Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Идея проведения занятия возникла давно и была связана со спецификой темы «Семейное воспитание» в курсе педагогики. Проблема семейного воспитания всегда рассматривалась нами в двух аспектах: с одной стороны, студенты – будущие педагоги, с другой – создатели семьи и родители.
Поэтому обсуждение теоретических вопросов на семинарах, анализ публикаций, написание лабораторно-практической работы по данной теме было явно недостаточным. К тому же данный материал чрезвычайно благодатен для формирования убеждений и взглядов на организацию педагогического процесса, прочность которых гарантирована глубиной эмоциональных переживаний.
Само содержание предоставляет возможность проведения ролевой игры, что полезно для развития коммуникативных навыков и общих интеллектуальных умений. В материале заложены большие интегративные возможности, т.к. в рамках темы семейного воспитания можно обсудить проблемы выбора методов и средств воспитания и специфику их использования, функции и деятельность педагога, возрастные особенности развития детей, и др.
А поскольку самой традиционной и изжившей себя в силу неправильной организации формой взаимодействия между учителями и родителями является родительское собрание, нам хотелось реабилитировать данную форму и показать, каким оно может и должно быть. Опыт проведения занятия убеждает в том, что предлагаемые идеи используются учителями-практиками.
Подготовка и оборудование кабинета
1. Оформление двух стендов: «Семейный альбом» с фотографиями детей и взрослых и детские рисунки семьи, «Портрет «идеальной» семьи», мультимедийный проектор и экран (для диалога детей и родителей), бланки опроса «Тип семьи», анкета «Знаете ли вы своего ребёнка?», презентация «Психология подростка», листы аналитиков и экспертов.
2. Столы и стулья расставлены в соответствии с выделяемыми группами: учителя, эксперты, родители, аналитики, гости.
3. В процессе проведения игры необходим заранее подготовленный технический персонал для демонстрации иллюстративного материала, проведения и анализа опросов.
1. Выступление преподавателя
Объединение усилий семьи и школы – важная педагогическая проблема. Отношения учителя и родителей не всегда складываются так, как хотелось бы. «Учатся у тех, кого любят» (И.Гёте) – эпиграф занятия. И действительно хочется, чтобы учились и у родителей, и у учителей.
В связи с этим важен первый контакт между ними. Как провести первое родительское собрание, чему посвятить? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить.
2. Основная часть
Студенты распределяются на 4 группы:
1. Учителя и психологи (3 пары): предложат 3 варианта проведения родительского собрания на 1 тему «Как любить ребёнка?» (готовились заранее).
Вариант 1:
«Психолог» анализирует детские рисунки, полученные в результате проведения проективной методики «Рисунок семьи» на базе д/с и начальной школы, обращает внимание на систему взаимоотношений в семьях, качество психологического климата. «Учитель», продолжая тему комфорта и взаимопонимания, представляет различные типологии семей (по И.П. Подласому и М.Л. Клемантович) и предлагает на основе их содержательных характеристик определить, к какому типу относятся семьи участников занятия. Полученные данные анализируются и обсуждаются с точки зрения воспитательных возможностей семей разных типов.
Вариант 2:
«Учитель» и «психолог» представляют результаты исследований американских психологов С. Чесс и А. Томаса, проанализировавших взаимосвязь темперамента, типа материнской (отцовской) заботы и нарушений поведения у детей. Выделенные ими 9 типов темперамента определяют, насколько воспитуемым может оказаться ребенок. Это, в свою очередь, влияет на то, как родители обращаются со своим ребенком. Для того, чтобы сориентироваться на этой улице с двусторонним движением участникам занятия предложили проанализировать вопросы анкеты «Знаете ли вы своего ребенка?».
Вариант 3:
«Учитель» заявил о первоначальном желании определить тему собрания так: «Что должен знать родитель, ребенок которого в 4 классе?», и о необходимости в связи с этим проанализировать особенности подросткового возраста. В процессе изложения материала учителем помощники работают с экраном, где обозначены роли «родители» и «дети» и возникает диалог двух поколений. «Психолог» рассказывает об особенностях воображения подростка и формировании его самосознания. Основное внимание обращено на то, что поддержка родителей питает один из элементов воображаемого представления подростка о себе – его субъективное ощущение своего всемогущества, которое носит позитивный характер, делая подростка активным, действенным, результативным.
2. Родители участвуют во всех вариантах родительских собраний, придумывают ситуации и вопросы в соответствии с темой и содержанием каждого.
3. Эксперты анализируют деятельность «учителей» и «психологов», делают выводы о ценности и целесообразности представленных материалов.
4. Аналитики разрабатывают рекомендации для родителей.
3. Подведение итогов в свобоной форме
Автор: Татьяна Юрьевна Скибо, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий, стаж работы – 14 лет. О себе: Стремлюсь не стоять на месте, отчего интересы, увлечения и хобби многообразны. В конкурсе участвую впервые. Вдруг кому пригодится. Фото автора просто умница
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересная форма проведения родительского собрания, но не всегда родители внеё охотно вступают. Отлично если у вас получается. Удачи!
Родители охотно вступают туда, где интересно. Что, впрочем, характерно не только для родителей) И если им на собрании представляется ситуация развития ребенка, и они получают ответы на волнующие их вопросы, все более чем удается))