Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Сегодня проблема семьи и семейных взаимоотношений всё больше волнует не только каждую семью в отдельности, различные общественные организации, но и государство в целом. Так целью принятой государственной семейной политики является «Обеспечение государством необходимых условий для реализации семьёй её функций повышения качества жизни семьи». Государственная семейная политика направлена на решение не только вопросов материального благополучия, социальной защиты и укрепление здоровья семьи, но и решение вопросов помощи семье в воспитании детей.
Мы все родом из детства. Детские воспоминания, впечатления, знания, и самое главное, – любовь и тепло близких людей – ведут человека по жизненному пути. Родителям необходимо находить время для общения со своим ребенком, для занятий с ним, для чтения сказок, а мы, педагоги, должны помогать родителям в воспитании детей. Многие родители порой испытывают трудности в конкретных действиях, не всегда могут найти ответ на волнующие их вопросы. Активная позиция со стороны родителей, их стремление познать своего ребенка и в то же время недостаток психолого-педагогической культуры, родительского опыта обозначили перед педагогами дополнительного образования проблему профессиональной помощи родителям.
В народной педагогике имеются богатые традиции по совместному труду взрослых и детей в процессе трудового воспитания. С раннего возраста крестьянские дети сотрудничали с взрослыми, а лет с семи-восьми труд становился их основным занятием.
Ознакомление детей и подростков с трудом взрослых и совместная деятельность нацеливала их на освоение основных видов традиционных трудовых занятий. Знания и навыки передавались и усваивались в процессе непосредственного общения взрослого и ребёнка путём подражания наглядному образцу. Дети в процессе воспитания усваивали, что уважать трудовой народ – это, прежде всего, уважать то, что создано или добыто его руками.
Сегодня продолжением традиций народной педагогики могут стать «Семейные мастерские».
«Семейные мастерские» – одна из новых, адресно-направленных практических форм работы с семьёй, которая позволяет создать определённые культурно-социальные условия для совместного творчества детей и родителей, способствует расширению воспитательных возможностей семьи, укреплению её авторитета.
«Семейные мастерские» – это такой вид организации совместного труда и творчества детей и родителей, когда обучается не только ребёнок, но и его мама, бабушка. Это даёт возможность не только познакомиться с ремеслом, но и сблизить интересы ребёнка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам. Каждый имеет шанс ощутить естественную любовь, радость, удовольствие и поддержку семьи.
Большой опыт проведения таких семейных занятий накоплен в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах. Это и «Семейная мастерская» под руководством Сахаровой Марины Ильиничны, и работа на «Игрушечном подворье» при проведении массовых праздников.
Устав нашего образовательного учреждения не предусматривает проведение совместных с родителями занятий: по уставу наполняемость группы 13-15 человек, а с родителями в два раза больше – у нас просто нет таких больших помещений для регулярных занятий.
Однако семейные занятия проводятся как открытые мастер-классы на массовых мероприятиях, например, открытие или награждение победителей городской выставки декоративно-прикладного творчества.
В рамках коллектива «Рукодельница» такие совместные с родителями занятия проводятся к праздникам Нового года, Пасхи, к Дню защитника Отечества и Женскому дню, а иногда просто по желанию родителей и учащихся.
На такие занятия приходят мамы, бабушки, реже, папы и дедушки. Чаще это, конечно, семьи младших учащихся – дошкольников и учеников начальной школы. Свою задачу я вижу не только в организации таких занятий, но ещё и в том, чтобы привлечь к ним родителей всех детей, особенно проблемных.
Занятия таких Семейных мастерских помогают взрослым и детям:
Совместная деятельность детей и родителей помогает родителям лучше понять своего ребенка, найти к нему правильный подход, укрепить взаимоотношения в семье. Каждый ребёнок нуждается в поддержке и одобрении со стороны самых близких ему людей – своей семьи. С родителями, посещающими «Семейные мастерские», ребенку легко найти взаимопонимание и строить взаимоотношения.
Я глубоко убеждена: в том, что сегодня ребёнок может сделать вместе с взрослыми, закладываются основы того, что он завтра сможет сделать без нас.
Автор: Филонович Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования I-й квалификационной категории, МОУ ДОД «Дом детства и юношества», город Серпухов Московской области. Стаж работы – 7 лет.
О себе: мои увлечения – вязание, вышивка, лоскутное шитьё и изготовление кукол. Провожу мастер-классы по лоскутной кукле и посещаю занятия других мастеров. Имею публикации в журналах «Детское творчество» и «Детский досуг», диплом II степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации – 2010».
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень интересная работа, все предельно понятно и заманчиво! Обязательно воспользуюсь данной работой в своей педагогической практике. Работа с родителями самая трудная и необходимая задача любого педагога. В этой публикации дан хороший пример работы с детьми и их родителями! СПАСИБО
Ольга Васильевна, спасибо за то, что делитесь опытом. Меня эта тема тоже волнует!
Семья и педагоги испытывают постоянную потребность во взаимных консультациях по выбору тематики занятий и поддержанию у ребёнка внутренних мотиваций учения. В формах роботы учреждений ДО с семьями есть своя традиционная составляющая: с участием родителей реализуются программы воскресного дня, музейно- экскурсионной работы, проводятся праздничные мероприятия, отчетные выставки и концерты.Многолетняя статистика и опросы родителей показывают, что в этих формах так или иначе участвуют почти все родители, но активно сотрудничают с педагогами в среднем - не более 20% семей.
Ольга Васильевна, вы занимаетесь решением очень важной и актуальной задачи. Творческих Вам успехов и терпения в нелёгком педагогическом пути! Всего доброго и удачи!
Уважаемая Ольга Васильевна! Выбранное направление Вашей работы очень своевременно. Жаль, что конкурсную статью Вы не дополнили материалом, удостоенным диплома на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2010». Всегда интересно узнавать о лично наработанном, об инновации в работе коллег.