиться данным материалом.

01.02.2011 в 16:14

Добрый день, Марина Павловна! Знакомлю уже не с первой вашей работой, но могу с уверенностью сказать, что Вы очень творческий и талантливый педагог.
В работе представлена важная тема. Именно неуверенность зарождает большое количество комплексов, которые мешают человеку всю жизнь. Успехов в конкурсе.
С уважением Ольга Александровна

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!