Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Актуальность выбора темы
«Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».
Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.
Взаимодействие семьи и школы в приобщении к чтению формирует духовно-нравственную культуру младшего школьника и помогает решать проблему нечитающих детей.
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя.
Большую помощь и поддержку в работе оказывает общероссийское движение «Молодая Россия читает». В концепции движения «Молодая Россия читает» названа общая цель работы – воспитание читающей нации. Основные направления деятельности:
Эти направления тесно пересекаются с работой учителя начальной школы.
В рамках проекта инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы «Семейное чтение», «Читайка», «Читаем вместе», «Юный краевед», «Крылья».
Журнал «Семейное чтение» – простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.
«Читайка» – представляет лучшие детские книги и писателей, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: «Книга – твоя душевная защита».
– духовно-нравственное развитие личности ребёнка;
– формирование основ читательской самостоятельности;
– воспитание умения «талантливо читать»;
– развитее познания и творчества.
Цель работы: Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.
Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть.
Зрелый читатель умеет:
Зрелый читатель имеет:
Способы и средства достижения целей
Организация работы с «Дневником читателя» в начальной школе
Важным условием в воспитании читательской культуры во все времена было отсутствие пассивности в привитии навыков чтения.
Правильно организованная, продуманная работа с «Дневником читателя» в начальной школе активизирует читательскую деятельность детей. «Дневник читателя» это источник взаимодействия родителей и детей в домашнем чтении, в возрождении традиций семейного чтения.
Свой опыт работы я представила в научно-методическом журнале «Начальная школа» в статье «Шаг навстречу книге или Как приобщить ребёнка к чтению», материал опубликован в №2, 2009г.
Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, меня с ребятами. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор.
Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям я помогаю найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?». С 1 по4 класс провожу тематические беседы, просмотр документальных фильмов. К каждому собранию готовлю выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек.
Встречи с интересными людьми, которые могут дать практические рекомендации по воспитанию в нашей гимназии проводятся традиционно. Одна из последних – с Т.А. Медведевой известным педагогом-психологом.
На этапе завершения основного периода обучения учащихся (4 класс) учебно-познавательная деятельность школьников направлена на самостоятельную реализацию школьником проекта по чтению. Многие выполняют работы совместно с родителями, друзьями. Выполнение работы рассчитано на весь учебный год. Тема: «Мой дневник читателя».
Завершающим этапом проектной деятельности является презентация (защита) проекта в присутствии родителей. Все ребята обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ, выступлений, серий иллюстраций, книжек-раскладушек, мультимедийных работ. Подводятся итоги, вручаются дипломы, призы, при этом каждый ученик поощрён в выполнении.
Внеклассная воспитательная работа
Ориентация деятельности в гимназии осуществляется на основе развития педагогических идей К.Д.Ушинского, формирование духовно-развитой личности младшего школьника через приобщение к историческому, культурному, духовному наследию русского народа. Совершенствуются формы и методы воспитательной работы на основе «Годового круга традиций», праздников, внеклассных и внешкольных мероприятий.
Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.
Цель работы: Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.
1. «У истоков духовности»
Формирование представлений о православной культуре, духовных ценностях русского народа. Экскурсии по Святым местам родного края. Чтение православной литературы. Журнал «Свечечка» (подписка на каждого ученика в классе). В «Годовой круг традиций» включены праздники Рождества, Воскресения Христова. Литературно – музыкальные композиции, конкурсы стихотворений, рисунков.
2. «Я живу в России»
Путешествия по историческим, памятным, святым местам Ленинградской земли. «Учимся видеть и слышать прекрасное». Ученики начальной школы имеют возможность посещать курс обучения «Учимся видеть и слышать прекрасное» в Гатчинском Дворце – музее.
3. Кружковая работа
Взаимодействие с библиотекой
Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с Гатчинской городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению.
Кружковая работа, совместная работа с родителями
Чтобы сделать жизнь в «Стране книг» интересной, разнообразной и увлекательной в начальной школе МОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского» организован клуб любителей чтения «Читайка». Я руковожу его работой. Девиз клуба «Читаем вместе в школе и семье».
Главная идея клуба заключается в том, чтобы осуществить больший образовательный проект по вопросам привлечения внимания учащихся, учителей и родителей к чтению книг. Цель организации клуба – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности. Организация работы с одарёнными детьми.
Некоторые темы проектов и исследований в области чтения:
– библиотека класса, библиотека семьи;
– любимые литературные произведения в классе, в семье;
– книги, которые передаются в семье по наследству;
– самая нужная книга в школе, уникальная книга и семье;
– роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека;
– обсуждение интересной книги, книжное обозрение;
– распространение знаний о книге, новой идеи в области литературы;
– книжный магазин, его роль в жизни и маршруты учащихся;
– организация деятельности детского объединения, клуба;
– книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление;
– разработка метода, умения, навыка эффективного чтения;
– организация чтения в классе или семье;
– организация элемента урока, урока, учебной темы по вопросам чтения;
– описание упражнений, тренинга, курса, рекомендаций по вопросам повышения читательского мастерства и результатов их применения.
В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители.
1. Читающий класс: проект в области чтения.
2. Читающая семья: проект в области чтения.
Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Все желающие могут принять участие в конкурсе «Дарите чтение друг другу», изготовить рекомендательные подарочные карточки-открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений «Самая, самая интересная книга», «Книга в моей семье».
Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с Гатчинской городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению
Вывод: Главным результатом деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Укрепляет связи между семьёй и школой.
Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления.
Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.
Автор: Елена Анатольевна Рыбкина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия им. К.Д. Ушинского» города Гатчины Ленинградской области, стаж работы – 21 год.
Об авторе: Руководитель МО учителей начальных классов. Лауреат Гатчинского районного муниципального конкурса «Учитель года – 2009», победитель в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений Ленинградской области в рамках Приоритетного национального проекта «Образование – 2009». Во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» за победу вручены на региональном этапе – Диплом I степени, на окружном – III степени. читайка
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
читающий ученик в настоящее время становится редкостью. замечательно, что вы через свою работу повышаете престиж чтения. Успехов в работе!